город Ростов-на-Дону |
|
15 декабря 2013 г. |
дело N А53-36330/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Александрова В.А., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шаовым Т.Д.,
при участии:
от истца - представителя Генераловой В.Н. (доверенность от 14.12.2012),
от Правительства Ростовской области - представителя Крикун Е.В. (доверенность от 27.12.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 27 февраля 2013 года по делу N А53-36330/2012
по иску индивидуального предпринимателя Баширина Виктора Юрьевича
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области
при участии третьих лиц - администрации г. Ростова-на-Дону, Правительства Ростовской области,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
принятое судьей Пипник Т.Д.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Баширин Виктор Юрьевич (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:44:0081104:8 площадью 3667 кв.м., расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ландшафтная, 21, равной рыночной в сумме 6 387 914 рублей (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Правительство Ростовской области, администрация г. Ростова-на-Дону.
Решением арбитражного суда от 27.02.2013 исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:0081104:8 установлена по состоянию на 01.01.2007 в размере 6 387 914 рублей.
Администрация г. Ростова-на-Дону обжаловала решение суда в порядке главы 34 АПК РФ, просила решение суда отменить, в иске отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Норма Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ о том, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, неприменима в настоящем деле, поскольку государственная кадастровая оценка земель производилась в 2007 - 2009 годах. Изменение кадастровой стоимости всегда должно быть направлено на будущее. Включение в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости по состоянию на дату включения в кадастр недвижимости старой кадастровой стоимости допустимо лишь при нарушении кадастровым органом закона при включении в ГКН старой кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость должна быть определена на момент разрешения спора. Решение суда создает возможность последующего перерасчета земельного налога.
В отзыве на апелляционную жалобу Правительство Ростовской области сослалось на постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 по делу N 10761/2011, просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель истца против жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения. Представитель Правительства Ростовской области просил решение суда оставить без изменения, поддержал доводы отзыва. Остальные участвующие в деле лица явки представителей в судебное заседание не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отношении в порядке части 3 ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения по приведенным в жалобе доводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка, кадастровый номер 61:44:0081104:8 площадью 3667 кв.м., расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ландшафтная, 21 с видом разрешенного использования - для эксплуатации автобазы. Кадастровая стоимость указанного земельного участка в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 02.10.2009 составляла 22 250 659 рублей 27 копеек. Определением суда от 28.01.2013 по делу назначена оценочная экспертиза. На разрешение эксперта поставлен вопрос об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:44:0081104:8, площадью 3667 кв.м., расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ландшафтная, 21 на дату 01.01.2007. По результатам исследования (заключение эксперта N 22-Э от 04.02.2013 ООО "Системы независимой оценки") рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составила 6 387 914 рублей. Ответчик и третьи лица правовых позиции по указанному отчету суду не представили, возражений относительно результатов исследования и соответствия самого заключения требованиям законодательства об оценочной деятельности не заявили. Рыночная стоимость спорного земельного участка определена оценщиком по состоянию на 01.01.2007, дату проведения государственной кадастровой оценки земель. Кадастровая стоимость спорного земельного участка была сформирована посредством перемножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости для кадастрового квартала, в котором находиться спорный земельный участок. Удельные показатели кадастровой стоимости были определены по состоянию на 01.01.2007 с целью определения и исчисления кадастровой стоимости земельных участков, которые будут созданы в последующем.
При принятии решения суд руководствовался позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка посредством указания его рыночной стоимости.
В постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 Президиум ВАС РФ привел следующую правовую позицию по вопросу установления кадастровой стоимости земельных участков. "При решении вопроса о надлежащей дате, на которую обществу следует доказать рыночную стоимость объекта недвижимости при заявлении требования о ее внесении в качестве кадастровой, необходимо учитывать следующее. В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату. Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки. На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
_ То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости".
Таким образом, доводы апелляционной жалобы противоречат указанным разъяснениям, данным в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11. Заявитель жалобы просит отменить решение и отказать в иске, не учитывая того правового значения, который имеет иск об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости (преобразовательный иск).
Заявитель не предлагает иной рыночной стоимости земельного участка, не представил экспертного заключения, опровергающего заявленную истцом рыночную стоимость, определенной по результатам судебной экспертизы.
Доводы о снижении поступлений в бюджет не имеют непосредственного правового отношения к спору об изменении кадастровой стоимости земельного участка. Приведение кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с рыночной является предусмотренной законом процедурой и признается арбитражными судами в качестве самостоятельного способа защиты законных интересов налогоплательщика. Администрация города Ростова-на-Дону также не является органом государственной власти, утверждающим кадастровую оценку земель на территории муниципального образования.
Апелляционный суд также отмечает, что спор об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не имеет непосредственного отношения к правам и обязанностям администрации г. Ростова-на-Дону, поскольку заинтересованность этого органа в сохранении повышенной кадастровой стоимости носит не правовой, а экономический характер, связанный с сохранением первоначальной налогооблагаемой базы для земельного налога. Между тем, процедура изменения кадастровой стоимости в целях приведения ее в соответствие с рыночной предусмотрена федеральным законом и подтверждена практикой Президиума ВАС РФ.
Следует отметить, что в практике Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда производство по апелляционным жалобам администрации, обращавшейся с жалобой как лицо, не привлеченное к участию в деле, на решения судов об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости прекращалось, поскольку суд не усматривал юридической заинтересованности администрации в исходе спора (постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 по делу N А53-27248/2012, от 13.02.2013 по делу N А53-29519/2012, от 01.02.2013 по делу N А53-25428/2012).
При таких обстоятельствах в апелляционной жалобе третьего лица - администрации г. Ростова-на-Дону надлежит отказать, решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27 февраля 2013 года по делу N А53-36330/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
В.А. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-36330/2012
Истец: ИП Баширин Виктор Юрьевич
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО", ФГБУ ФКП Росреестра, Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области
Третье лицо: Администрация г. Ростова-на-Дону, Правительство Ростовской области