г. Владимир |
|
11 декабря 2013 г. |
Дело N А11-3092/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2013.
В полном объеме постановление изготовлено 11.12.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Кирилловой М.Н., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.08.2013 по делу N А11-3092/2013, принятое судьей Ушаковой Е.В. по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, г. Москва) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Владимирской области от 22.01.2013 о государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "Делфи" (ИНН 3314006471, Владимирская область, Гусь-Хрустальный район) и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Владимирской области исключить данную запись из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Владимирской области - Биктарирова-Гущина Т.С. по доверенности от 02.12.2013.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
15.01.2013 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Владимирской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган, заявитель) от Поросенкова Евгения Ивановича, являющегося единственным участником общества с ограниченной ответственностью "Делфи" (далее - ООО "Делфи") поступило заявление о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001 (вх. N 13 от 15.01.2013).
Вместе с заявлением ООО "Делфи" были предоставлены решение единственного участника ООО "Делфи" от 22.10.2013 N 1 Поросенкова Е.И. о ликвидации ООО "Делфи", уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица, уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего), заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, ликвидационный баланс, квитанция об оплате государственной пошлины, доверенность.
По результатам рассмотрения представленных документов Инспекция 22.01.2013 приняла решение о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Делфи" в связи с его ликвидацией.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным указанного решения Инспекции и обязании регистрирующий орган исключить данную запись из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением от 07.08.2013 суд удовлетворил заявленные требования, решение Инспекции признал недействительным, обязал заявителя в течение десяти дней после вступления решения в законную силу исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись от 22.01.2013 о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Делфи" в связи с его ликвидацией.
Инспекция, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой, сославшись на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Регистрирующий орган считает, что ОАО "РЖД" не представило доказательств недостоверности сведений в ликвидационном балансе ООО "Делфи" и наличия непогашенной задолженности перед ОАО "РЖД".
При этом в апелляционной жалобе заявитель отмечает, что счет-фактура N 1880030000002074/1100000907 и акт о выполненных работах (оказанных услугах) N 838865 от 30.11.2012 не являются надлежащими доказательствами, поскольку решение единственного участника ООО "Делфи" о ликвидации принято 22.10.2012, сообщение о принятом решении опубликовано 31.10.2012.
Кроме того, регистрирующий орган указывает, что судом необоснованно не был привлечен к участию в деле ликвидатор ООО "Делфи" Поросенков Е.И.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.
ОАО "РЖД", представив отзыв на апелляционную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения. Представитель ОАО "РЖД" в судебное заседание не явился.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10.12.2013 до 09 часов 15 минут.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ОАО "РЖД".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав в судебном заседании представителя заявителя, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
В соответствии счастью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Общий порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией установлен статьей 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 21 Закон N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Непредставление в регистрирующий орган указанных документов является основанием для отказа в государственной регистрации (подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований указанного Федерального закона и устава общества.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органов юридического лица, уполномоченных на то учредительными документами (пункт 2 статьи 61 ГК РФ).
Пунктами 1, 2 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами.
Пунктом 1 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации. В соответствии с пунктом 2 данной статьи после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В силу пункта 5 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в заявлении, представленном в регистрирующий орган, ликвидатор ООО "Делфи" указал, что им соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, обязательств перед кредиторами не имеется.
Вместе с тем представленный ООО "Делфи" ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, поскольку ООО "Делфи" в период осуществления ликвидационных процедур и на момент обращения с заявлением о ликвидации имело непогашенную задолженность перед ОАО "РЖД" по договору от 02.07.2012 N 161/ГДТВ-1д в сумме 750 125 руб. 81 коп. за отпущенную в ноябре тепловую энергию.
Наличие задолженности подтверждается счетом-фактурой от 30.11.2012 N 1880030000002074/1100000907 и актом от 30.11.2012 N 838865.
Указанная задолженность не отражена ООО "Делфи" в ликвидационном балансе по состоянию на 01.01.2013.
В нарушение требований статьи 63 ГК РФ ликвидатор письменно не уведомил кредитора о ликвидации ООО "Делфи" и не произвел расчета с ним.
Кроме того, регистрирующий орган не установил, была ли опубликована в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, информация о принятом решении о ликвидации ООО "Делфи", промежуточный ликвидационный баланс в материалы дела не представлен.
Таким образом, на момент обращения ликвидатора ООО "Делфи" Поросенкова Е.И. с заявлением по форме N Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в регистрирующий орган представленные документы не отражали достоверной информации о ликвидируемом юридическом лице.
В соответствии сподпунктами "а" и"б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Поскольку при ликвидации компании установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица нарушен и для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган не представлены, у регистрирующего органа не имелось правовых оснований для принятия обжалуемого ОАО "РЖД" решения о государственной регистрации ликвидации ООО "Делфи" из Единого государственного реестра юридических лиц.
При указанных обстоятельствах, решение регистрирующего органа от 22.01.2013 о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Делфи" в связи с его ликвидацией, нарушает права ОАО "РЖД" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку создает препятствия по взысканию задолженности.
Таким образом, в данном случае судом первой инстанции установлена совокупность двух условий, являющаяся основанием для признания решения регистрирующего органа недействительным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ОАО "РЖД" требования.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают законности и обоснованности принятого судом первой инстанции судебного акта.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе инспекции не рассматривался с учетом положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.08.2013 по делу N А11-3092/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
М.Н. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-3092/2013
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице представителя Горьковская дирекция по тепловодоснабжению, Филиал ОАО "РЖД" Центральная дирекция по тепловодоснабжению Горьковская дирекция по тепловодоснабжению
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Владимирской области
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Владимирской области