Креативные игры
Как создавать нестандартные концепции и формировать принципиально новые бизнес-возможности
По мнению Эдварда де Боно - признанного во всем мире эксперта в области креативности, автора концепции латерального ("асимметричного", "алогичного") мышления - в поисках правильного решения нужно отказаться от привычной логики, искать выход из проблемы нетривиальными методами.
Наше мышление ограниченно. Мы анализируем ситуацию, идентифицируем определенные элементы и в соответствии с этим принимаем стандартные решения. Во многих случаях такой - традиционный - подход эффективен, но далеко не всегда. Придерживаясь одной линии, мы зачастую идем в обратную сторону от решения. Это положение вещей можно изменить.
Если не рассматривать возможность перехода на иную точку зрения, нельзя увидеть ситуацию под другим углом. Обычно люди оценивают происходящее, выносят свое суждение: "хорошо/плохо, работает/не работает, подходит/не подходит". Если "не подходит", то идея отметается. Но можно занять другую позицию - перестать оценивать, правильна какая-то концепция или нет, и начать искать путь, способ движения от этой конкретной идеи к чему-то новому. Задавать движение своей мысли - это навык. К сожалению, им обладают немногие, но его можно развить. Как? С помощью провокаций.
Суждение и движение
Представим себе самолет, который приземляется вверх тормашками. Или смерть перед смертью. Или автомобиль с квадратными колесами. На первый взгляд это нелогично до абсурда. Вот такие нелогичные концепции и можно считать провокацией.
Провокация на первый взгляд представляется неразумной. Но на самом деле она имеет под собой реальные основания, более того, она математически обоснована.
Самоорганизующиеся системы тяготеют к локальному равновесию. Чтобы перейти к глобальному, общему равновесию, из состояния локального равновесия система должна выйти. Это общий принцип. Чтобы сталь была прочнее, ее нагревают. Вследствие этого внутреннее равновесие составляющих ее элементов нарушается, система трансформируется, приобретая в результате новые свойства - большую прочность. Приведем пример из сферы бизнеса. Что такое традиционная форма страхования жизни? Она предполагает выплату страховой суммы родственникам умершего. Страховщику Рону Барбаре, использовавшему мою концепцию провокаций в своей работе, однажды пришла в голову престранная мысль о: смерти перед смертью. Из этого выросла идея принципиально новой схемы страхования. Если клиент серьезно заболевает, ему выплачивают 75% всей страховой суммы. Эта концепция быстро стала очень популярной и принесла страховой компании огромную прибыль. Почему? Потому что клиенты получили возможность использовать значительную часть страховых выплат для оплаты за лечение. Идею Рона оценили: он стал главным исполнительным директором компании.
"Чтобы люди были счастливы на работе, необходимы три вещи. Они
должны быть к ней годны, они не должны работать слишком много и должны
ощущать, что добиваются в ней успеха".
Дж. Раскин, 1851 г.
Побег
Как создать провокацию? Существует несколько приемов, помогающих сделать это. Первый среди них - побег. Суть его в следующем: берем обыденные предметы, ситуацию, явление и лишаем их какого-то очевидного свойства, функции. Например, у нас есть сторожевая собака, которая, естественно, предупреждает о вторжении посторонних лаем. Дрессурой принуждаем ее отказаться от лая, но тренируем так, чтобы при виде незнакомца она нажимала сигнальную кнопку и вызывала охрану или включала видеозапись, с помощью которой можно будет отыскать нарушителя. Таким образом, находим совершенно новое, неожиданное и эффективное решение.
Другой пример. Открываем ресторан. Составляем список вещей, который обязательно присутствует в такого рода заведениях, и: произвольно вычеркиваем что-нибудь из них. Скажем, организуем ресторан без официантов. Это может быть ресторан самообслуживания. Или ресторан, в который клиенты приходят со своим официантом, обслуживающим только их и более никого.
Ресторан без кухни. Клиенты приходят в ресторан и заказывают любое меню из любого ресторана города. Или приносят еду с собой - как на пикник. Ресторан без стульев. Стоя клиент проведет гораздо меньше времени в ресторане, а это может оказаться выгодным в тех случаях, когда площадь очень дорога. В таком ресторане деньги можно брать не столько за еду и обслуживание, сколько за время пребывания. Более того, клиенты могут не платить за еду вообще, но вместе с тем оплачивать каждую минуту, проведенную в ресторане. Перечень примеров можно продолжить. Таким образом, провокация позволяет приходить к новым концепциям.
Другие возможности
"Побег" - легкий вариант провокации. Он позволяет развить навык движения мысли, обязательный для креативного мышления.
Но для провокаций можно использовать и другие приемы. Разворот, или обратное движение. Каково назначение сигаретного фильтра? Задерживать (отнимать, извлекать) вредные частицы. А если вместо того, чтобы убирать, мы попробуем добавить? Что можно добавить в сигаретный дым? Воздух! Эту идею я предложил табачным компаниям, и некоторые из них ею воспользовались. Преувеличение или преуменьшение. Этот вид провокаций основан на каком-либо измерении или величине - высоте, весе, стоимости и т.д., которые нужно сознательно "раздуть" до чрезвычайных размеров или, наоборот, уменьшить.
Искажение. Прием предполагает изменение привычных взаимоотношений или последовательности действий, частей. Например, обычно вы набираете номер, а затем говорите по телефону. Измените последовательность действий. Какое это может иметь значение? Допустим, нужно сделать заказ или сообщить жалобу. Вы сначала записываете сообщение, а затем, проверив, не забыто ли что-нибудь важное, набираете номер. Еще пример: преступники платят за содержание милиции. Фантазия или заблуждение. В этом случае мы пытаемся понять, "а что, если:"? Важно, чтобы это была именно фантазия, то есть нечто, казалось бы, заведомо неосуществимое. Иначе говоря, желание продать карандаш за полцены - это не провокация. А вот желание иметь карандаш, который пишет сам по себе, - это провокация.
Подводя итог, заметим, что провокация не есть полуидея на пути к решению. Это переход к принципиально новому состоянию.
Случайное слово
Исааку Ньютону на голову упало яблоко, и его осенила идея гравитации. Существует множество похожих примеров: случайное событие приводит к интересным идеям. Как получить такого рода случайность? Овладеть ею? Нужно использовать произвольное слово. Лучше, если это будет существительное.
Загадываем страницу словаря, строчку сверху, читаем первое попавшееся слово и соотносим его с тем предметом, который является нашей задачей. Главное условие - не выдумывать слово, а именно наткнуться на него, случайно найти - указать пальцем в любой текст, назвать любое число, а затем отсчитать соответствующее количество слов в книге и т.д.
Например, предмет, который является нашей задачей, - сигареты. Случайное слово - "светофор". Сопоставление этих понятий приводит к идее о том, чтобы отмечать красным кольцом на сигарете определенное расстояние от ее конца - "опасную зону". Еще один пример. Предмет - копиры, случайное слово - "нос". Сопоставление того и другого приводит к очень простой идее. Представьте себе фотокопир, в котором кончилась бумага. Загорается сигнал-огонек. Служащие не обращают на это внимания. Почему бы не использовать датчик, который начинал бы плохо пахнуть всякий раз, когда в копире кончался бы тонар или бумага? Не прореагировать на дурной запах невозможно! Помимо случайного слова можно использовать случайные картинки, предметы, беседы, любые впечатления. Случайное мгновенно выводит на новую дорогу. Основа этого подхода - поиск не связанных с поставленной задачей данных и их использование с целью выйти на новые пути мышления.
Условия творчества
Большинство считают, что создание креатива - это групповой процесс, вроде мозгового штурма. Это неправда. Креативные люди, как правило, гораздо эффективнее работают в одиночку. Находясь в группе, человек невольно прислушивается к окружающим, так или иначе идет на компромисс, пытается кому-то что-то доказать. Творческому человеку лучше работать в одиночку. А вот тем, кто не обладает выраженными креативными способностями, действительно, предпочтительна групповая деятельность. Я считаю, что продуктивным может быть и то и другое - в зависимости от ситуации и состава группы. И все же подлинное творчество - это не коллективный процесс.
Важное условие творчества - верный фокус. Существует два типа фокусов или, иначе говоря, концентрации. Первый - концентрация на цели, на том, чего мы хотим достичь. Второй - концентрация на какой-то области. Что это означает? Мы определяем область, сферу, в которой будем искать новые идеи. Например, придумываем что-то новое для работы в банке, в аэропорту и т.д. Мы можем составить креативный хэд-лист - список концентраций, разных типов фокусов, и затем что-то из списка использовать, выбирать из него какие-то аспекты. Оптимизировать процесс творческого мышления можно с помощью метода "шести шляп". Представим себе, что у мышления есть шесть "режимов" или аспектов, каждому из которых соответствует шляпа определенного цвета. Вместо того чтобы пытаться думать обо всем сразу, можно научиться уделять внимание каждому аспекту по очереди.
Красная шляпа. Это эмоции, интуиция и т.д. Какие чувства возникают у меня в связи с поставленной задачей? Какие предчувствия?
Желтая шляпа. Преимущества. Почему это стоит делать? Какие преимущества это даст?
Черная шляпа. Угрозы. Осторожность. Как оценить возможные опасности? Каковы они? В чем недостатки идеи, процесса? Что может оказаться ошибкой? Что неверно?
Зеленая шляпа. Творчество. Каковы возможные решения задачи? Какие новые идеи возникают? Каковы альтернативы?
Белая шляпа. Информация. Какой информацией мы обладаем и каких сведений нам недостает?
Синяя шляпа. Организация мышления. Чего мы достигли? Что еще нужно сделать? Куда двигаться? Нужно уметь быстро снимать и надевать ту или иную "шляпу". Надевая какую-то "шляпу мышления", мы принимаем на себя ту роль, на которую она указывает. Важно не застревать на одной из ролей, а уметь воспользоваться всеми, но по очереди. В конце концов, сочетание этих различных аспектов дает возможность активизировать все аспекты мышления.
Метод "шести шляп" удобен при коллективной работе. Если не нравится чье-либо предложение, можно надеть черную шляпу и выразить опасения или под красной шляпой выказать чувства, но вместе с тем использовать и другие возможности мышления - белую, зеленую или синюю шляпы. Можно предложить всем надеть шляпы одного цвета. А можно, напротив, "раздать" разные шляпы и таким образом двигаться в одном направлении, но разными путями. Как правило, этот метод позволяет провести заседание креативной группы гораздо динамичнее и эффективнее, поскольку устраняется недопонимание, не тратится время на взаимное недовольство, исключаются обиды, не страдает самолюбие и т.д.Кроме того, смена режимов мышления не позволяет сосредоточиваться на негативных сторонах процесса или задачи, что в целом очень полезно. Достоинство метода еще и в том, что люди учатся играть по правилам. Последовательная смена "шляп" может использоваться как план для обдумывания темы, как повестка дня.
И наконец. Для того чтобы творческий процесс в организации был успешным, нужен креативный лидер, человек, организующий работу. Люди должны понимать, что от них ждут новых идей. И это ожидание исходит "сверху".
Описанная концепция основана на системе шаблонов. Она предлагает набор инструментов, который создан специально для формирования новых креативных идей. Иногда говорят, что структурирование творческого процесса лишает его свободы, а значит, и креативности. Это неверно. Представьте себе дверь. Вам дают ключ. Ключ не говорит, куда идти, вы можете выбрать свой путь. Ключ - это всего лишь инструмент, который позволяет вам выйти из комнаты и начать двигаться. В любом направлении.
Идеи неоднозначны
У каждого явления, у каждой идеи есть как позитивные, так и негативные стороны. Оценить их непросто - особенно если они новы. На какие параметры ориентироваться? Как не упустить важные аспекты? Представим себе, например, что нам нужно придумать новый способ наказания несовершеннолетних преступников. Пусть это будет наказание с использованием: шариков. Например, каждому провинившемуся вручают шарик и приказывают ходить с ним постоянно. Таким образом, все получают возможность видеть, что этот ребенок провинился. Может быть, ребенку станет стыдно. А может быть, это, напротив, сделает его героем в собственных глазах и в глазах других детей. Все очень неоднозначно.
Или другая идея. Вы ходите по магазинам, а вам за это платят. Например, каждому 50-му покупателю в магазине не только предоставляют вещи бесплатно, но и, если он потратит 50 долларов, доплачивают. Это эффектный рекламный ход, но насколько он будет полезен для магазина?
Медали оценки
Перечислить все ценностные аспекты какой-либо идеи невозможно. Но, структурировав методику оценки, можно все-таки получить вполне ощутимые результаты. Пусть наша оценка складывается из нескольких аспектов.
Золотая медаль. Золотая медаль - это ценности, связанные с человеком, допустим, с его самооценкой. Приведу пример. Активизация мышления оказывает на редкость позитивное воздействие на человека. В Англии очень много безработной молодежи. Если собрать безработных и провести пятичасовой тренинг по обучению мышлению, безработица сократится на 500 процентов. То же с агрессивными или гиперактивными детьми. Если научить таких детей владеть инструментами мышления, преступность среди молодежи можно сократить в десять раз. Почему? Потому что таким образом можно повысить самооценку человека.
Серебряная медаль. Это ценности, связанные с деятельностью организации, вне зависимости от того, что это за организация - коммерческая или некоммерческая компания, политическая партия, семья и т.д. К таким ценностям можно отнести снижение издержек, улучшение имиджа компании, работу над брендом и т.д.
Медная медаль относится исключительно к аспектам восприятия. Как мы воспринимаем ту или иную вещь? Как на эту вещь можно посмотреть иначе? Восприятие реально, даже если не является реальностью. Начищенная медь выглядит как золото.
Стальная медаль. Это ценность качества, качественный аспект нашей работы. Качество работы подобно стали - оно должно быть прочным.
Стеклянная медаль. Ценности стеклянной медали связаны с инновациями и креативностью. Мы беремся за нечто новое, за то, чего раньше никогда не делали. Необязательно, что мы добьемся успеха. Но, по крайней мере, это новое направление, а новаторские подходы всегда важны и ценны. Из стекла можно делать многое - все зависит от нашей фантазии, креативности. Поэтому эти ценности мы назовем "стеклянная медаль".
Деревянная медаль. Ценности "деревянной медали" связаны с экологией - в широком смысле этого слова. Мы подразумеваем под этим термином не только природу, но вообще все, что относится к окружающей среде. Например, мы закрываем фабрику. Это может оказать значительное влияние на город. Это тоже связано с понятием экология.
Латунная медаль. Ценности латунной медали - это ценности в нашем восприятии. Например, вы можете делать что-то очень хорошо, но сделанное вами будет восприниматься в негативном свете. Или, наоборот, нечто дурное будет принято на "ура!" Не все то золото, что блестит, как говорится. Латунь блестит, но это не золото. Будем учитывать эти шесть видов ценностей. Введем баллы, позволяющие проставить описанным ценностям оценку. "4" получат фундаментальные ценности, которые обладают мощным воздействием, которые нельзя проигнорировать, отвергнуть, они безусловны. "3" - оценка для важных, значимых, но не безусловных ценностей. На "2" "тянут" слабые ценности. А "1" получат такие ценности, которые в определенных ситуациях могут оказаться важными, но в целом они нерелевантны. Используя эту систему, можно создать сканер ценностей, комплексную оценку чего-либо.
Допустим, мы беремся оценить проект более низкой ставки подоходного налога для женщин. Общеизвестно, что в целом ряде стран мужчины и женщины за выполнение одной и той же работы получают разное вознаграждение. Логично в связи с этим снизить для женщин ставку подоходного налога. Как это ни удивительно, далеко не все выставляют этой идее оценку со знаком "плюс" в графе "золото". Отрицательное значение этой инновации отмечают, как правило, женщины, для которых это подтверждение того, что в них видят людей второго сорта.
"Шесть шляп мышления" - это базовая система, позволяющая структурировать мыслительный процесс, а шесть медалей оценки призваны уточнить и конкретизировать наше представление о той или иной проблеме, дать ей комплексную оценку.
Эдвард Де Боно,
директор Международного творческого форума
"Кадровый менеджмент", N 3, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровый менеджмент"
Издатель: ООО "Бизнес Медиа Коммуникации".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-15494 от 20.05.2003
Адрес: 119017, Москва, М. Толмачевский пер., 1
Телефон для оформления подписки: (495) 101-3676
Телефон для связи с редакцией: (495) 933-5445, 105-7743
E-mail: info@hr.ru (с пометкой "Письмо в редакцию")
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 82129;
- по каталогу "Пресса России" - 87811