г. Вологда |
|
13 декабря 2013 г. |
Дело N А13-8464/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 декабря 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Ягнич О.Ф. по доверенности от 10.09.2013 N 452, от открытого акционерного общества "Северсталь-метиз" Трифановой А.А. на основании доверенности от 29.07.2013 N 276/13,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Северсталь-метиз" и государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 октября 2013 года по делу N А13-8464/2013 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Северсталь-метиз" (ОГРН 1043500252058; далее - общество, ОАО "Северсталь-метиз") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, ГУ - ФСС РФ, фонд) о признании недействительным решения от 26.04.2013 N 189 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части предложения обществу перечислить и отразить в бухгалтерском учете и расчете (форма 4-ФСС) недоимку по страховым взносам в размере 104 793 рублей 66 копеек.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 10 октября 2013 года по делу N А13-8464/2013 оспариваемое решение признано недействительным в части предложения ОАО "Северсталь-метиз" перечислить и отразить в бухгалтерском учете и расчете (форма 4-ФСС) недоимку по страховым взносам в размере 16 920 рублей 92 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Учреждение с решением суда в удовлетворенной части не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его в указанной части отменить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что правовые основания для освобождения от обложения страховыми взносами выплат, начисленных работникам в качестве оплаты дополнительных дней отдыха для ухода за детьми-инвалидами, отсутствуют.
Общество не согласилось с решением суда в отказанной части и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его в названной части отменить. Свою позицию обосновывает тем, что выплаты работникам-донорам за дни сдачи крови и работникам, проходившим военные сборы, не облагаются страховыми взносами, поскольку они не связаны с исполнением работниками своих трудовых обязанностей.
Общество в отзыве на жалобу учреждения и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились.
Отзыв на жалобу ОАО "Северсталь-метиз" от фонда не поступил.
Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как видно из материалов дела, на основании решения заместителя управляющего фонда от 25.03.2013 N 298 должностными лицами учреждения проведена проверка страхователя - ОАО "Северсталь-метиз" по вопросам начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2010 по 31.12.2012; оформлен акт от 29.03.2013 N 2828 н/с.
Рассмотрев акт от 29.03.2013 N 2828 н/с, заместитель управляющего ГУ - ФСС РФ принял решение от 26.04.2013 N 189, которым предложил обществу перечислить и отразить в бухгалтерском учете и расчете (форма 4-ФСС) недоимку по страховым взносам в размере 104 793 рублей 66 копеек.
Общество не согласилось с вышеназванным решением и обратилось в суд с настоящим заявлением.
Проверкой установлено, что ОАО "Северсталь-метиз" в 2012 году занизило базу для начисления страховых взносов на сумму среднего заработка (6 256 095 рублей 95 копеек), сохраняемого за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, в размере 1 067 146 рублей 36 копеек, за дни отдыха, связанные со сдачей крови работниками-донорами в размере 5 150 219 рублей 86 копеек, за период прохождения работниками военных сборов в размере 38 729 рублей 73 копеек.
На основании статьи 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - закон N 125-ФЗ) страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 названного Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу пункта 2 статьи 20.1 названного Закона база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10 по делу N А71-3574/2009-А31 выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств ФСС РФ.
На основании пункта 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ) с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС РФ.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - Закон N 334-ФЗ) межбюджетный трансферт из федерального бюджета является источником доходов ФСС РФ.
ФСС РФ является главным администратором данного вида дохода бюджета фонда (пункт 1 статьи 2 Закона N 334-ФЗ).
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 названного Закона установлено, что ФСС РФ вправе осуществлять обеспечение расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом N 213-ФЗ на выплаты пособий на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами, производимые непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Следовательно, выплаты за дополнительные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Учреждение не согласно с данным выводом суда.
Вместе с тем анализ положений статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что объектом обложения страховыми взносами являются исключительно различные виды вознаграждения за труд.
По своей правовой природе спорные выплаты не носят характер оплаты труда и не зависят от выполнения работником трудовой функции.
Таким образом, выплаты за дополнительные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Доказательств обратного податель жалобы не привел.
В силу пункта 2 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в том числе, название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение.
Суд первой инстанции не указал в резолютивной части решения нормативный акт, на соответствие которому проверено решение ГУ - ФСС РФ.
Однако данное процессуальное нарушение не повлекло вынесения неверного решения и не является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В мотивировочной части решения суд указал нормы законодательства касающиеся вопросов начисления и уплаты страховых взносов, на соответствие которому проверено оспариваемое решение фонда.
Согласно статье 186 ТК РФ работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.
Названные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.
Следовательно, данные выплаты являются объектом обложения страховыми взносами, уплачиваемыми в ФСС РФ на основании статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Исходя из статьи 170 ТК РФ, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Таким образом, в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333, предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Осуществление расходов, указанных в подпункте "а" пункта 25 названного Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила компенсации расходов).
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
С учетом приведенных норм апелляционный суд приходит к выводу, что выплаты работникам в период прохождения ими военных сборов, облагаются страховыми взносами.
Доводы общества об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина фондом в федеральный бюджет не уплачивается.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы ОАО "Северсталь-метиз" отказано, расходы по госпошлине с учреждения в его пользу взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 октября 2013 года по делу N А13-8464/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Северсталь-метиз" и государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-8464/2013
Истец: ОАО "Северсталь-метиз"
Ответчик: Госучреждение - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования РФ