г. Самара |
|
11 декабря 2013 г. |
Дело N А72-9633/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Парнас" - Шабаевой В.Е. (доверенность от 28.05.2013),
представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 декабря 2013 года в помещении суда апелляционную жалобу
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 октября 2013 года
по делу N А72-9633/2013 (судья Каданцев Ю.А.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Парнас" (ОГРН 1127328002493, ИНН 7328068796), г. Ульяновск,
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (ОГРН 1027301569987, ИНН 7328043368), г. Ульяновск,
о признании недействительным решения от 14 июня 2013 года N 083 025 13 РК 0001543,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Парнас" (далее - общество, ООО "Парнас") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области (далее - Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 14.06.2013 N 08302513РК0001543 (т. 1 л.д. 3-7).
Определением суда от 02.08.2013 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.10.2013 по делу N А72-9633/2013 заявленные требования удовлетворены (т. 2 л.д.95-96).
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д.101).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя Пенсионного фонда, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, основным видом экономической деятельности ООО "Парнас" (ОГРН1127328002493, ИНН7328068796) в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 29.07.2013 N 2525, является розничная торговля фармацевтическими товарами.
Министерством здравоохранения Ульяновской области выдана ООО "Парнас" лицензия от 11.04.2013 N ЛО-73-02-000529 на осуществление фармацевтической деятельности. Лицензия выдана бессрочно (т.1 л.д.36-48).
Настоящая лицензия переоформлена на основании решения лицензирующего органа.
31.01.2013 ООО "Парнас" представил в Пенсионный фонд расчеты по форме РСВ-1 ПФР по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2012 год.
Страхователем представлены копии сертификатов специалистов, осуществляющих фармацевтическую деятельность на 61 человека и копии дипломов по специальности "Фармацевт" на 5 человек из числа 83, указанных в отчете.
28.03.2013 заказным письмом страхователю направлены требование N 083 025 13 ИД 0000401 от 28.03.2013 о предоставлении документов: карточек учета страховых взносов на застрахованных лиц за октябрь, ноябрь, декабрь и требование N 083 025 13 ЗП 0000252 от 28.03.2013 о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам с указанием необходимости начислять работникам, не имеющим фармацевтического образования, страховые взносы исходя из тарифа: на ОПС - 22%, на ОМС - 5,1%, и необходимостью представить корректирующий расчет с доначислением страховых взносов на работников, не имеющих фармацевтического образования.
Страхователь в течение 5 дней со дня вручения настоящего требования должен предоставить корректирующий расчет с доначислением страховых взносов на работников, не имеющих фармацевтического образования.
05.04.2013 на запрос о предоставлении документов от 28.03.2013 N 083 025 13 ИД 0000401, страхователем представлены карточки учета страховых взносов на застрахованных лиц за октябрь, ноябрь, декабрь, а также страхователем предоставлено возражение на требование от 28.03.2013 N 083 025 13 ЗП 0000252 о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, в котором указано, что страхователь считает применение пониженного тарифа ко всем работникам правомерным.
В связи с тем, что, корректирующий расчет страхователем предоставлен не был, в ходе камеральной проверки Пенсионным фондом доначислены страховые взносы на ОПС и ОМС за календарный 2012 год на работников, не имеющих фармацевтического образования и сертификата специалиста, а также на сотрудника (Белова Н.С), у которого сертификат специалиста был действителен до конца ноября, а сотрудник продолжал работать в декабре, в соответствии с Приложением 3 "Таблица расчета доначисленных страховых взносов за отчетный период календарный 2012год" исходя из тарифа: на ОПС - 22%, на ОМС - 5,1%.
Пенсионным фондом проведена камеральная проверка, в ходе которой выявлены нарушения законодательства РФ о страховых взносах: выявлена недоимка по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ и ФФОМС, то есть общество на дату представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, не в полном объеме уплатило доначисленные страховые взносы, а также не уплатило соответствующие доначисленным страховым взносам пени, тем самым нарушив п.4 ст. 17, п.1 ст.18, п.2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Результаты камеральной проверки оформлены актом от 29.04.2013 N 08302530001258 (т.1 л.д.27-35, 121-126).
Пенсионный фонд считает, что плательщик имеет право применять пониженный тариф страховых взносов в 2012-2013 годы только в отношении работников, осуществляющих фармацевтическую деятельность, получивших высшее или среднее фармацевтическое образование в РФ и имеющих сертификат специалиста. В отношении других работников плательщик обязан исчислять страховые взносы по общеустановленному тарифу.
Таким образом, Пенсионный фонд считает, что обществом нарушен п.1ст.18, пп.1, 2 п.2 ст.28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Рассмотрев материалы проверки, Пенсионным фондом принято решение от 14.06.2013 N 083 025 13 РК 0001543 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах (т.1 л.д.18-26, 127-131).
Общество, не согласившись с указанным решением, обратилось в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) настоящий Федеральный закон, в том числе регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В пункте 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Частью 2 статьи 13 Закона N 212-ФЗ установлено, что стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В силу пункта 3 части 2 статьи 28 Закон N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
На основании пункта 1 статьи 18 и пунктом 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов (пункт 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Статьей 34 Закона N 212-ФЗ предусмотрено проведение уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов камеральных проверок в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В соответствии со статьей 37 Закона N 212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 48 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 34 Закона N 212-ФЗ, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 39 Закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В статье 58 Закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, - для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) и уплачивающих ЕНВД, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
В силу части 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в 2012-2013 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, применяются следующие тарифы страховых взносов, в том числе в 2012 году: ПФР - 20 процентов; ФСС РФ - 0,0 процента; ФФОМС - 0,0 процента.
Из материалов дела следует, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов, является действующим юридическим лицом и осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии.
ООО Парнас" является плательщиком единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД). Общество при расчете размера страховых взносов за 2012 год применил тариф, установленный в вышеуказанной норме с учетом того, что он является фармацевтической организацией и плательщиком ЕНВД.
Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
На основании пункта 35 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями указанного закона.
В силу части 1 статьи 55 Федерального закона N 61-ФЗ аптечными организациями осуществляется розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии.
Фармацевтическая деятельность на основании пункта 1 статьи 52 Федерального закона N 61-ФЗ осуществляется, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат отдельные виды деятельности, в том числе фармацевтическая деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, которым установлен порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе аптечными организациями.
Согласно пункту 2 указанного Постановления указано, что фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Из материалов дела видно, что ООО "Парнас" имеет лицензию на фармацевтическую деятельность, что не оспаривается Пенсионным фондом, то есть общество является аптечной организацией и осуществляет фармацевтическую деятельность. При этом фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование, участвуют и иные работники аптечной организации.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что, поскольку в данном случае фармацевтическую деятельность осуществляет общество, а не лица, состоящие с ним в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста, вывод Пенсионного фонда о том, что аптечная организация вправе применять пониженные тарифы только в отношении лиц, имеющих фармацевтическое образование и сертификат специалиста, необоснован.
Положения пункта 10 части 1 статьи 58 Закона 212-ФЗ устанавливают пониженные тарифы для страхователя, в данном случае для общества. Именно общество осуществляет фармацевтическую деятельность и является плательщиком страховых взносов, следовательно, имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех работников, участвующих в деятельности общества.
Законодатель использует термин "осуществление", а не "занятие" фармацевтической деятельностью, который является шире последнего по своему значению.
Суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным вывод Пенсионного фонда о том, что при отсутствии соответствующих сертификатов специалиста на работников, имеющих право заниматься фармацевтической деятельностью, такие организации не вправе применять пониженный тариф страховых взносов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.10.2013 по делу N А49-9/2013, постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.04.2013 по делу N А19-18997/2012, постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.05.2013 по делу N А17-4804/2012, постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.11.2013 по делу N А03-18658/2012, постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.09.2013 по делу N А56-6367/2013, постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 05.07.2013 по делу N А76-16620/2012, постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 05.07.2013 по делу N А48-3758/2012.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 14.06.2013 N 083 025 13 РК 0001543 является незаконным, а заявленные требования подлежат удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина пенсионным органом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 октября 2013 года по делу N А72-9633/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-9633/2013
Истец: ООО "Парнас"
Ответчик: Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска, УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска