г. Владивосток |
|
04 декабря 2013 г. |
Дело N А51-21756/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Центр судоремонта "Дальзавод",
апелляционное производство N 05АП-12824/2013
на решение от 20.09.2013
судьи Н.Н.Куприяновой
по делу N А51-21756/2013 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению открытого акционерного общество "Центр судоремонта "Дальзавод" (ИНН 2536210349, ОГРН 1082536014120, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 06.11.2008)
к Административной комиссии по Ленинскому району Владивостокского городского округа
об отмене постановления N 3/1019 от 11.07.2013,
при участии:
от ОАО "Центр судоремонта "Дальзавод": Семенова О.О., представитель по доверенности от 07.08.2013 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; паспорт;
от Административной комиссии по Ленинскому району Владивостокского городского округа: Футина Е.А.. председатель; удостоверение N 27,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Центр судоремонта "Дальзавод" (далее - заявитель, общество, ОАО "Центр судоремонта "Дальзавод", ОАО "ЦСД") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении N 3/1049 от 11.07.2013, вынесенного Административной комиссией по Ленинскому району Владивостокского городского округа (далее - административный орган, административная комиссия), предусмотренного статьей 11.3 Закона Приморского края от 05.03.2007 N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае", с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением от 20.09.2013 в удовлетворении требований предприятия отказано.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, общество полагает, что решение суда от 20.09.2013 незаконно и подлежит отмене в связи с неполным выяснением и недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Также к апелляционной жалобе обществом приложена копия Определения N 13 о возбуждении дела об административном правонарушении, времени и месте производства по делу. Суд апелляционной инстанции возвращает указанный документ, поскольку в материалах дела имеется заверенная копия определения, а кроме того, частью 2 статьи 272.2 не предусмотрено принятие судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств по делам, рассмотренным в порядке упрощенного судопроизводства.
В представленном в материалы дела письменном отзыве административная комиссия на доводы апелляционной жалобы возразила. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
25.06.2013 сотрудниками отдела экологической безопасности и отдела экологического мониторинга было проведено обследование территории по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 72-Б. В результате обследования было установлено: с северо-западной стороны дома N 72-Б по ул. Светланская в г. Владивостоке (в районе производственного цеха N 7 ОАО "ЦСД") осуществлено повреждение корневой системы четырех деревьев, о чем составлен акт обследования территории от 25.06.2013.
26.06.2013 определением N 13 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ОАО "ЦСД" с назначением даты и места составления протокола об административном правонарушении.
28.06.2013 в присутствии двух понятых оформлен протокол осмотра территории, в котором зафиксирован факт повреждения корневой системы четырех деревьев.
По данному факту нарушения Временных правил содержания и охраны зеленых насаждений на территории г. Владивостока, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 21.07.2005 N 83 (далее- Временные правила), административным органом составлен протокол об административном правонарушении серии 44-КЗ N 020236 от 28.06.2013.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении и усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 11.3 Закона Приморского края от 05.03.2007 N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае" (далее - Закон N44-КЗ), административный орган вынес постановление по делу об административном правонарушении N 3/1049 от 11.07.2013, согласно которому ОАО "ЦСД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.3 Закона Приморского края от 05.03.2007 N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае", и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с постановлением, считая его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований обществу отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, выслушав представителей сторон, суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с Временными правилами защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Владивостока, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Согласно пункту 2.2 Временных правил граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, содержать и охранять их за счет собственных средств самостоятельно или путем заключения соответствующих договоров со специализированными организациями (пункт 2.3 Временных правил).
В силу пунктов 8.1 и 8.2 Временных правил за нарушение Временных правил лица, допустившие нарушения, привлекаются к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ; применение мер ответственности не освобождает нарушителя от обязанности возмещения причиненного им материального ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации и устранения допущенных нарушений.
Как верно установлено судом, основанием для привлечения общества к административной ответственности по статье 11.3 Закона Приморского края от 05.03.2007 N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае" послужило повреждение корневой системы четырех деревьев в районе производственного цеха N 7 ОАО "ЦСД" с северо-западной стороны дома N 72-Б по ул. Светланская в г. Владивостоке при осуществлении земляных работ, связанных с благоустройством территории производственного здания.
Согласно пункту 2.4 Временных правил осуществление градостроительной деятельности в г. Владивостоке ведется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений.
В силу пункта 4.1 Временных правил на озелененных территориях, в том числе, запрещается самовольно вырубать деревья и кустарники; производить разрытие для прокладки инженерных коммуникаций без согласования по установленным правилам; ломать ветви деревьев; производить другие действия, способные нанести вред зеленым насаждениям.
На основании пункта 4.2 при производстве работ строительные и иные организации обязаны принимать соответствующие меры, в том числе: ограждать деревья, находящиеся на территории строительства, сплошными щитами треугольником высотой 2 м, устраивать деревянный настил вокруг ограждающего треугольника радиусом 0,5 м; работы в зоне корневой системы деревьев и кустарников производить ниже расположения основных скелетных корней (не менее 1,5 от поверхности почвы), не повреждая корневой системы.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции, что на ОАО "ЦДС", как на собственнике объектов недвижимого имущества, лежит обязанность по осуществлению мер по сохранению зеленых насаждений, недопущению незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений на участке строительства.
Материалами административного дела, а именно, актом обследования территории от 25.06.2013, фотоматериалами, произведенными во время обследования, протоколом обследования территории от 28.06.2013, протоколом N 020236 об административном правонарушении от 28.06.2013, подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения, выразившего в повреждении корневой системы четырех деревьев в районе производственного цеха N 7 ОАО "ЦСД" с северо-западной стороны дома N 72-Б по ул. Светланская в г. Владивостоке при осуществлении земляных работ, связанных с благоустройством территории производственного здания. Данный факт обществом по существу не оспаривается.
В соответствии со статьей 11.3 Закона Приморского края от 05.03.2007 N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае" (действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) за неисполнение или нарушение муниципальных нормативных правовых актов, кроме тех, ответственность за неисполнение или нарушение которых установлена иными статьями настоящего Закона, - влечет наложение административного штрафа, в частности, на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Следовательно, факт причинения вреда окружающей среде в результате противоправных действий общества подтверждается представленными в материалы дела документами, в том числе материалами административного производства.
Судом первой инстанции верно установлено, что материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательства наличия объективных препятствий для соблюдения установленных требований.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Соответствующих доказательств материалы дела не содержат.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в действиях общества имелся состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 11.3 Закона Приморского края от 05.03.2007 N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае", и у административного органа имелись законные основания для привлечения администрации к ответственности по указанной норме.
Проверив порядок привлечения общества к административной ответственности, арбитражный апелляционный суд не установил нарушений процедуры, влекущих отмену оспариваемого постановления.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество не было надлежащим образом уведомлено о месте и времени составления акта осмотра и протокола об административном правонарушении, апелляционным судом отклоняется как не соответствующий имеющимся в деле доказательствам.
В материалах дела имеется определение N 13 от 26.06.2013, которое вручено ОАО "ЦДС" через канцелярию, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции (вх. N 3485 от 26.06.2013), следовательно, общество было надлежащим образом уведомлено о времени и месте осмотра территории и составлении протокола об административном правонарушении.
В назначенное время для составления протокола об административном правонарушении законный представитель ОАО "ЦДС" не явился. Протокол серии N 44-КЗ N020236 об административном правонарушении от 28.06.2013 был составлен в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя ОАО "ЦДС".
11.07.2013 года надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении законный представитель ОАО "ЦДС" не явился.
В случае извещения административным органом лица, привлекаемого к ответственности, о факте, месте и времени составления протокола об административном правонарушении названный протокол может быть составлен в отсутствие этого лица, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствует о нарушении предоставленных последнему КоАП РФ гарантий защиты и не может служить препятствием для реализации административным органом возложенных на него законом задач и функций по борьбе с административными правонарушениями.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье (должностному лицу) необходимо принимать меры для оперативного извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения и поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением участвующих в деле лиц о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Таким образом, вручив заявителю определение N 13 от 26.06.2013, протокол осмотра территории от 28.06.2013 и протокол об административном правонарушении N 020236 через канцелярию ОАО "ЦДС", административный орган предпринял достаточные меры для извещения заявителя.
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с законодательством.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену оспариваемого решения.
Довод общества о том, что он является ненадлежащим субъектом ответственности по вменяемому правонарушению, апелляционным судом отклоняется как не подтвержденный надлежащими доказательствами.
Доводов о том, что дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по правилам административного судопроизводства, в апелляционной жалобе не содержится.
Учитывая в совокупности все изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.09.2013 по делу N А51-21756/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-21756/2013
Истец: ОАО "Центр судоремонта "Дальзавод"
Ответчик: Административная комиссия по Ленинскому району Владивостокского ГО, Административная комиссия по Ленинскому району Владивостокского городского округа