г. Саратов |
|
13 декабря 2013 г. |
Дело N А06-4176/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" декабря 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани (414000, г. Астрахань, ул. Бабушкина, 11, ОГРН 1103015001561, ИНН 3015090933),
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 августа 2013 года по делу N А06-4176/2013 (судья Винник Ю.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Сервис" (414017, г. Астрахань, ул. Каунасская, 49, 78, ОГРН 1113023001497, ИНН 3023001983),
к Управлению земельными ресурсами администрации г. Астрахани (414000, г. Астрахань, ул. Бабушкина, 11, ОГРН 1103015001561, ИНН 3015090933)
о признании недействительным решения N 05/104/2012-800 от 19.03.2013 и обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 30:12:041085:47 из расчета 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка,
без участия в судебном заседании представителей: Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани, общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Сервис" (почтовые уведомления N 93241, N93242 приобщены к материалам дела)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гарант-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению земельными ресурсами Администрации г. Астрахани о признании недействительным решения Управления земельными ресурсами администрации города Астрахани N 05/104/2012-800 от 19.03.2013 и обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровыми номером 30:12:041085:47 из расчета 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23 августа 2013 года по делу N А06-4176/2013 требования ООО "Гарант-Сервис" удовлетворены.
Решение Управления земельными ресурсами администрации города Астрахани N 05/104/2012-800 от 19.03.2013 признано недействительным.
На Управление земельными ресурсами администрации города Астрахани возложена обязанность в месячный срок с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу, подготовить и направить ООО "Гарант-Сервис" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровыми номером 30:12:041085:47 из расчета 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
С Управления земельными ресурсами администрации города Астрахани в пользу ООО "Гарант Сервис" взысканы расходы по оплате госпошлины в сумме 2 000 руб.
Управление земельными ресурсами администрации г.Астрахани не согласившись с принятым решением, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Гарант-Сервис" (далее Заявитель) является собственником нежилых помещений (литер Б - проходная 19,1 кв.м., литер В - мастерская 520,8 кв.м.), расположенных по адресу г. Астрахань, Трусовский район, ул. 5-ая Керченская, д. 35 (далее именуемые объекты). Объекты расположены на земельном участке площадью 5 976+/-27.06 кв.м. с кадастровым номером 30:12:041085:47 (далее Земельный участок).
В соответствии с регистрационным удостоверением, выданным Астраханским БТИ на основании приказа объединения предприятий по водохозяйственному строительству в Астраханской области N 110 от 01.07.1991 указанные объекты недвижимости были переданы на баланс вновь учреждаемого Малого государственного предприятия технико-коммерческого центра "Астрахань-ЧТЗ-Сервис" (далее МГП ТКЦ "Астрахань-ЧТЗ-Сервис").
В соответствии с договором купли-продажи от 19.10.1999 объекты проданы МГП ТКЦ "Астрахань-ЧТЗ-Сервис" в лице конкурсного управляющего Лобанову Н.А., а впоследствии (через одну сделку) были отчуждены ООО "Гарант-Сервис". Факт отчуждения объектов из государственной собственности подтверждается регистрационным удостоверением, приказом N 110 от 01.07.1991, договором купли-продажи от 19.10.1999.
Постановлением от 17 июля 2012 г. N 6240 Администрации города Астрахани указанный земельный участок предоставлен Заявителю в собственность за плату с видом разрешенного использования - для эксплуатации производственной базы.
29 мая 2012 г. общество обратилось в Управление земельными ресурсами города Астрахани с заявлением о выкупе земельного участка. Согласно расписке в получении документов N 05/016/2012, запись N 086, ООО "Гарант-Сервис" представило все необходимые документы, подтверждающие право на льготную выкупную стоимость земельного участка.
В свою очередь, Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани представило Заявителю договор N 1218 от 09.08.2012 купли-продажи исходя из стоимости кадастровой стоимости земельного участка без применения льготных условий.
06.02.2013 ООО "Гарант-Сервис" представило Управлению письменные возражения (исх. N 20 от 05.02.2013) относительно указанной в договоре купли-продажи выкупной стоимости земельного участка, определив ее исходя из 2,5 % от его кадастровой стоимости (7 511 413,68 руб. х 2,5 % = 187 785,34 руб.).
Письмом от 05.02.2013 Управлением отказано в определении выкупной стоимости земельного участка исходя из 2,5 % от его кадастровой стоимости (уведомление N 05/104/2012-800 от 19.03.2013 г.), в виду того, что постановление администрации города Астрахани о предоставлении земельного участка принято 17.07.2012 (т.е. после 01.07.2012), следовательно, заявителем утрачено право на льготную выкупную стоимость участка.
ООО "Гарант-Сервис", полагая, что отказ Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани в предоставлении в собственность земельного участка по льготной цене является незаконным и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 2 Закона Астраханской области от 20.02.2009 N 6/2009-ОЗ (в редакции Законов Астраханской области от 02.03.2010 N 7/2010-ОЗ, от 04.04.2012 N 6/2012-ОЗ) "Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений".
Из содержания приведенной нормы абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что общество "Гарант-Сервис" относится к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка в силу пункта 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса (в редакции от 24.07.2007), поскольку здания на спорном земельном участке ранее были приобретены в процессе приватизации государственного имущества.
Вывод суда соответствует правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08, Постановлении ФАС Поволжского округа от 16.07.2013 по делу N А06-7216/2012.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности обществу "Гарант-Сервис", ранее были отчуждены из государственной собственности, что подтверждается регистрационным удостоверением, приказом N 110 от 01.07.1991, договором купли-продажи от 19.10.1999, пришел к правильному выводу, что заявитель имеет право на предоставление испрашиваемого земельного участка по льготной цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 2 Закона Астраханской области от 20.02.2009 N 6/2009-ОЗ.
Довод апелляционной жалобы о том, что требования общества "Гарант-Сервис" не подлежали рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией отклоняются, поскольку выкупная цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, субъектам, указанным в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлена императивно и не может быть иной, а, следовательно, отказ в предоставлении такого земельного участка по льготной цене, которая установлена нормативными актами, может быть оспорен в порядке публичного производства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия оставляет решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 августа 2013 года по делу N А06-4176/2013 без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани, которое в силу положений п/п 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 августа 2013 года по делу N А06-4176/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-4176/2013
Истец: ООО "Гарант-Сервис"
Ответчик: Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани