Налоговые риски во внешнеэкономической деятельности
В России проблема управления рисками чрезвычайно остра, точная количественная оценка рисков - необходимое условие выхода на международные рынки. Сегодня Россия относится к странам, вложение инвестиций в которые сопряжено с большим риском.
К группе рисков, в частности, относятся политические риски, возникающие при нарушении условий производственного процесса по причинам, непосредственно не зависящим от хозяйствующего субъекта. Одним из видов политических рисков является налоговый риск, под которым понимается неблагоприятное изменение налогового законодательства. Подобное изменение может отрицательным образом сказаться на доходности инвестиционного проекта. Целью анализа налогового риска реализации инвестиционного проекта является формирование достоверного представления у лиц, проводящих подобную оценку, о реальной величине риска изменения объема налоговых платежей в ходе выполнения как отдельных этапов или работ, так и проекта в целом. Превышение максимально допустимого значения налогового риска может стать причиной отказа от финансирования проекта.
В современных условиях налоговый риск довольно распространен и оказывает отрицательное воздействие на результаты финансовой деятельности организации. Этот риск имеет ряд аспектов: риск введения новых налоговых платежей; риск увеличения ставок действующих налогов; риск изменения условий (в том числе сроков) уплаты налоговых платежей; риск отмены налоговых льгот.
Нечеткость, а иногда и нелогичность российского налогового законодательства, потенциально создающие для иностранных компаний высокий налоговый риск в России, как правило, приводят к тому, что иностранные компании заключают договоры на таких условиях, что не только экономическое бремя по уплате налогов, но и даже риск этого переносится на российские компании, что означает в конечном итоге удорожание производимых ими товаров (работ, услуг) или уменьшение оборотных средств.
Предлагаемый авторами метод расчета налогового риска может оказаться полезным для инвесторов при принятии решения о вложении средств в ту или иную страну, в частности, для иностранных фирм, планирующих работать в России.
Налоговому менеджеру при составлении заключения о целесообразности осуществления хозяйственной деятельности в той или иной стране для оценки налогового риска имеет смысл опираться на мнение группы экспертов. Эта группа должна состоять из специалистов в области экономики и права, которые хорошо знакомы с экономической и политической ситуацией в стране, где предполагает работать фирма. Некоторые крупные компании в своей структуре имеют отделы, укомплектованные налоговыми экспертами и юристами.
Формирование группы экспертов происходит на основании качественных и количественных параметров. Качественным параметром является компетентность эксперта в своей области. Компетентность (К) эксперта вычисляется по формуле:
К = 0,5 (Ки + Ка),
где: Ки - степень информативности эксперта в своей области;
Ка - коэффициент аргументации своих мнений.
Степень информативности и коэффициент аргументации специалиста оценивается с помощью набора тестов, в который входят ситуации, специфичные для его специальности. Для каждой ситуации существует набор решений и аргументаций начиная с наиболее полного с коэффициентом 1. Существуют и другие методы оценки степени информативности и коэффициента аргументации, такие как самооценка и взаимная оценка.
Немаловажным является определение и профессионального состава экспертной группы. Для оценки налоговых рисков рекомендуется привлечь в экспертную группу следующих специалистов:
- главных бухгалтеров предприятий отрасли, в которой предполагается осуществлять инвестиции;
- представителей ведущих экономических вузов России;
- налоговых консультантов (российских и иностранных);
- юристов (российских и иностранных);
- политологов (российских и иностранных).
Достоверность экспертной оценки с увеличением количества экспертов возрастает, однако существуют опасности возрастания не только стоимости такой оценки, но и времени выработки решения.
В конечном итоге инвестор, согласуясь со своими временными рамками, финансовыми возможностями и допустимой достоверностью принимает решение о количестве необходимых экспертов.
После создания экспертной группы окончательное заключение делается на основании коллективных и индивидуальных оценок этих специалистов. Индивидуальные оценки экспертов на основе анкет и интервью составляют массив данных для анализа риска, коллективные оценки - на основании обсуждения.
Опираясь на заключение экспертной группы, можно воспользоваться приведенным ниже способом выбора решения при условии, что известны наиболее вероятные варианты развития ситуации в налоговом законодательстве и приблизительная вероятность каждого из этих вариантов. Проиллюстрируем данный способ выбора решения на конкретной ситуации.
Например, существует иностранная компания, планирующая осуществлять прямые инвестиции в Россию. Этой фирмой рассматривается два возможных проекта вложения средств (П1 и П2). Компания имеет заключение экспертной группы, в котором определены четыре наиболее вероятные пути развития ситуации в налоговом законодательстве России на время осуществления проекта (С1, С2, С3 и С4). Существует также приблизительная оценка вероятности возникновения каждого из этих событий (С1 - 0,1; С2 - 0,2; С3 - 0,3; С4 - 0,4). Пользуясь данными заключения комиссии и бизнес-планами проектов, можно рассчитать нормы прибыли проектов П1 и П2 в ситуациях С1, С2, С3 и С4 (см. табл. 1).
Далее можно вычислить величину риска по каждому проекту (П1 и П2) в конкретных ситуациях (С1, С2, С3, С4). Для этого за величину риска принимают величину возможных потерь прибыли при осуществлении проекта. Так, для ситуации С1 потеря прибыли по проекту П1 по сравнению с проектом П2 составит 10 (20 - 10), для ситуации С4 проекта П2 к П1 - 20 (30 - 10). На основании этих расчетов получим следующие оценки величины рисков (см. табл. 2).
Анализируя результаты табл. 1 и табл. 2 можно оценить различные проекты вложения капитала с позиции налогового риска. Из табл. 1 видно, что прибыль проекта П1 в ситуации С3 равна прибыли проекта П2 в ситуации С4. Однако из табл. 2 следует, что величина риска проекта П1 в ситуации С3 больше, чем риск проекта П2 в ситуации С4. Выбор варианта осуществления проекта П1 или П2 в условиях неопределенности ситуации зависит от степени этой неопределенности. Степень неопределенности определяется путем установления среднего ожидаемого значения прибыли и среднего ожидаемого значения риска по каждому проекту и дальнейшего сравнения этих показателей с помощью коэффициента потерь (Кп).
Расчет среднего ожидаемого значения прибыли осуществляется путем сложения произведений доходности проектов в каждой из возможных ситуаций на вероятности возникновения этой ситуации.
Среднее ожидаемое значение прибыли на вложенный капитал составляет при проекте П1 20 (20 х 0,1 + 25 х 0,2 + 30 х 0,3 + 10 х 0,4); при проекте П2 - 18,5 (10 х 0,1 + 20 х 0,2 + 5 х 0,3 + 30 х 0,4). Из расчетов видно, что проект П1 обеспечивает большую ожидаемую прибыль на вложенный капитал (20).
Среднее ожидаемое значение рисков рассчитывается путем умножения величины рисков по проектам на вероятность каждой из возможных ситуаций.
Среднее ожидаемое значение риска при проекте П1 составляет 9,5 (10 х 0,1 + 5 х 0,2 + 25 х 0,3 + 0 х 0,4); при проекте П2 - 8 (0 х 0,1 + 0 х 0,2 + 0 х 0,3 + 20 х 0,4), т.е. среднее ожидаемое значение риска проекта П1 больше, чем в проекте П2.
Для выбора наиболее предпочтительного проекта используется коэффициент потерь (Кп), который рассчитывается как отношение среднего ожидаемого значения рисков к среднему ожидаемому значению прибыли. Чем этот коэффициент меньше, тем предпочтительнее будет проект.
Средняя ожидаемая величина риска:
Кп = Средняя ожидаемая величина прибыли
Кп (проекта П1) = 9,5 : 20 = 0,475
Кп (проекта П2) = 8 : 18,5 = 0,432
Более предпочтительным проектом в нашем примере является проект П2, т.к. Кп (проекта П2) < Кп (проекта П1). Можно усложнить задачу, рассчитав коэффициент потерь при реализации проектов в других странах. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что данный способ учета налоговых рисков при вложении капиталов в других странах может стать существенным подспорьем налоговому менеджеру при выборе возможных вариантов инвестирования.
Предложенный метод создает реальную возможность расчета налогового риска при разработке налоговой стратегии. Анализ и оценка рисков занимает важное место в системе анализа долгосрочных инвестиций, точная количественная оценка рисков (в том числе и налогового) является необходимым условием для принятия решения об инвестировании.
Таблица 1
Прибыль на осуществление проекта (млн. руб.)
Проекты | Возможные ситуации в налоговом законодательстве России | |||
С1 | С2 | СЗ | С4 | |
П1 | 20 | 25 | 30 | 10 |
П2 | 10 | 20 | 5 | 30 |
Таблица 2
Величины рисков по инвестиционным проектам
Проекты | Возможные ситуации в налоговом законодательстве России | |||
С1 | С2 | СЗ | С4 | |
П1 | 10 | 5 | 25 | 0 |
П2 | 0 | 0 | 0 | 20 |
Н.В. Пономарева,
директор Международной школы бизнеса РЭА
им. Г.В. Плеханова,
кандидат экономических наук
Е.В. Голубцова,
старший преподаватель кафедры налоговой политики РЭА
им Г.В. Плеханова
"Финансы", N 1, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансы"
Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Издается с 1926 г.
Учредители - Министерство финансов Российской Федерации и ООО "Книжная редакция "Финансы"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24300 от 27 апреля 2006 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-4427, 699-4333, 699-4385
тел./факс: 8 (495) 699-9616
Internet: http://www.finance-journal.ru/
Подписные индексы
"Роспечать" - 71027, 73442
"Пресса России" - 45493, 39414