г. Тула |
|
12 декабря 2013 г. |
Дело N А68-4736/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.12.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Стахановой В.Н. и Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., при участии от ответчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1057101120042, ИНН 7107086701) - Левиной Е.Н. (доверенность от 18.11.2013 N 10/12414-13), в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "КОПЕЙКА-МОСКВА" (г. Москва, ОГРН 107739014930, ИНН 7715196234), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КОПЕЙКА-МОСКВА" на решение Арбитражного суда Тульской области от 11.09.2013 по делу N А68-4736/2013 (судья Андреева Е.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "КОПЕЙКА-МОСКВА" (далее по тексту - ООО "КОПЕЙКА", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным постановления территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области в Суворовском, Белевском, Дубенском и Одоевском районах (далее по тексту - ответчик, управление) от 02.04.2013 N 15 о запрещении использования пищевой продукции по назначению, о ее утилизации или уничтожении.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 11.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что факт несоответствия консервов рыбных стерилизованных "Печень трески натуральная", масса нетто 230 грамм, изготовитель ООО "Парус", дата изготовления 21.12.2012, срок годности 24 месяца Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), от 28.05.2010 N 299, требованиям СаНПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, ГОСТ 13272-2009 подтвержден материалами дела.
В апелляционной жалобе ООО "КОПЕЙКА-МОСКВА" просит данный судебный акт отменить, как незаконный и необоснованный, и принять по делу новое решение. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что при вынесении решения судом первой инстанции не были оценены доводы общества о том, что уничтожению может подлежать лишь та продукция, которая не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляет опасность для человека. В рассматриваемом же случае обнаружение в консервах рыбных стерилизованных "Печень трески натуральная" нежизнеспособных личинок паразитов не может являться основанием для ограничения реализации консервов.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора по Тульской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. В обоснование своих возражений указывает на то, что оспариваемое постановление вынесено территориальным отделом управления на основании экспертного заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области" от 29.03.2013 N 03/1022-12-23, протокола лабораторных испытаний от 28.03.2013 N 73, которые подтвердили факт несоответствия консервов рыбных стерилизованных "Печень трески натуральная", обнаруженных в принадлежащем обществу магазине "Пятерочка", расположенном по адресу: Тульская область, г. Суворов, ул. Тульская, д. 13, Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), от 28.05.2010 N 299, требованиям СаНПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, ГОСТ 13272-2009. В связи с этим оснований для признания его незаконным не имеется.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 18.03.2013 в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тульской области в Суворовском, Белевском, Дубенском и Одоевском районах поступило письменное обращение гражданина Мокроусова С.А. по вопросу покупки в магазине "Пятерочка", расположенном по адресу: Тульская область, г. Суворов, ул. Тульская, д.13, некачественного товара, а именно: в консервах рыбных стерилизованных "Печень трески натуральная", масса нетто 230 грамм, изготовитель ООО "Парус" (Россия, 183001, г. Мурманск, ул. Подгорная, д. 62), дата изготовления 21.12.2012, срок годности 24 месяца, гражданином были обнаружены посторонние включения (черви).
На основании распоряжения начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области в Суворовском, Белевском, Дубенском и Одоевском районах от 19.03.2013 N 37/16 должностными лицами данного отдела была осуществлена выездная внеплановая проверка в отношении ООО "КОПЕЙКА-МОСКВА" в магазине "Пятерочка", расположенном по адресу: Тульская область, г. Суворов, ул. Тульская, д. 13.
Для проведения лабораторных исследований на органолептические показатели в ходе проверки был произведен отбор проб - консервов рыбных стерилизованных "Печень трески натуральная", масса нетто 230 грамм, изготовитель ООО "Парус" (Россия, 183001, г. Мурманск, ул. Подгорная, д. 62), дата изготовления 21.12.2012, срок годности 24 месяца; проба была направлена в ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области".
Согласно экспертному заключению от 29.03.2013 N 03/1022-13-23 консервы рыбные стерилизованные "Печень трески натуральная", масса нетто 230 грамм, изготовитель ООО "Парус" (Россия, 183001, г. Мурманск, ул. Подгорная, д. 62), дата изготовления 21.12.2012, не соответствуют Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контроля) от 28.05.2010 N 299, требованиям СаНПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", ГОСТ 13272-2009, поскольку в печени трески обнаружены посторонние червеобразные включения.
Рассмотрев материалы проверки, главный государственный санитарный врач в Суворовском, Белевском, Дубенском и Одоевском районах Тульской области Управления Роспотребнадзора по Тульской области Гарипов Р.К. 02.04.2013 вынес постановление N 15 о запрещении использования пищевой продукции по назначению, о ее утилизации или уничтожении, согласно которому запрещается оборот (реализация, хранение, транспортировка, использование в производстве) пищевых продуктов, не соответствующих требованиям по отраженным в экспертном заключении от 29.03.2013 N 03/1022-13-23 показателям - консервы рыбные стерилизованные "Печень трески натуральная", изготовлена ООО "Парус" (Россия, 183001, г. Мурманск, ул. Подгорная, д. 62) 21.12.2012, в количестве 30 штук по 230 грамм. Данная продукция подлежит уничтожению.
Полагая, что указанное постановление управления не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы общества, ООО "КОПЕЙКА-МОСКВА" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулируются Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее по тексту - Закон N 29-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 29-ФЗ государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление соответственно федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного ветеринарного надзора, регионального государственного ветеринарного надзора, согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 утверждено "Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (далее по тексту - Положение).
Согласно пункту 1 Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В силу статьи 1 Закона N 29-ФЗ безопасность пищевых продуктов представляет собой состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Согласно пункту 2 статьи 3 названного Федерального закона не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, не соответствующие требованиям нормативных документов, имеющие явные признаки недоброкачественности и вызывающие сомнения у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, при проверке таких продуктов, материалов и изделий.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона N 29-ФЗ предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, отвечать обычно предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей и соответствовать установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
В силу пункта 1 статьи 24 Закона N 29-ФЗ некачественные и опасные пищевые продукты подлежат изъятию из оборота. Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля.
Некачественные и опасные пищевые продукты, изъятые из оборота, подлежат соответствующей экспертизе (санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, товароведческой и другой), проводимой органами государственного надзора и контроля в соответствии со своей компетенцией, в целях определения возможности утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов (пункт 1 статьи 25 Закона N 29-ФЗ).
В силу части 3 статьи 25 Закона N 29-ФЗ на основании результатов экспертизы некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий соответствующий орган государственного надзора принимает постановление об их утилизации или уничтожении.
Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляет выбор способов и условий их утилизации или уничтожения в соответствии с требованиями нормативных либо технических документов и согласовывает с органом государственного надзора, вынесшим постановление об утилизации или уничтожении таких пищевых продуктов, материалов и изделий, способы и условия их утилизации или уничтожения.
Порядок проведения экспертизы некачественной пищевой продукции установлен Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 N 1263 (далее по тексту - Положение).
Согласно пункту 2 названного Положения некачественной и опасной признается, в числе прочей, пищевая продукция, которая не соответствует требованиям нормативных документов; имеет явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее именуются - органы государственного надзора и контроля), при проверке такой продукции.
Такая пищевая продукция подлежит изъятию из оборота, экспертизе, утилизируется или уничтожается.
В соответствии с пунктом 3 Положения экспертиза некачественной и опасной пищевой продукции проводится в целях определения возможности ее дальнейшего использования или уничтожения.
В силу пункта 8 Положения экспертиза (санитарно-гигиеническая, ветеринарно-санитарная, товароведческая и другие) некачественной и опасной пищевой продукции проводится органами государственного надзора и контроля в соответствии с их компетенцией.
Пунктом 11 Положения дано право органам государственного надзора выносить постановление о запрещении использования пищевой продукции по назначению, о ее утилизации или уничтожении.
Согласно пункту 4.1 ГОСТ 13272-2009 "Консервы из печени рыб. Технические условия" консервы должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической инструкции с соблюдением санитарных норм и правил, утвержденных в установленном порядке.
В силу пункта 4.2.3 ГОСТ 13272-2009 по показателям безопасности консервы должны соответствовать санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам или техническим регламентам, действующим на территории государства, принявшего стандарт.
В соответствии с пунктом 4.2.5 ГОСТ 13272-2009 органолептические свойства пищевых продуктов не должны изменяться при их хранении, транспортировке (перевозке) и в процессе реализации, а также не допускается наличие посторонних примесей в консервах.
Согласно пункту 5.2.3 СанПиН 2.3.4.050-96 "Производство и реализация рыбной продукции", утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации от 11.03.1996 N 6, пункту 3.2 Методических указаний МУ 3.2.1756-03 "Эпидемиологический надзор за паразитарными болезнями", утвержденных и введенных в действие Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 28.03.2003 "рачки, личинки, паразиты являются посторонними включениями".
Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299 утверждены Единые санитарно-эпидемиологические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
Согласно пункту 3.2 СанПиН 2.3.2.1078-01 органолептические свойства пищевых продуктов определяются показателями вкуса, цвета, запаха и консистенции, характерными для каждого вида продукции, и должны удовлетворять традиционно сложившимся вкусам и привычкам населения.
Факт несоответствия консервов рыбных стерилизованных "Печень трески натуральная" масса нетто 230 грамм, изготовитель ООО "Парус" (Россия, 183001, г. Мурманск, ул. Подгорная, д. 62), дата изготовления 21.12.2012 Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контроля) от 28.05.2010 N 299, требованиям СаНПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", ГОСТ 13272-2009, ввиду обнаружения в печени трески посторонних червеобразных включений, подтвержден материалами дела: экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области" от 29.03.2013 N 03/1022-13-23, протоколом о взятии проб и образцов от 20.03.2013, протоколом лабораторных испытаний от 28.03.2013 N 731.
Кроме того, вступившим в законную силу постановлением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 26.06.2013 по делу N 5-247, установлено нарушение изготовителем - ООО "Парус" (Россия, 183001, г. Мурманск, ул. Подгорная, д. 62) обязательных требований, установленных Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контроля) от 28.05.2010 N 299, требований СаНПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" при выпуске 21.12.2012 партии продукции консервов "Печень трески натуральная" в количестве 5 608 штук.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно посчитал, что у территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области в Суворовском, Белевском, Дубенском и Одоевском районах имелись достаточные правовые основания для вынесения постановления от 02.04.2013 N 15 об уничтожении консервов рыбных стерилизованных "Печень трески натуральная" масса нетто 230 грамм, изготовитель ООО "Парус" (Россия, 183001, г. Мурманск, ул. Подгорная, д. 62), дата изготовления 21.12.2012, в количестве 30 штук, в связи с чем правомерно отказал ООО "КОПЕЙКА-МОСКВА" в удовлетворении заявленных требований.
Довод общества о том, что нежизнеспособные личинки нематод в силу статьи 63 ГОСТ 30054-2003 не относятся к посторонним примесям, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в экспертном заключении ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области" от 29.03.2013 N 03/1022-13-23 от 29.03.2013 N 03/1022-13-23, на котором основано оспариваемое обществом постановление, сделан вывод о наличии в исследованных консервах ни посторонних примесей, а посторонних червеобразных включений.
Ссылка общества в апелляционной жалобе на то, что наличие нежизнеспособных личинок нематод в вышеупомянутых консервах не могут являться основанием для ограничения их реализации, судебной коллегией признается несостоятельной, поскольку данная продукция в силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и пункта 2 вышеуказанного Положения является некачественной и опасной, в связи с чем согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 29-ФЗ она подлежит изъятию из оборота.
Доводов, способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 11.09.2013 по делу N А68-4736/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КОПЕЙКА-МОСКВА" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-4736/2013
Истец: ООО "Копейка-Москва"
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по Тульской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области