Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2013 г. N 10АП-10985/13
г. Москва |
|
12 декабря 2013 г. |
Дело N А41-17794/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Масаевым З.Х.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственности Управляющая компания "Теплоресурс" - Свинцова А.А., представитель по доверенности от 05.09.2013 N 5
от Комитета по ценам и тарифам Московской области - Сычёва Ю.В., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 8
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по ценам и тарифам Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30 августа 2013 года по делу N А41-17794/13, принятое судьёй Сабитовой С.Н., по заявлению общества с ограниченной ответственности Управляющая компания "Теплоресурс" о признании незаконным и отмене постановления Комитета по ценам и тарифам Московской области по делу об административном правонарушении от 03.04.2013 N8/14-03/2013; признании недействительным представления Комитета по ценам и тарифам Московской области от 03.04.2013 по делу N8/14-03/2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Теплоресурс" (далее - ООО УК "Теплоресурс", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету по ценам и тарифам Московской области (далее - Комитет, административный орган) о признании незаконными и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 03.04.2013 N 8/14-03-2013 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 03.04.2013 по делу N 8/14-03-2013 (л.д.5-7 т.1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 августа 2013 года заявленные ООО УК "Теплоресурс" требования удовлетворены (л.д.45-52 т.3).
Не согласившись с данным судебным актом, Комитет по ценам и тарифам Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В обоснование апелляционной жалобы Комитет сослался на необоснованность выводов суда первой инстанции и на наличие в действиях общества состава вмененного правонарушения (л.д.56-60 т.3)
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить обжалуемое решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества возражал по доводам апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании приказа министра Правительства Московской области по ценам и тарифам от 11.02.2013 N 6 Комитетом в период с 14.02.2013 по 14.03.2013 проведено мероприятие по государственному контролю в форме документарной проверки в отношении ООО УК "Теплоресурс" по вопросу соблюдения обязательных требований законодательства в сфере ценообразования на услуги по теплоснабжению и водоотведению,
В ходе проверки установлено, что ООО УК "Теплоресурс", имея на основании договора аренды имущества от 01.09.2012 N 11-А, заключенного с ЗАО ПО "Карасевский керамический завод", во временном пользовании объекты теплоснабжения и системы коммунальной инфраструктуры в сфере водоотведения (организация водопроводно-канализационного хозяйства), необходимые для обеспечения потребителей тепловой энергией и приема от них сточных вод с последующей передачей их на очистные сооружения канализации, и являясь ресурсоснабжающей организацией по оказанию потребителям услуг в сфере теплоснабжения и водоотведения, взимало в 2012-2013 годах плату с ООО "МКХ Коломенского района" за отопление и водоотведение по неутвержденным тарифам.
Результаты проверки зафиксированы в акте документарной проверки от 14.03.2013 N 7 (л.д. 28-30 т. 2).
Поскольку ООО УК "Теплоресурс" не обращалось в Комитет с предложением об установлении тарифов на теплоснабжение и водоотведение, административный орган пришел к выводу о нарушении обществом требований Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ), Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ) и Федерального закона от 27.06.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27.06.2010 N 190-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Постановление от 26.02.2004 N 109) и Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Постановление от 14.07.2008 N 520).
По факту выявленных нарушений, Комитетом по ценам и тарифам Московской области составлен протокол об административном правонарушении от 14.03.2013 N 8 (л.д.18-22 т.2) и вынесено постановление от 03.04.2013 N 8/14-03-2013 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей (л.д.21-26 т.1).
Представлением Комитета по ценам и тарифам Московской области об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 03.04.2013 по делу N 8/14-03-2013 (л.д. 10-11 т. 2) ООО УК "Теплоресурс" предписано представить пакет документов, необходимых для утверждения:
1. Тарифов на производство тепловой энергии и передачу тепловой энергии в порядке, установленном Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации";
2. Тарифов на водоотведение в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Не согласившись с вынесенными Комитетом постановлением по делу об административном правонарушении N 8/14-03-2013 от 03.04.2012 и представлением от 03.04.2013 по делу N 8/14-03-2013, ООО УК "Теплоресурс" оспорило их в судебном порядке.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия состава вмененного административного правонарушения, а также нарушения Комитетом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Данный вывод суда следует признать правильным по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования.
Ссылаясь на условия договора на отпуск тепловой энергии от 01.09.2012 N 01/08/12-УК и договора на прием сточных вод от 01.09.2012 N 02/08/12-У, заключенных между ООО УК "Теплоресурс" и ООО "МКХ Коломенского района", Комитет полагает, что ООО УК "Теплоресурс" является теплоснабжающей организацией по отношению к ООО "МКХ Коломенского района" в смысле, передаваемом Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ, в связи с чем является субъектом вменяемого ему правонарушения.
Вместе с тем, Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (часть 1 статьи 1 Федерального закона).
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 названного Федерального закона теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Статьей 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ установлены правила оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а именно в силу пункта 1 передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
Согласно пункту 2 указанной статьи по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
В силу пункта 5 статьи 17 Федерального закона оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.
Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям (пункт 6 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ).
Исходя из специфики правоотношений связанных с реализацией коммунальных услуг, при привлечении к административной ответственности юридического лица, необходимо установить признаки относимости организации к коммунальному комплексу.
Системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территории муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Основываясь на вышеуказанных правовых нормах можно выделить три признака, одновременное наличие которых свидетельствует об относимости организации к коммунальному комплексу: наличие статуса юридического лица; непосредственное осуществление эксплуатации системы (систем) коммунальной инфраструктуры или иных объектов; эксплуатация данных систем для производства товаров и услуг в целях обеспечения, в частности тепло-, водоснабжения, водоотведения.
Между тем, содержание заключенных между ООО УК "Теплоресурс" и ООО "МКХ Коломенского района" договора на отпуск тепловой энергии от 01.09.2012 N 01/08/12-УК и договора на прием сточных вод от 01.09.2012 N 02/08/12-У свидетельствует о регулировании данными соглашениями отношений поставки тепловой энергии и сточных вод между юридическими лицами.
Из материалов дела следует, что оплата по данным соглашениям производилась юридическим лицом, а не потребителями (счета на оплату от 01.02.2013 N N 10 и 11; от 31.01.2013 NN 7, 8 и 9; от 18.01.2013 NN 3 и 4; от 10.01.2013 NN1 и 2; от 29.12.2012 NN 25 и 26; от 22.12.2012 NN 22 и 21; от 01.12.2012 NN 20 и 19, от 30.11.2012 NN 17 и 16; от 20.11.2012 NN 15 и 14; от 01.11.2012 NN 11, 10 и 9; от 31.10.2012 NN 8 и 9; от 16.10.2012 NN 7 и 6; от 01.10.2012 NN 5 и 4; от 28.09.2012 NN 2 и 1, счета-фактуры от 28.09.2012 N 2; от 31.10.2012 NN 4 и 5; от 30.11.2012 NN 7 и 8; от 29.12.2012 NN 10 и 11; 31.01.2013 NN 1 и 2). Доказательств обратного Комитетом не представлено.
Таким образом, вопреки доводам Комитета, правомерным является вывод суда первой инстанции, о том, что оказанные ООО УК "Теплоресурс" услуги связаны со сферой теплоснабжения, однако не являются предметом регулирования Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что для оказываемых ООО УК "Теплоресурс" услуг в отношении ООО "МКХ Коломенского района", не предусмотрено установление тарифов регулирующим органом, следовательно, общество не является субъектом вменяемого ему правонарушения.
Кроме того, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о нарушении административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности, что подтверждено представителем Комитета в заседании суда апелляционной инстанции.
Нарушение административным органом процедуры привлечения Общества к ответственности в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", является самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных по делу требований.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.
Таким образом, оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Поскольку представление от 03.04.2013 по делу N 8/14-03/2013 выдано на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, признанном не соответствующим закону, требование общества о признании данного представления недействительным также правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 августа 2013 года по делу N А41-17794/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.