г. Томск |
|
11 декабря 2013 г. |
Дело N А27-9566/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.
судей Журавлевой В. А.. Усаниной Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е. Г. без использования средств аудиозаписи,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25 сентября 2013 г. по делу N А27-9566/2013 (судья Обухова Г. П.)
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (ОГРН 1024201261028, ИНН 4211003760, 652700, Кемеровская область, г. Киселевск, улица Ленина, 30)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, Кемеровская область, г. Кемерово, улица Ноградская, 5, 312)
третьи лица:
общество с ограниченной ответственностью "СибСтройСервис" (ОГРН 1094211000245, ИНН 4211022988, 652715, Кемеровская область, г. Киселевск, улица Краснобродская, 5)
Ярцев Владимир Александрович (652723, Кемеровская область, г. Киселевск, улица Весенняя, 1-46)
об оспаривании решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (далее - КУМИ г. Киселевска, Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными решения от 24.06.2013 N 11/5059 и предписания от 27.06.2013 N 11/5060 Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - УФАС Кемеровской области, антимонопольный орган) по результатам рассмотрения жалобы Ярцева В. А. на действия организатора торгов Комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Киселевск, ул. Листопадная, ул. Романтиков, пер. Тенистый, с кадастровым номером 42:25:0101010:825 площадью 24116 кв. м и 42:25:0101010:824 площадью 15145 кв. м под строительство комплекса индивидуальных жилых домов.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.09.2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением Комитет, в апелляционной жалобе просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано, что судом допущено неверное толкование норм материального права - пункта 9 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации; сделан необоснованный вывод о нарушении Комитетом пункта 10 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган решение суда первой инстанции просил оставить без изменения как законное и обоснованное.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в УФАС по Кемеровской области 13.06.2013 года поступила жалоба Ярцева В. А. на незаконные действия организатора торгов - Комитета при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Киселевск, ул. Листопадная, ул. Романтиков, пер. Тенистый под строительство комплекса индивидуальных жилых домов.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом приняло решение от 24.06.2013 г. (в полном объеме изготовлено 27.06.2013 г.), в соответствии с которым жалоба Ярцева В. А. признана обоснованной, Комитет признан нарушившим пункт 9 статьи 38.1, пункт 1 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Кроме того, Комитету выдано предписание от 27.06.2013 года, которым Комитету, Единой комиссии города Киселевска по организации и проведению торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков предписано в срок до 15.07.2013 г. совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, расположенных по адресу: г. Киселевск, ул. Листопадная, ул. Романтиков, пер. Тенистый с кадастровым номером 42:25:0104010:825, площадью 24 116 кв. м, с кадастровым номером 42:25:0104010:824, площадью 15 145 кв. м.,
Антимонопольный орган установил, что администрацией Киселевского городского округа 06.05.2013 г. издано распоряжение N 518-р, согласно которому КУМИ г. Киселевска поручено организовать и провести аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, расположенных по адресу: г. Киселевск, ул. Листопадная, ул. Романтиков, пер. Тенистый с кадастровым номером 42:25:0104010:825, площадью 24116 кв. м, с кадастровым номером 42:25:0104010:824, площадью 15145 кв. м.
На официальном сайте Российской Федерации http://torgi.gov.ru была размещена информация о проведении открытого аукциона, предметом которого была продажа права на заключение договора аренды земельных участков, расположенных по адресу: г. Киселевск, ул. Листопадная, ул. Романтиков, пер. Тенистый с кадастровым номером 42:25:0104010:825, площадью 24116 кв. м, с кадастровым номером 42:25:0104010:824, площадью 15145 кв. м., организатором аукциона указан Комитет.
В извещении указана дата и время начала приема заявок - 06.05.2013 г. в 09:00; дата и время окончания приема заявок - 31.05.2013 г. 17:00; дата и время определения участников торгов - 31.05.2013 г. 17:00, дата и время проведения аукциона - 06.06.2013 г. 14:10; срок подведения итогов - 06.06.2013 г.
Антимонопольным органом также установлено, что согласно информации, содержащейся на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов, дата публикации извещения - 07.06.2013 г., тогда как проведение аукциона назначено на 06.06.2013 г.
В соответствии с протоколом от 31.05.2013 г. на участие в аукционе была подана только одна заявка ООО "СибСтройСервис", который допущен к участию в аукционе.
Согласно протоколу об итогах аукциона от 06.06.2013 г. аукцион был признан несостоявшимся. Единой комиссией было принято решение предоставить в аренду земельные участки под строительство комплекса индивидуальных жилых домов единственному участнику аукциона ООО "СибСтройСервис" по начальному размеру годовой арендной платы 549 000 рублей.
Кроме того, установлено, что извещение о проведении аукциона не содержит всех необходимых сведений, установленных пунктом 10 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оспаривая правомерность решения и предписания антимонопольного органа, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что несвоевременное размещение извещения об аукционе, отсутствие всей необходимой информации в извещении и соединение земельных участков в один лот нарушают права иных лиц, которые в связи с допущенными нарушениями не имели возможности участвовать в аукционе.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии спунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пункта 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при одновременном его несоответствии закону и нарушением его изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Возможность заключения договора посредством проведения торгов в форме аукциона или конкурса предусмотрена статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Процедура организации и порядок проведения торгов регламентированы статьей 448 ГК РФ.
В соответствии состатьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных, в том числепунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 30.2 ЗК РФ предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 38.2 ЗК РФ аукцион проводится в соответствии со статьей 38.1 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей статьи.
Пунктом 9 статьи 38.1 ЗК РФ предусмотрено, что организатор аукциона не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона должен опубликовать извещение о проведении аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о проведении аукциона на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Указанной нормой ЗК РФ закреплен обязательный для соблюдения организатором торгов срок размещения извещения о проведении торгов, определенный истечением периода времени, исчисляемого днями (не менее чем за 30 дней).
Между тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, организатором аукциона (КУМИ) информационное сообщение о проведении 06.06.2013 г. аукциона на официальном сайте www.torgi.gov.ru в сети "Интернет" было фактически размещено 07.06.2013 г., то есть на следующий день после проведения торгов.
Данное обстоятельство подтверждается письмом оператора сайта www.torgi.gov.ru, из которого следует, что Комитетом 06.05.2013 г. 12:18 было создано извещение N 060513/0077980/01 о проведении торгов в виде открытого аукциона, однако размещено данное извещение Комитетом только 07.06.2013 г. 06:14, при размещения извещения не было сбоя; аукционная документация добавлена к извещению при его создании, то есть 06.05.2013 г.; после публикации извещения 07.06.2013 аукционная документация стала доступной в открытом доступе в публичном разделе; формирование даты добавления не зависит от даты публикации извещения.
Таким образом, организатором торгов не соблюден установленный пунктом 9 статьи 38.1 ЗК РФ тридцатидневный срок на опубликование извещения о проведении аукциона.
В связи с указанным нарушением УФАС по Кемеровской области усмотрело признаки создания Комитета участнику аукциона (ООО "СибСтройСервис") преимущественных условий участия в аукционе и ограничения доступа к участию в аукционе другим потенциальным участникам.
Как правомерно указал суд первой инстанции, данное нарушение является существенным, так как могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в связи с тем, что хозяйствующие субъекты, заинтересованные в участии аукционе ограничены в доступе к информации об его проведении.
Суд апелляционной инстанции отклоняет как основанный на неверном толковании норм материального права довод апелляционной жалобы о соблюдении Комитетом требований пункта 9 статьи 38.1 ЗК РФ в связи с отсутствием в действующем законодательстве понятия "опубликование информации в сети "Интернет".
Довод Комитета о том, что при проведении аукциона не нарушены нормы части 10 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации также не принимается по следующим основаниям.
Пункт 4 части 10 статьи 38.1 ЗК РФ свидетельствует о том, что извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в извещении N 060513/0077980/01 о проведении торгов в виде открытого аукциона отсутствуют обязательные сведения о порядке проведения аукциона; о предмете аукциона, а именно: о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение (технологическое присоединение); об адресе места приема заявок на участие в аукционе; о порядке возврата участникам аукциона задатка, о существенных условиях договора.
В соответствии с положениями статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Исходя из буквального толкования и смысла положений статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов. Перечень нарушений, перечисленный в указанной статье, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.
Антимонопольным органом вменено Комитету неправомерное включение в один лот двух земельных участков под строительство комплекса индивидуальных жилых домов общей площадью 39 261 кв. м, при проведении торгов по продаже земельных участков, что могло привести к ограничению конкуренции и нарушить принцип равнодоступности при проведении торгов.
В соответствии состатьей 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
В соответствии спунктом 1 статьи 38 ЗК РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии сподпунктом 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В силупункта 4 статьи 38 ЗК РФ иПравил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 (далее - Правила N 808), предусмотрен порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов), в том числе сведения о предстоящих торгах, подлежащие обязательному опубликованию (пункт 8 Правил).
Действительно, ниГражданский, ниЗемельный кодексы Российской Федерации, ниПравила N 808 не содержат запрета на продажу нескольких земельных участков единым лотом по одному договору купли-продажи, Закон о защите конкуренции также не содержит требований к порядку формирования лотов при организации торгов по продаже земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.
Однако при формировании условий конкурса (аукциона) заказчик не должен игнорировать предмет и целиЗакона о защите конкуренции, Земельного кодекса Российской Федерации иПравил N 808, направленные на эффективное использование государственной (муниципальной) собственности, на достижение публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков, эффективности использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также должен соблюдать требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
При решении вопроса о наличии признаков вмененных КУМИ г. Киселевска нарушений антимонопольного законодательства должны быть приняты во внимание организационная, социальная и экономическая целесообразность такого объединения (соответствующие последствия). КУМИ г. Киселевска не представил доказательств свидетельствующих о неразрывной технологической и функциональной взаимосвязи земельных участков, право на заключение договора аренды, которых было выставлено на оспариваемые торги, безусловно указывающий на то, что их предоставление в аренду отдельными лотами невозможно и повлечет за собой невозможность освоения данных земельных участков в целях жилищного строительства
Представленные в материалах дела доказательства позволяют сделать вывод о том, что антимонопольный орган правомерно и обоснованно признал Комитет нарушившим положения Закона о защите конкуренции.
Суд первой инстанции правильно указал, что в рассматриваемой ситуации негативное влияние на конкуренцию путем необоснованного укрупнения лота проявляет себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, неспособных либо освоить такой лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта.
По настоящему делу буквальное толкование положений гражданского и земельного законодательства Российской Федерации (во взаимной связи с задачами и целями антимонопольного регулирования и контроля) позволяет признать соответствующие антимонопольные запреты нарушенными.
Вывод антимонопольного органа, а также суда первой инстанции о том, что Комитетом в результате нарушения положений статьи 17 Закона о защите конкуренции ограничен круг претендентов на участие в открытом аукционе, является правомерным.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Таким образом, обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25 сентября 2013 года по делу N А27-9566/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
В. А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-9566/2013
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области
Третье лицо: ООО "СибСтройСервис", Ярцев Владимир Александрович