Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2013 г. N 17АП-14113/13
г. Пермь |
|
13 декабря 2013 г. |
Дело N А60-23735/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующегоПолевщиковой С.Н..
судей В.Г. Голубцовым, Г.Н. Гуляковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.,
при участии:
от заявителяООО "Техностайл" - Пуц О.Ю. (доверенность от 09.09.2013),
от заинтересованного лица - Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - филиал N 10 - Гаринских А.А. (доверенность от 25.12.2013)
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лицаГосударственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - филиал N 10
на решение арбитражного суда Свердловской области
от27 сентября 2013 года
по делу N А60-23735/2013
принятое судьей Окуловой В.В.,
по по заявлениюООО "Техностайл" (ОГРН 1106670011524, ИНН 6670290779)
кГосударственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - филиал N 10
о признании недействительным ненормативного акта,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Техностайл" (далее - общество, заявитель), с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнения, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным пунктов 3, 4 решения Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10) (далее - Фонд, заинтересованное лицо) N 12105 от 01.04.2013 и обязании Фонд возместить ООО "Техностайл" расходы в сумме 78 954 руб.58 коп., связанные с выплатой пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27 сентября 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку судом при вынесении судебного акта ненадлежащим образом исследованы фактические обстоятельства по делу, что привело к принятию незаконного и необоснованного решения.
Общество на апелляционную жалобу представило письменный отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы жалобы, а представитель общества доводы отзыва на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренномст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением ООО "Техностайл" с заявлением о выплате средств на выплату страхового обеспечения, в том числе работку Оконешниковой Е.Н., Фондом была проведена камеральная проверка по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По результатам камеральной проверки, Фондом составлен акт от 12.03.2013 N 12105 и с учетом представленных заявителем возражений вынесено решение от 01.04.2013 N12105 о частичном выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, которым частично выделены средства на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 33 948, 42 руб. (п. 3 решения), и отказано в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 103 517,71 рублей (п. 4 решения).
Частично не согласившись с решением Фонда от 01.04.2013 N 12105, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, рассмотрев которое, суд признал его подлежащим удовлетворению
Не оспаривая факт трудоустройства Оконешниковой Е.Н. в ООО "Техностайл", а ставя под сомнение факт ее увольнения из этой организации с последующим трудоустройством в нее же, поскольку последнее носило фиктивный характер, и было предпринято для последующего завышения среднедневной зарплаты для расчета пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком по достижения им 1,5 лет, заинтересованное лицо настаивает в апелляционной жалобе на том, что при расчете пособия, заявитель неправильно применил правила расчета по "старой" схеме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 г. N 375 с применением п. 10 вышеуказанного постановления, согласно которому размер пособия рассчитаны исходя из суммы заработка Оконешниковой Е.Н., полученного в месяце наступления страхового случая, тогда как, такой порядок применяется, если застрахованное лицо не имело заработка в течение последних 12 календарных месяцев работы у страхователя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии сост. 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица.
Пунктом 1 ст. 9 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения работником трудового договора.
В силуст. 12 Закона N 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
На основаниист. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя.
Статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" определено, что пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы, женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию.
Согласноподп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, в том числе, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения определены как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с положениямист. 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласноч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных вчастях 3 и4 данной статьи ).
Статьей 2 Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" статья 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" изложена в новой редакции, согласно которой положения Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных вчастях 2 и3 настоящей статьи.
Пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2010 году.
По страховым случаям, наступившим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции настоящего Федерального закона) за период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если размер соответствующего пособия, исчисленный в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции настоящего Федерального закона), превышает размер соответствующего пособия, полагающийся по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона)".
Данный Закон вступает в силу со дня опубликования, то есть с 28 февраля 2011 года, и распространяет свою силу на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Таким образом, Федеральным законом от 25.02.2011 N 21-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлен на два года (с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года) переходный период по применению порядка назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, позволяющего застрахованным лицам выбрать наиболее выгодный порядок расчета пособий.
По заявлению застрахованного лица пособия могут быть назначены в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2011 года (исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 месяцев), или по нормам Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ (исходя из среднего дневного заработка, рассчитанного за последние 2 календарных года).
Таким образом, в течение переходного периода (в 2011 и 2012 годах) застрахованное лицо имеет право выбора наиболее выгодного порядка расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком.
В настоящем деле, застрахованное лицо выбрало порядок расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком по порядку, действовавшему до 1 января 2011 года.
При этом пособие рассчитано согласно пункту 10 Положения, из которого следует, что в случае если застрахованное лицо не имело заработка в течение последних 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, или этот период состоял из периодов, исключаемых из расчетного периода в соответствии спунктом 8 Положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработка, полученного в месяце наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком (пункт 10 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2009 N 839).
Суд апелляционной инстанции считает заслуживающим довод заинтересованного лица о том, что данный пункт порядка не может быть применен обществом, исходя из установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств по делу.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что страхователем представлены достаточные доказательства, подтверждающие факт трудовых отношений между заявителем и спорным застрахованным лицом, не рассмотрел, и дан оценки доводу заявителя жалобы о том, что увольнение работника общества носило фиктивный характер, и было предпринято для последующего завышения среднедневной зарплаты для расчета пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком по достижения им 1,5 лет.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства (приказы о приеме на работу, заявления работника, штатное расписание, трудовую книжку), судебная коллегия установила, что увольнение работника общества по собственному желанию произошло с 15.03.2012 с должности помощника директора с окладом согласно штатного расписания, 8050 руб., и в дальнейшем физическое лицо устраивается на работу в эту же организацию 10.05.2012 на ту же должность с окладом согласно штатному расписанию, 25 000 руб., и уходит через 3 дня в отпуск по беременности и родам.
Согласно пункту 10 Положения, в случае если застрахованное лицо не имело заработка в течение последних 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, или этот период состоял из периодов, исключаемых из расчетного периода в соответствии спунктом 8 Положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработка, полученного в месяце наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком (пункт 10 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2009 N 839).
К рассматриваемым отношениям, указанный порядок не может быть применен при расчете пособия, поскольку он рассчитан на случаи, когда женщина уйдет в отпуск в месяце поступления на работу - исходя из заработной платы в этом месяце, застрахованное лицо не имело заработка в течение последних 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
Между тем, Оконешникова Е.Н. до апреля 2012 года имела заработок у данного страхователя при установленном окладе 8050 руб., и ее увольнение 15.03.2012 с должности помощника директора, и трудоустройство в эту же организацию 10.05.2012 на ту же должность с окладом согласно штатному расписанию, 25 000 руб., и уходит через 3 дня в отпуск по беременности и родам, небезосновательно расценен фондом как завышение среднедневной зарплаты для расчета пособия.
При этом пособие в любом случае не подлежало расчету по п. 10 порядка, а как правильно рассчитано фондом, исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, или за иные периоды, указанные впунктах 10 и11 настоящего Положения (п. 6).
Поскольку в ходе проверки Фондом проверен расчет суммы пособия по беременности и родам, произведенный обществом при подаче заявления в Фонд и выявлено, что данный расчет заявителем произведен неверно, что установлено и судом апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания решения Фонда незаконным, что влечет отмену судебного акта суда первой инстанции, и отказа в удовлетворении заявления.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силуподп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ Фонд освобожден от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Свердловской области от 27 сентября 2013 года по делу N А60-23735/2013 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.Н.Полевщикова |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.