г. Самара |
|
13 декабря 2013 г. |
Дело N А55-11137/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Санниковой К.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Управления Министерства внутренних дел России по городу Самара - Бастракова К.С. (доверенность от 26.06.2013),
представителя Муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" - Швецовой Т.В. (доверенность от 09.04.2013 N 49),
представитель Департамента благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
представитель Муниципального предприятия городского округа Самара "Благоустройство" - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09.12.2013 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел России по городу Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.09.2013 по делу N А55-11137/2013 (судья Черномырдина Е.В.), принятое по заявлению Муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление", г.Самара,
к Управлению Министерства внутренних дел России по городу Самара, г.Самара,
третьи лица:
Департамент благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара, г.Самара,
Муниципальное предприятие городского округа Самара "Благоустройство", г.Самара,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее - МП г.о. Самара "ТТУ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел по городу Самаре (далее - УМВД России по г.Самаре, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.05.2013 63 АА 097234 о привлечении к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (т.1,л.д.9-15).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Департамент благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара и Муниципальное предприятие городского округа Самара "Благоустройство" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.09.2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено (т.1,л.д.133-140).
УМВД России по г.Самаре обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт (т.2,л.д.3-8).
МП г.о. Самара "ТТУ" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель УМВД России по г.Самаре поддержал свою апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней.
В судебном заседании представитель МП г.о. Самара "ТТУ" возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третьи лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие третьих лиц, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 16.04.2013 в ходе осуществления повседневной проверки заместителем главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по г. Самаре выявлено нарушение содержания дороги в безопасном для дорожного движения состоянии (отклонение головки рельса над проезжей частью на 10 см) на участке дороги, расположенной но адресу: г. Самара, ул. Дачная, 20.
По данному факту административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 07.05.2013 63 АА 187068, вынесено постановление от 14.05.2013 63 АА 097234 о привлечении к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, МП г.о. Самара "ТТУ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением, указывая на то, что ответственность за данное правонарушение должна нести организация, в ведении которой находится данный участок улицы, такой специализированной организацией является МП г.о. Самара "Благоустройство".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Статьей 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" понятие "дорога" как обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения включает в себя трамвайные пути, при их наличии.
Пунктом 5.2.9. Правил технической эксплуатации трамвая, утвержденных Распоряжением Министерства транспорта РФ от 30.11.2001 N АН-103-р предусмотрено, что граница трамвайного полотна на совмещенном и обособленном полотне независимо от ширины междупутья, должна проходить на расстоянии 0,7 м от внешнего рельса с каждой стороны.
В соответствии с пунктом 3.1.13 ГОСТ Р 50597-93 не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см. Указанные требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 5.1.3. Правил технической эксплуатации трамвая также предусмотрено, что трамвайные пути, расположенные в проезжей части улицы, укладываются выше уровня дорожного покрытия не более чем на 20 мм.
Следовательно, трамвайные пути, при их наличии, являются частью дороги вне зависимости от указанных в СНиП 2.05.09-90 "Трамвайные и троллейбусные линии", составных частей трамвайного пути, а также установленных пунктом 5.2.9 Правил технической эксплуатации трамвая, утвержденных распоряжением Минтранса России от 30.11.2001 N АН-103-р, правил определения внешних границ трамвайного полотна. Данные санитарные нормы и правила и распоряжение, являясь документами технического регулирования, не определяют и не могут определять лицо, ответственное за содержание как автомобильной дороги, так и трамвайного полотна как части дороги.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществление дорожной деятельности, то есть согласно статье 1 данного Закона деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в отношении автомобильных дорог местного значения входит в полномочия органов местного самоуправления.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения городского округа пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", следовательно, данные полномочия являются расходным обязательством местного бюджета.
Обеспечение мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе и на объектах улично-дорожной сети, в силу статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" также входит в полномочия органов местного самоуправления, такие полномочия являются расходным обязательством муниципальных образований.
На основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа возложено на органы местного самоуправления.
Пункт 11 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением главы городского округа от 10.06.2008 N 404, возлагает обязанность по содержанию и уборке трамвайных путей, совмещенных с проезжей городской частью, на специализированные организации на основании муниципального контракта.
На основании пункта 2.5. Положения о Департаменте благоустройства и экологии администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара от 10.03.2011 N 69, на Департамент возложена обязанность по обеспечению организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара.
Согласно пункту 3.12. данного Положения департамент осуществляет от лица городского округа Самара функцию заказчика по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства, улицы, проезды в границах городского округа Самара, мосты, путепроводы, объекты наружного освещения, объекты инженерной инфраструктуры, зеленые насаждения, парки, скверы, набережные, пляжи, фонтаны, подземные переходы), природоохранных объектов и мероприятий экологической направленности, а также по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам в отрасли благоустройства и экологии.
Таким образом, Администрацией г.о. Самара обязанность по обеспечению организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара возложена на Департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самара, что подтверждается Положением о Департаменте благоустройства и экологии администрации г.о. Самара. Выполнение названных функций Департамент осуществляет через подчиненные ему предприятия.
Специализированным предприятием, осуществляющим эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт дорог, тротуаров, посадочных площадок, пешеходных дорожек, асфальтобетонных покрытий площадей, мостов, путепроводов, подземных пешеходных переходов, сооружений дождевой канализации и других объектов в г.о. Самара является МП г.о. Самара "Благоустройство", на основании Устава, утвержденного Приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара от 27.09.2011 N 2250.
Уставом Трамвайно-троллейбусного управления подтверждается, что его деятельность не связана с содержанием дорог в безопасном для движения состоянии. Указание в уставе на то, что предприятие выполняет производственные работы (ремонтно-строительные работы), не позволяет сделать вывод о том, что ремонт трамвайного полотна в месте сопряжения с автомобильной дорогой является уставной деятельностью предприятия.
Доказательств возложения на заявителя обязанности по ремонту проезжей части по адресу: г. Самара, ул. Дачная, 20 в силу заключенного им контракта в деле не имеется.
Также, не имеется и доказательств того, что повреждение дорожного полотна возникло по вине Трамвайно-троллейбусного управления, (например, в результате произведенных им работ по замене трамвайных рельсов либо иных работ, сопровождавшихся разрушением дорожного полотна).
Распоряжением администрации городского округа Самара от 30.03.2006 N 93-р "О содержании и ремонте автомобильных дорог местного значения с элементами обустройства на территории городского округа Самара" утвержден перечень автомобильных дорог местного значения с элементами обустройства (за исключением объектов, предназначенных для освещения автомобильных дорог), закрепленных для содержания и ремонта за МП "Благоустройство (редакция от 27.09.2011 N 2250).
В соответствии с пунктом 6 главы 3 раздела 2 Постановления Главы городского округа Самара от 10.06.2008 N 404 "Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара", уборку и содержание проезжей части дорог по всей ее ширине, площадей, улиц и проездов городской дорожной сети, включая двухметровую прилотковую зону, а также набережных, мостов, путепроводов, эстакад и тоннелей производят специализированные организации, отвечающие за содержание и уборку дорог в пределах территории городского округа.
В дополнение к вышеназванному Постановлению от 10.06.2008 N 404 Главой городского округа Самара было принято Постановление от 13.06.2013 N 578 "О внесении изменений в постановление Главы г.о. Самара от 10.06.2008 N 404", уточняющим ряд положений предыдущего Постановления (пункты 12, 13) работы по благоустройству и содержанию в порядке, определенном настоящими Правилами.
Пунктом 5.2.9 "Правил технической эксплуатации трамвая", утвержденного распоряжением Министерства транспорта РФ от 30.11.2001 N АН-103-р установлено, что граница трамвайного полотна на совмещенном и обособленном полотне проходит на расстоянии 0,7 м от внешнего рельса с каждой стороны, при этом обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог не предусмотрена.
В соответствии с Порядком предоставления в 2012-2014 годах субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам в целях возмещения затрат, связанных с выполнением работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения и элементов их обустройства на территории городского округа Самара (далее - Порядок), утвержденным постановлением администрации городского округа Самара от 03.02.2012 N 62, между Департаментом и МП "Благоустройство" заключен муниципальный контракт N 181/12 от 22.10.2012 на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения и элементов их обустройства на территории городского округа Самара. В приложении N 1 к данному договору (перечень автомобильных дорог местного значения и пешеходных зон городского округа Самара) указана, в том числе и улица Ставропольская, 45, 52, 90, 108, 122, общей протяженностью без каких - либо изъятий, касающихся трамвайных путей.
Согласно договору от 21.12.2004 N 000190Х предприятию переданы трамвайные пути и на предприятие не возлагаются функции по содержанию и благоустройству автомобильных дорог, условия о финансировании работ по ремонту проезжей части.
На основании пункта 2.3 Устава МП г.о. Самара "ТТУ", утвержденного, приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара от 04.06.2009 N 1612, на предприятие возложена обязанность по осуществлению перевозок населения городским электротранспортом в городском округе Самара.
В соответствии с пунктом 5.5.5. "Правил технической эксплуатации трамвая", утвержденного распоряжением Министерства транспорта РФ от 30.11.2001 N АН-103-р порядок ремонта и технического содержания дорожного покрытия в зоне трамвайных путей определяется решением органа местного самоуправления, дорожное покрытие (асфальтовое или железобетонное) определяется не конструкцией трамвайного пути, а требованиями администрации города по благоустройству автомобильной дороги, ее расширению и необходимостью пропуска автомобильного транспорта по трамвайным путям.
В соответствии со статьей 13 Закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения входит в полномочия органов местного самоуправления.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения городского округа пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе и на объектах улично-дорожной сети, в силу статьи 6 Закона N 196-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Из изложенного следует, что вопросы ремонта автомобильных дорог местного значения регулируются нормативными актами муниципальных образований.
В соответствии с Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 N 404, обязанность по содержанию и уборке трамвайных путей, совмещенных с проезжей частью дорог, возлагается на специализированные организации
Как указывалось выше, Главой городского округа Самара принято Постановление от 13.06.2013 N 578 "О внесении изменений в постановление Главы г.о. Самара от 10.06.2008 N 404", уточняющее ряд положений предыдущего Постановления (пункты 12, 13), работы по благоустройству и содержанию в порядке, определенном настоящими Правилами осуществляют:
- пункт 10 - на автомобильных дорогах с элементами благоустройства, площадях, улицах и проездах городской дорожной сети, а также мостах, путепроводах, эстакадах и тоннелях - специализированные организации, отвечающие за содержание и уборку дорог;
- пункт 12 - на обособленных трамвайных путях - владелец трамвайных путей;
- пункт 13 - на трамвайных путях, совмещенных с проезжей частью дорог, мостов, путепроводов и др. - специализированные организации, осуществляющие содержание и уборку дорог.
Таким образом, специализированной организацией является МП г.о. Самара "Благоустройство".
Данное постановление N 578 Главы городского округа Самара принято 13.06.2013, вступило в законную силу 19.06.2013.
В силу требований частей 1 и 2 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
На основании части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Таким образом, определение административным органом в оспоренном постановлении Трамвайно-троллейбусного управления организацией, на которую возложена обязанность по содержанию и ремонту дорожного полотна в месте пересечения дороги с трамвайными путями, с возложением на нее обязанности по восстановлению дорожного покрытия за свой счет, противоречит вышеуказанным Федеральным законам и нормативному акту городского округа Самара.
Указанное согласуется с правовой позицией ФАС Поволжского округа, изложенной в постановлении от 03.09.2013 по делу N А55-35002/2012.
На основании изложенного, при наличии необходимой совокупности доказательств для рассмотрения настоящего дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26.09.2013 по делу N А55-11137/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел России по городу Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11137/2013
Истец: МП городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление", Муниципальное предприятие городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление"
Ответчик: ОГИБДД УМВД России по г. Самара, ОГИБДД УМВД России по городу Самаре, Управление Министерства внутренних дел по г. Самара, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самаре
Третье лицо: Департамент благоустройства и экологии администрации г. о. Самара, Департамент управления имуществом Администрации г. о. Самара, Муниципальное предприятие г. о. Самара " Благоустройство", Муниципальное предприятие городского округа Самара "Благоустройство"