Творчество: это должен знать каждый
Как стать выдающимся человеком или организацией
Конкурентные преимущества сотруднику дают не технические навыки и не академическая ученость, а его творческие способности.
Пол Торренс, Мистер Творчество 20-го века, был абсолютно убежден, что только творческие способности человека, озарения и особая энергия делают человека или организацию действительно выдающимися. Кто будет спорить с гуру, который посвятил 40 лет изучению тех, кто демонстрировал превосходные результаты, и тех качеств, которые этому способствовали.
Мифы и чепуха
Похоже, часто и ученые, и неспециалисты тратят жизни на то, чтобы определить и описать какую-либо теорию или понятие. Как только они начинают понимать сущность своих идей, они сосредоточивают внимание на границах этих идей и делают выводы и оценки, находясь внутри этих границ. Возможно, научный мир и требует такой рациональной и логически выстроенной терминологии, однако любой, кто попытается развести способность к творчеству - креативность и инновационность - по разным углам, рискует потерять самое главное, что является фундаментом природы и сущности прогресса и развития. Креативность и инновационность сплетены по принципам и по значению, и, возможно, лучшим способом объяснить, как они вместе работают, будет сосредоточить внимание на четырех взаимосвязанных факторах, необходимых для поддержания устойчивого инновационного процесса у человека или в организации. Непрерывное ускорение всех процессов в нашем мире - будь то бизнес, рынки, финансы, наши технологии - создает у людей ощущение неуверенности и отсутствия безопасности. Как только у вас появляется хорошая идея, кто-нибудь где-нибудь разродится идеей получше, и вам вновь приходится начинать творить.
Навигация в процессе инновации
Век, требующий от всех нас одновременного проявления способности глубоко познавать, закреплять свои позиции и одновременно оставаться гибкими, не оставляет человеку иного шанса, нежели стать творцом хаоса и порядка, воображения и обоснования, логики и интуиции. Никогда более опыт творчества и инноваций не будет для нас просто чем-то внешним, от чего мы можем периодически отключаться или включать как функцию по надобности. Наступили времена, когда надо не просто "что-то" делать, а этим "чем-то" необходимо стать. Подавляющее большинство экспертов в области изучения творческих способностей человека сходятся во мнении, что максимально такие способности проявляются у 98% детей в возрасте от 0 до 3 лет. К 10 годам только 32% детей проявляют подобную креативность, а вот после 25 лет количество взрослых, способных на максимальные выражения творчества, сокращается до 2%. Ужасное состояние нашей планеты, беспрецедентная бедность, распространяющаяся по миру, - это все печальное отражение того, как мы творили и меняли мир вокруг себя на протяжении последней сотни лет. Мы проигрываем битву и проиграем ее окончательно, если не окажемся способными кардинально пересмотреть наше творческое наследие. Это преображение начинается с человека, с его способности открыть заново свои творческие качества - доходить до критической точки, смотреть на все по-новому и жить полной жизнью, напитавшись новой потрясающей энергией. И совершенно не важно, сколько вам лет или кто вы по профессии - новый этап в открытии способности к творчеству может начаться в любой момент жизни.
Процесс творчества ("глагольность" прежде "называния")
Существует немало продуманных и выстроенных процессов творчества, показавших прекрасные результаты. Но если люди, вовлеченные в эти процессы, не проявляют свои творческие способности, результаты чаще бывают весьма средними и обыденными, и очень редко возникает прорыв или нечто из разряда "Эврика!", которое переводит все на новый уровень. Прежде чем ввязываться в такой процесс, необходимо инвестировать в человека, иначе экономия выйдет боком и потребуются гораздо большие затраты на инновации. Одним из таких проверенных творческих методов является модель Парнса-Осбора, представляющая собой пошаговый инструмент, позволяющий организовать процесс инноваций и достичь конкретных целей и выдающихся результатов.
Начинается этот процесс с поиска фактов, затем поиска проблемы, поиска идей, поиска решений и завершается принятием найденных инновационных решений. Эта прогрессивная методология стала инструментом для производства массы новых продуктов: от безалкогольных напитков до бурильного оборудования, от шоколада до страховых продуктов, от новинок фаст-фуда до решения проблем с прогулами на работе. В 1995 году меня попросили написать сценарий для телевидения о преобразованиях в Южной Африке с точки зрения творческих решений. Вопрос, который передо мной стоял: почему ЮАР обошлась без кровопролитной революции? Ведь если и был режим, который стоило уничтожить, то это был режим Южной Африки. Мы с коллегами нашли ряд причин, в том числе и такой выдающийся факт, что команды, которые обсуждали наше будущее, особенно в полугодовой период накануне выборов, очень тщательно следовали методологии процесса от поиска фактов до принятия найденных решений. Телесериал "Сотворение чуда" рассказывает об этом.
Результаты творчества
На выходе творческого процесса мы имеем набор креативных идей человека или группы людей и озарение, страсть и энергию, для того чтобы эти идеи и находки воплотить в жизнь. Инновация может принимать самые разные формы.
- Вещи: телефон, лампа накаливания, фаст-фуд, жестяная банка для пива, e-mail.
- Стиль: новый подход в обучении, лидерстве, управлении, воспитании, маркетинге.
- Изменения в обществе: мир (вместо войны), ценности, убеждения, религия, система образования.
Это бесконечный список. Некоторые инновации приходятся по вкусу очень небольшому количеству людей, другие -меняют ход человеческой истории к лучшему (например, прорывы в медицине) или к худшему (ядерная бомба). Есть инновации, которые приводят в восторг тех, кто непосредственно ими пользуется (например, алюминиевая банка для пива со встроенной системой охлаждения содержимого, которую впервые представили публике на чемпионате 2004 года по футболу). Представьте себе: вы нажимаете на кнопочку, и через 15 секунд у вас в банке ледяное пиво! Инновации всегда находятся где-то посередине между плохими, так себе, хорошими или потрясающими. Жаль только, что потрясающие встречаются на так уж часто.
Творческое окружение
Для того чтобы инновации в организации стали частью постоянного процесса и закрепились в корпоративной культуре, необходимо развивать среду, в которой на любом уровне бизнеса поддерживается мышление о стиле способностей и возможностей. В 20-м веке компании General Electric, имеющая 50 837 патентов, и IBM, зарегистрировавшая 32 498 патентов, значительно опережали всех в процессе технических инноваций. Основная причина, почему такие компании, как Canon, Toshiba и Hitachi, в последние годы лидировали в мире инноваций, - они создали среду, в которой поощряются все попытки выйти за привычные границы, за рубежи обыденности. Когда инновационность становится культурой, меняется язык, будущее зовет и вдохновение становится движущей силой. В творческой среде только тот, кто решается на фантастический прыжок, имеет страховочную сетку.
Кобус Нитлинг,
Президент Южно-Африканской Организации Творчества
"Кадровый менеджмент", N 3, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровый менеджмент"
Издатель: ООО "Бизнес Медиа Коммуникации".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-15494 от 20.05.2003
Адрес: 119017, Москва, М. Толмачевский пер., 1
Телефон для оформления подписки: (495) 101-3676
Телефон для связи с редакцией: (495) 933-5445, 105-7743
E-mail: info@hr.ru (с пометкой "Письмо в редакцию")
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 82129;
- по каталогу "Пресса России" - 87811