г. Санкт-Петербург |
|
12 декабря 2013 г. |
Дело N А21-3219/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Сериковой И.А., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Назарян К.Р.
при участии:
от заявителя: не явился, извещён,
от заинтересованного лица: не явился, извещён,
от 3-го лица: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20216/2013) Комитета по социальной политике администрации городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.07.2013 по делу А21-3219/2013 (судья Ковалев Е.В.), принятое
по заявлению ООО "Мастер-Класс"
заинтересованное лицо: Комитет по социальной политике администрации городского округа "Город Калининград"
третьи лица: 1. Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области,
2. Правительство Калининградской области в лице Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области,
3. Администрация городского округа "Город Калининград"
о признании незаконным предписания на приостановление строительных работ,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мастер-Класс" (ОГРН 1023900773302, ИНН 3905041619; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Комитету по социальной политике администрации городского округа "Город Калининград" (ОГРН 1063905006330, ИНН 3904073449; далее - Комитет), с учётом заявленных в порядке статьи 49 АПК РФ уточнений, о признании недействительным предписания от 13.03.2013 N 60-743/4 на приостановление строительных работ и выполнение необходимых мероприятий в целях сохранения объекта культурного наследия "Центральный вход в зоопарк" по адресу: г. Калининград, просп. Мира, 24, 26", выданного Комитетом по социальной политике администрации городского округа "Город Калининград".
Определением арбитражного суда от 05.06.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация), Правительство Калининградской области в лице Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области (далее - Служба), Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее - Управление Росреестра).
Решением суда от 16.07.2013 заявление Общества удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что судом не дана оценка заключенному сторонами охранному обязательству. Также податель жалобы ссылается на то обстоятельство, что оспариваемое предписание выдано в соответствии с Законом Калининградской области от 17.12.2003 N 344 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области".
В судебное заседание апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 165,9 кв.м., литер I из литера Р.Р1,р2, расположенное по адресу: Калининградская область, г. Калининград, проспект Мира, дом 24-26 (условный номер 39-39-01/073/2009-252). Право собственности зарегистрировано в Управлении Росреестра 26.02.2009, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 39-АА N 683579.
В свидетельстве о регистрации права указаны существующие ограничения (обременения) права - аренда, объект культурного наследия.
13.03.2013 Обществу выдано предписание на приостановление строительных работ и выполнение необходимых мероприятий в целях сохранения объекта культурного наследия "Центральный вход в зоопарк" по адресу: г. Калининград, просп. Мира, 24, 26".
14.03.2013 Обществом в адрес Комитета были предоставлены документы, обосновывающие проведение ремонтных работ на фасаде центрального входа в зоопарк.
03.04.2013 письмом N 900-4/у-3-3 Комитет уведомил Общество о порядке получения разрешения на производство работ на фасаде, а также дополнительно указал на то, что ранее выданное разрешение прекратило свое действие.
Полагая, что выданное Комитетом предписание от 13.03.2013 N 60-743/4 является незаконным, поскольку выдано в нарушение норм Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, удовлетворил заявление.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В ходе рассмотрения Арбитражным судом Калининградской области дела N А21-9106/2013 по иску Администрации городского округа "Город Калининград" к ООО "Мастер-Класс" об изъятии объекта культурного наследия, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие преюдициальное значение в рамках рассмотрения настоящего спора.
Постановлением Правительства Калининградской области от 23.03.2007 N 132 "Об объектах культурного наследия регионального и местного значения" (в редакции постановления от 24.12.2009 N 799) в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения (приложение N 2) под пунктом 72 таблицы 1 "Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, находящиеся на территории муниципального образования "Городской округ "Город Калининград", включен объект - "Центральный вход в зоопарк (арх.З.Зассник)" (1935 г.), расположенный в г. Калининграде, пр. Мира, 24, 26.
Постановлением Правительства Калининградской области от 09.11.2012 N 855 из указанного перечня объектов культурного наследия местного значения исключена строка 72 - "Центральный вход в зоопарк (архЗ.Зассник)" (1935 г.), а также в связи с этим изменена нумерация строк.
Решением Калининградского областного суда от 07.02.2013 по делу N 3-6/2013, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2013, признано недействующим и не подлежащим применению с момента принятия постановление Правительства Калининградской области от 09.11.2012 N 855 "О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 г. N132 "Об объектах культурного наследия регионального и местного значения". При этом суд указал в решении, что орган государственной власти Калининградской области не наделен правом на самостоятельное принятие решения об исключении из перечня объектов культурного наследия регионального и местного значения объекта культурного наследия, принятого на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" до вступления в силу 29.06.2002 Федерального закона N73-ФЗ и отнесенного в силу п. 3 статьи 64 Федерального закона N73-ФЗ к памятникам истории и культуры, включенным в государственный реестр. Суд также пришел к выводу о том, что поскольку единый комплекс Калининградского зоопарка принят на государственную охрану в 1988 году, этот памятник культурного наследия относится к памятнику регионального значения, включая центральный вход в зоопарк как его неотъемлемую часть, и считается включенным в реестр.
Таким образом, судебными инстанциями установлено, что "Центральный вход в зоопарк" по адресу: г. Калининград, просп. Мира, 24, 26" является объектом культурного наследия регионального значения, а не местного (муниципального) значения.
Согласно статье 40 Федерального закона N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор (п. 1).
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения осуществляется в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 9.1. и пунктом 4 статьи 9.2. Федерального закона N 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится государственная охрана объектов культурного наследия, к которой в соответствии с пунктами 8 и 10 части 2 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ относится выдача разрешений по проведение строительных и иных работ, в том числе, и по сохранению объекта культурного наследия.
Вышеназванным решением арбитражного суда по делу N А21-9106/2013 установлено, что Исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия регионального значения согласно постановлению Правительства Калининградской области от 29.01.2008 N 19 является Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области.
Таким образом, выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия осуществляется Службой государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области.
При таких обстоятельствах ссылки подателя жалобы на охранное обязательство, а также положения Закона Калининградской области от 17.12.2003 N 344 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области", регламентирующего выдачу заданий на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, являются несостоятельными.
Доказательства, свидетельствующие о правомерности и законности вынесения обжалуемого предписания, которое было выдано в ходе проведения Обществом строительных работ по фасаду зоопарка, в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.07.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
И.А. Серикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3219/2013
Истец: ООО "Мастер-Класс"
Ответчик: Комитет по социальной политике Администрации ГО "Город Калининград"
Третье лицо: Администрация ГО "Город Калининград", Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области, Управление Росреестра по Калининградской области