Получение льготы:
дело рук самих организаций-грантодателей
В течение 2007 года продолжалась работа по совершенствованию российского налогового законодательства в части, касающейся деятельности некоммерческих организаций. Так, было продолжено формирование нормативно-правовой базы создания и функционирования целевых капиталов некоммерческих организаций. Кроме того, Минэкономразвития России был представлен в Правительство РФ законопроект, вносящий изменения в ряд налоговых норм (НДС, ЕСН, НДФЛ), непосредственно влияющих на деятельность некоммерческих организаций.
Принятие Федерального закона от 23.03.2007 N 38-ФЗ "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон) прошло мимо внимания экспертов и специалистов, видимо, потому, что его название не дает правильного представления о его содержании.
Тем не менее, по мнению автора, изменение, вносимое в одну из статей главы 23 НК РФ, в которой перечисляются доходы, не подлежащие налогообложению, может оказать существенное положительное влияние на деятельность в первую очередь некоммерческих организаций, занимающихся предоставлением грантов.
Так, ст. 1 Закона введена новая редакция п. 6 ст. 217 НК РФ:
суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством РФ.
Статьей 2 Закона определен срок вступления его в силу - с 1 января 2008 г., но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования.
Сравнение с прежней редакцией позволяет выявить смысл Закона: теперь не только у международных и иностранных, но и у российских организаций появилась возможность выдавать гранты физическим лицам в области науки, образования, культуры и искусства, которые не будут включаться в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, иными словами, освобождаться от налогообложения. Однако для этого организация-грантодатель должна быть включена в перечень, утвержденный Правительством РФ.
То есть, несмотря на то что рассматриваемая норма в настоящее время введена в действие, на практике она пока не применима.
В связи с этим логична постановка следующего вопроса: какой федеральный орган исполнительной власти отвечает за формирование вышеупомянутого перечня и какие шаги необходимо предпринять организации-грантодателю, чтобы в него попасть?
Следует напомнить, что Перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению, утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.03.2001 N 165. В него вносились изменения и дополнения трижды - в ноябре 2001 года, феврале 2002 года и ноябре 2003 года. В настоящее время перечень содержит 79 организаций (см. врезку).
До утверждения этого перечня в целях применения аналогичной льготы, предусмотренной Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц", были приняты и действовали Перечень международных и иностранных учреждений, международных и иностранных некоммерческих и благотворительных организаций (фондов), гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки российской науки, освобождаются от уплаты подоходного налога с физических лиц (получателей грантов) (Приказ Министерства науки и технологий Российской Федерации от 10.01.2000 N 5), а также Перечень международных и иностранных некоммерческих и благотворительных организаций (фондов), гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки российской культуры, освобождаются от уплаты подоходного налога с физических лиц (получателей грантов) (Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 16.12.1997 N 767, в ред. от 25.02.2000 N 134).
Кроме того, Приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации от 17.08.1999 N 151 был утвержден порядок внесения изменений в соответствующий перечень. Для нас он интересен тем, что аналогичные подходы в целом применялись и в процессе подготовки и внесения изменений в действующий перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 165.
Итак, основанием для включения в перечень являлось официальное письменное обращение в Министерство науки и технологий Российской Федерации, составляемое в произвольной форме. Помимо обращения организация-грантодатель должна была представить копии регистрационных и учредительных документов, а также программу благотворительной деятельности по поддержке российской науки (расписанные по годам количество и размеры грантов с указанием их получателей) и другие материалы, подтверждающие сведения, изложенные в обращении.
По результатам рассмотрения представленных документов руководство Министерства принимало решение о включении или об отказе о включении организации-грантодателя в перечень. Организация включалась в перечень, как правило, на срок действия программы благотворительной деятельности.
Решение об отказе о включении организации-грантодателя в перечень принималось в случае несоответствия представленных документов нормам действующего законодательства или наличия в представленных документах недостоверной и (или) искаженной информации.
Исключить организацию-грантодателя из перечня можно было на основании полученного от нее официального письменного уведомления о досрочном прекращении программы благотворительной деятельности (прекращении деятельности), а также в случае невыполнения ею норм законодательства Российской Федерации. В качестве комментария можно отметить, что автору неизвестны случаи исключения организаций из каких-либо перечней.
Таким образом, можно предположить, что такие же подходы будут применяться и при подготовке перечня российских организаций-грантодателей.
Этот вывод подтверждается позицией Минфина России. Так, в мае 2007 года депутат Государственной Думы Ж. Алферов обращался в данное ведомство с запросом о порядке внесения российских организаций в перечень, предусмотренный в новой редакции п. 6 ст. 217 НК РФ, и составе необходимых документов.
По мнению Минфина России, предложения о включении в перечень должны рассматриваться федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, отвечающими соответственно за науку и техническую политику (Минобрнауки России), охрану окружающей среды (МПР России), образование (Минобрнауки России), культуру и искусство (Минкультуры России). В случае положительного решения указанные органы должны подготовить проекты постановления и с соответствующими материалами направить в Правительство РФ.
Минфин России считает, что в документах, представляемых для рассмотрения вопроса о включении организации-грантодателя в рассматриваемый перечень, должны найти отражение следующие данные:
полное официальное название организации;
вид организации (в соответствии с учредительными документами);
когда и кем образована данная организация, какие цели и задачи она преследует (в соответствии с уставом);
для какой цели выплачиваются гранты;
данные о величине грантов;
список получателей грантов за последние 3 года (при большом количестве получателей - количество выданных грантов);
программа благотворительной деятельности или другие материалы, подтверждающие намерения грантодателя по поддержке науки, окружающей среды, образования, культуры и искусства в Российской Федерации.
Еще раз обратим внимание, что данные требования практически полностью дублируют ранее действующие, фактически изменился только "статус" нормативного правового акта, утверждающего перечень, и соответственно порядок его подготовки и принятия.
Что касается формы реализации (юридической техники) на практике изменений, внесенных Законом в НК РФ, то здесь, по мнению автора, возможны два пути:
изменение и расширение действующего перечня путем включения в него российских организаций-грантодателей;
формирование отдельного перечня российских организаций-грантодателей.
Однако и в первом и во втором случае, как уже отмечалось, необходим нормативный правовой акт в статусе постановления Правительства РФ.
Поскольку в течение 2007 года подобный документ не был принят, налогоплательщики - физические лица, учитывая, что налоговым периодом по НДФЛ является календарный год (ст. 216 НК РФ), смогут воспользоваться предоставленным им правом в 2008 году, но только с момента принятия соответствующего постановления.
Упрощенная схема принятия нормативных правовых актов требуемого уровня выглядит следующим образом:
1) Правительство РФ назначает ответственный федеральный орган исполнительной власти РФ (головное ведомство), а также ведомства-соисполнители;
2) ведомства-соисполнители формируют предложения (в нашем случае - на основании обращений организаций-грантодателей) о включении тех или иных положений в проект нормативного правового акта (в нашем случае - постановления Правительства РФ);
3) головное ведомство готовит и согласует итоговый проект нормативного правового акта;
4) согласованный проект нормативного правового акта вносится в Правительство РФ, при необходимости дорабатывается и утверждается.
По мнению автора, федеральным органом исполнительной власти, ответственным за принятие данного документа, должно быть Минобрнауки России при участии Минкультуры России, МПР России, Минфина России, Минэкономразвития России и Минюста России.
Поскольку в рассматриваемой ситуации какие-либо легитимные требования к организациям-грантодателям и четкая процедура формирования перечня российских организаций отсутствуют, скорейшее принятие данного документа, по мнению автора, будет зависеть прежде всего от активности и настойчивости самих организаций-грантодателей, так как для достижения поставленной цели (формирования перечня и включения в него), видимо, потребуется ведение переписки с федеральными органами исполнительной власти.
Можно посоветовать следующий алгоритм действий организации-грантодателя:
подготовить пакет документов, соответствующих критериям, обозначенным Минфином России, а также иные дополнительные документы и материалы, максимально характеризующие ее деятельность;
отправить пакет документов вместе с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, курирующий деятельность конкретного направления.
Сопроводительное письмо должно содержать просьбу организации-грантодателя о рассмотрении представленных материалов в целях ее включения в перечень российских организаций на основании Федерального закона от 23.03.2007 N 38-ФЗ, а также о разъяснении дальнейшей процедуры (будет ли организация включена в общие предложения данного ведомства по формированию перечня или же ей необходимо направить пакет документов с приложением ответа на сопроводительное письмо в головное ведомство*(1)).
Для ускорения процесса материалы лучше передать непосредственно в экспедицию соответствующего ведомства. При этом следует выяснить входящий номер корреспонденции и контакты непосредственного исполнителя, с которым необходимо будет поддерживать связь и улаживать возникающие неясности.
* * *
В заключение еще раз хотелось бы отметить, что в результате принятия Закона сложилась ситуация, когда непосредственные участники налоговых правоотношений могут влиять на процесс формирования нормативной правовой базы и, следовательно, на возможность реализации на практике предоставленных прав.
1. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
2. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию
3. Союз конфедераций промышленников Европейского экономического сообщества
4. Комиссия Европейских сообществ
5. Международная ассоциация содействия сотрудничеству с учеными независимых государств бывшего Советского Союза
6. Фонд "Евримеж" при Совете Европы
7. Европейская федерация биохимических обществ
8. Совет государств Балтийского моря
9. Совет Министров Северных стран
10. Международный центр научной и технической информации
11. Международный фонд технологий и инвестиций
12. Объединенный институт ядерных исследований
13. Международное агентство по атомной энергии
14. Европейская организация ядерных исследований
15. Научный комитет Организации Североатлантического договора
16. Институт фон Кармана, Бельгия
17. Лондонское королевское общество, Великобритания
18. Британский Совет
19. Уэллком траст, Великобритания
20. Мерлин Борд лимитед, Великобритания
21. ФДС Чэритэбл траст, Великобритания
22. Германский федеральный научный центр "Германский электронный синхротрон"
23. Германское научно-исследовательское общество
24. Фонд Александра фон Гумбольдта, ФРГ
25. Исследовательский центр "Юлих", ФРГ
26. Общество содействия развитию науки имени Макса Планка, ФРГ
27. Хальдор Топсе, Дания
28. Национальный фонд научных исследований Италии
29. Ассоциация университетов и колледжей Канады
30. Государственный фонд естественных наук Китая, КНР
31. Институт "Открытое общество". Фонд содействия, Лихтенштейн
32. Университет Осло - Центр медицинских исследований, Норвегия
33. Нидерландская организация фундаментальных научных исследований
34. Нидерландская организация прикладных научных исследований
35. Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, США
36. Фонд Карнеги "За международный мир", США
37. Американский фонд гражданских исследований и развития для независимых государств бывшего Советского Союза, США
38. Американский совет научных сообществ, США
39. Национальный научный фонд, США
40. Национальный гуманитарный фонд, США
41. Американский совет по международному образованию
42. Общество сохранения диких животных, США
43. Прожект Хармони инк., США
44. Национальная академия наук США
45. Медицинский институт Говарда Хьюза, США
46. Нью-Йоркский институт здравоохранения, США
47. Корпорация "Американские друзья российской экономической школы", США
48. Американский совет по международным исследованиям и научным обменам, США
49. Институт биоинформационных исследований, США
50. Американский университет в г. Вашингтоне, США
51. Институт перспективных российских исследований имени Кеннана / Институт имени Кеннана, США
52. Инициатива социальных действий и возрождения в Евразии, США
53. Российская технологическая инициатива, США
54. Национальное агентство космических исследований, США
55. Ливерморская национальная лаборатория имени Лоуренса, США
56. Национальная лаборатория возобновляемых источников энергии, США
57. Лос-Аламосская национальная лаборатория, США
58. Массачусетсский технологический институт, США
59. Национальный институт стандартов и технологий, США
60. Национальная лаборатория Сандия, США
61. Министерство энергетики США
62. Академия наук Франции
63. Национальный центр научных исследований, Франция
64. Всемирный фонд дикой природы, Швейцария
65. Всемирный союз охраны природы, Швейцария
66. Русский общественный фонд Александра Солженицына, Швейцария
67. Швейцарский научный фонд в области радиохимии
68. Чалмерский технологический университет, Швеция
69. Шведская королевская академия наук
70. Японский фонд
71. Международный фонд защиты животных, Великобритания
72. ДДФ Фаундейшн, Лихтенштейн
73. Тихоокеанский центр охраны окружающей среды и ресурсов (ПЕРК), США
74. Некоммерческая организация "Американский еврейский объединенный распределительный комитет, инк.", США
75. Некоммерческая организация "Консорциум экономических исследований и образования, инк.", США
76. Международный совет по изучению Канады, Канада
77. Корпорация "Помощь дикой природе", США
78. Международная организация "Программа междисциплинарных исследований человека", Франция
79. Благотворительная организация "Партнеры во имя здоровья", США
Т.А. Илюшникова,
заместитель начальника отдела налогового стимулирования
социально-экономического развития Минэкономразвития России,
старший научный сотрудник АНХ при Правительстве РФ,
кандидат экономических наук
"Налоговая политика и практика", N 3, март 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В принципе аналогичное письмо можно сразу направить в Минобрнауки России как в орган, ответственный за подготовку рассматриваемого нормативного правового акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговая политика и практика"
Журнал "Налоговая политика и практика" - единственное печатное издание ФНС России.
Адрес редакции: 121351, Москва, ул. Молодогвардейская, 32
Тел./факс: (495) 416 5194
E-mail: info@nalogkodeks.ru
Адрес в Internet: www.nalogkodeks.ru