город Ростов-на-Дону |
|
12 декабря 2013 г. |
дело N А32-17181/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мальцевым А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтрой-Юг": представитель по доверенности от 10.12.2013, Пономарев А.О., паспорт.
от Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтрой-Юг"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.10.2013 по делу N А32-17181/2013 принятое судьей Шкирой Д.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтрой-Юг"
к Региональной энергетической комиссии - Департаменту цен и тарифов Краснодарского края
об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтрой-Юг" ст. Динская (далее -заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии -Департамент цен и тарифов Краснодарского края, г. Краснодар (далее -административный орган) от 30.04.2013 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебный акт мотивирован тем,
что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следовательно, заявитель на основании оспариваемого постановления правомерно был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и признать недействительным оспариваемое постановление, сославшись на то, что суд неверно применил нормы материального права и недостаточно изучил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтрой-Юг" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Региональная энергетическая комиссия Департамента цен и тарифов Краснодарского края представителя в судебное заседание не направила; о месте его и времени извещена надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя административного органа.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административным органом в ходе рассмотрения материалов, представленных Администрацией Динского района по запросу РЭК -Департамент цен и тарифов Краснодарского края было установлено, что ООО "Экострой-Юг" в 2012 году в станице Динской оказывало услуги по размещению (захоронению) твердых бытовых отходов потребителям Динского района. При этом, ОАО "Коммунальник" осуществляло деятельность по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов населению Новотитаровского сельского поселения Динского района. Услуги по размещению отходов осуществлялись в соответствии с договором от 10.01.2012, заключенным между ОАО "Коммунальник" и ООО "ЭкоСтрой-Юг" на специально оборудованном полигоне.
ООО "ЭкоСтрой-Юг" за сентябрь 2012 г. абоненту ОАО "Коммунальник" предъявлялись к оплате платежи за размещение (захоронение) бытовых отходов, рассчитанные по тарифу в размере 100 руб. куб. м (без НДС).
Административным органом было установлено, что ООО "ЭкоСтрой-Юг" в соответствии с полученной лицензией от 10.06.2010 N ОП-30-003113 (23) осуществляет услуги по использованию, обеззараживанию, размещению (захоронению) отходов I- IVклассов опасности. Захоронение отходов производится на специально выделенной территории - полигоне, расположенном на территории Динского района.
На основании изложенного, административным органом сделан вывод, что общество осуществляет регулируемый вид деятельности - захоронение твердых бытовых отходов и предъявляет платежи за размещение (захоронение) твердых бытовых отходов, рассчитанные по договорным ценам, в том числе абоненту ОАО "Коммунальник" по тарифу в размере 100 руб. куб. м (без НДС), который не был установлен в соответствии с действующим законодательством в нарушение части 2 статьи 1 ФЗ от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
По результатам проверки административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 20.02.2013.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, административный орган вынес постановление от 30.04.2013 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Общество не согласилось с указанным постановлением административного органа и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение. При этом следует исходить из того, что ценообразование -это процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
На основании статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определены в Федеральном законе от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее по тексту - Закон N 210-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса -производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 210-ФЗ организация коммунального комплекса -юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и(или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 предусмотрено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы: на холодную воду; на горячую воду; на водоотведение; на очистку сточных вод; на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Таким образом, из содержания указанных норм права следует, что субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является лицо, осуществляющее регулируемый государством вид деятельности и виновное в нарушении государственной дисциплины цен.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭкоСтрой-Юг" является организацией, которая на основании лицензии от 10.06.2010 N ОП-30-003113 (23) осуществляет на территории Динского района Краснодарского края деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности.
В соответствии с пунктом 4.9 межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст, под захоронением отходов понимается размещение отходов в назначенном месте для хранения в течение неограниченного срока, исключающее опасное воздействие захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.
ООО "ЭкоСтрой-Юг" в процессе осуществления деятельности эксплуатирует полигон твердых бытовых отходов.
Как следует из условий договора от 10.01.2012 на оказание услуги по размещению отходов производства и потребления, заключенного между ООО "ЭкоСтрой-Юг" и ОАО "Коммунальник", исполнитель - ООО "ЭкоСтрой-Юг" взял на себя обязательства предоставить заказчику - ОАО "Коммунальник" услуги по размещению отходов на полигоне - ТБО, образующихся от лицензированной деятельности заказчика по сбору, транспортировке и размещению отходов от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 4.1 указанного договора цена за оказанные услуги составляет 100 руб. за 1 куб. м отходов.
При этом, общий объем размещенных за месяц отходов определяется по данным заявки, указанной в п. 3.2.10 данного договора и подтверждается актом выполненных работ.
Как следует из представленных актов от 30.09.2012 N 771, от 30.06.2012 N 450 счетов-фактур N 620 от 31.08.2012, N 581 от 31.07.2012 общество предъявляло плату за оказанные услуги по размещению (хранению) отходов производства и потребления ОАО "Коммунальник", исходя из тарифа в размере 100 руб. за 1 куб. м отходов.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следовательно, заявитель на основании оспариваемого постановления правомерно был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 100 000 рублей.
Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.
В силу части 2 статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как видно из материалов дела, повесткой от 15.02.2013 законный представитель общества был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 20.02.2010. Указанная повестка направлена обществу по почте и получена 18.02.2013, о чем свидетельствует факсимильное уведомление.
Протокол об административном правонарушении от 20.02.2013 составлен в отсутствие представителя общества.
Определением от 09.04.2013 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 30.04.2013. Указанное определение направлено обществу по средствам факсимильной связи.
Постановление по делу об административном правонарушении от 30.04.2013 вынесено в отсутствии представителя общества.
Таким образом, административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности, что обществом не оспаривалось.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о том, что постановление административного органа о привлечении заявителя к административной ответственности является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод апелляционной жалобы о том, что осуществляемая обществом деятельность не подпадает под регулируемый вид деятельности по размещению (захоронению) отходов, предусмотренный "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", поскольку на полигоне ТБО Динского района возможно и осуществляется только размещение отходов в форме хранения. Общество полагает, что понятия хранение и складирование не тождественны.
Согласно п. 5.22 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенного Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, под этапами технологического цикла отходов понимается последовательность процессов обращения с конкретными отходами в период времени от его появления и до окончания его существования: на стадиях жизненного цикла продукции и далее паспортизации, сбора, сортировки, транспортирования, хранения (складирования), включая утилизацию, захоронение и/или уничтожение отходов.
Пунктом 5.31 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенного Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, установлено, что под складированием отходов понимается деятельность, связанная с упорядоченным размещением отходов в помещениях, сооружениях на отведенных для этого участках территории в целях контролируемого хранения в течение определенного интервала времени.
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенным в письме от 03.10.2008 N 25080-СК/14, Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и услуги по выгребу (откачке) жидких отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон) регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в соответствии со статьей 2 Федерального закона признается организацией коммунального комплекса.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2012 N 289-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу 31.12.2012, внесены изменения в пункт 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", согласно которым тарифному регулированию подлежат тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса.
Из материалов дела следует, что общество эксплуатирует специальный объект - полигон, имеет лицензию от 10.06.2010 г. N ОП-30-003113(23) на осуществление услуг по использованию, обеззараживанию, размещению (захоронению) отходов I- IVклассов опасности, имеет договор на оказание услуг по размещению отходов производства и потребления.
Довод о том, что лишь услуги по утилизации отходов именно методом захоронения ТБО подлежат государственному регулированию, не соответствует приведенным выше нормам и разъяснениям.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что действия общества свидетельствуют о нарушении установленного порядка регулирования цен и о наличии в деянии общества противоправного события, квалифицируемого по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2013 по делу N А32-17181/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17181/2013
Истец: ООО "ЭкоСтрой-Юг" (представитель по доверенности Захаров Игорь Брьевич), ООО ЭкоСтрой-Юг
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Департамент цен и тарифов Краснодарского края
Третье лицо: Региональная энергетическая комиссия департамента цен и тарифов КК