г. Саратов |
|
16 декабря 2013 г. |
Дело N А57-9348/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной Е.А.,
при участии в судебном заседании представителя комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" Животиковой Ю.О., действующей по доверенности от 29.05.2013 N 24/1577-06жю, представитель комитета по управлению имуществом города Саратова, администрации муниципального образования "Город Саратов" Соловьевой Ю.С., действующей по доверенности от 16.10.2013 N 15.14/26995, представитель администрации муниципального образования "Город Саратов" Чеконова Е.Ф., действующего по доверенности от 07.03.2013 N 01-03/13, представителей индивидуального предпринимателя Рубцовой Татьяны Анатольевны Бочкарева С.В., Логинова М.А., действующих по доверенности от 11.09.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционные жалобы
комитета по управлению имуществом города Саратова, администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 октября 2013 года
по делу N А57-9348/2013 (председательствующий судья Лескина Т.А., судьи Огнищева Ю.П., Топоров А.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Рубцовой Татьяны Анатольевны (г. Саратов),
заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), комитет по управлению имуществом города Саратова (410600, г. Саратов, Театральная пл., д. 7, ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860), комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (410002, г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, д. 1, ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004),
о признании недействительным постановления N 1530 от 27.07.2011,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилась индивидуальный предприниматель Рубцова Татьяна Анатольевна (далее - ИП Рубцова Т.А., предприниматель, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация, орган местного самоуправления) N 1530 от 27.07.2011 "Об утверждении проекта планировки территории общего пользования города Саратова (Заводской район)" в части, касающейся прохождения красной линии по земельному участку общей площадью 70 кв.м с кадастровым номером: 64:48:02 020622:3 и по объекту недвижимости: нежилому зданию площадью 65,1 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права серия 64 АБ N 178864 от 31.03.2005, кадастровый или условный номер 64-64-01/016/2005-314), как несоответствующего пунктам 11, 12 статьи 1, частям 2-6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктам 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 47 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 6 статьи 44 Устава муниципального образования "Город Саратов".
Решением суда первой инстанции от 11 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены. Суд восстановил заявителю срок подачи заявления, признал недействительным постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" N 1530 от 27.07.2011 "Об утверждении проекта планировки территории общего пользования города Саратова (Заводской район)" в части, касающейся прохождения красной линии по земельному участку общей площадью 70 кв.м. с кадастровым номером 64:48:02 020622:3, находящемуся во владении Рубцовой Татьяны Анатольевны, а также по объектам недвижимости: нежилому зданию площадью 65,1 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права серия 64 АБ N 178864 от 31.03.2005, кадастровый или условный номер 64-64-01/016/2005-314).
Кроме того, с администрации в пользу ИП Рубцовой Т.А. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.
Комитет по управлению имуществом города Саратова, администрация муниципального образования "Город Саратов", комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" не согласились с принятым судебным актом и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах, и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Представитель ИП Рубцовой Т.А. в судебном заседании возражал против доводов апелляционных жалоб, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Саратовской области от 30.11.2004 по делу N А57-10559/04 зарегистрировано право собственности ИП Рубцовой Т.А. на объект недвижимости - нежилое здание общей площадью 65,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Огородная, д. 147, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 64 АБ N 178864 от 31.03.2005 (т. 1, л.д. 16).
Данный объект недвижимости находится на земельном участке площадью 70 кв.м. с кадастровым номером 64:48:02 020622:3.
Из кадастрового паспорта от 05.06.2013 N 64/201/2013-191902 усматривается, что указанный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2000 году, разрешенное использование земельного участка - строительство мини-магазина (т. 1, л.д. 18-20).
23.08.2000 на основании договора аренды N 2852 земельный участок площадью 70 кв.м. с кадастровым номером 64:48:02 020622:3 предоставлен в аренду ИП Рубцовой Т.А. под предприятие торговли и общественного питания.
Право аренды заявителя на данный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.02.2004 сделана соответствующая запись N 64-01/48-229/2004-163.
В 2012 году ИП Рубцова Т.А. обратилась в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 20.06.2012 N 1351 предпринимателю отказано в предоставлении земельного участка площадью 70 кв.м. с кадастровым номером 64:48:02 020622:3 в собственность ввиду его расположения в границах территории общего пользования.
27.07.2011 администрацией муниципального образования "Город Саратов" принято постановление N 1530 "Об утверждении проекта планировки территории общего пользования города Саратова (Заводской район)", в соответствии с которым утвержден проект планировки территорий общего пользования, в том числе и в части, касающейся прохождения красной линии по земельному участку общей площадью 70 кв.м. с кадастровым номером: 64:48:02 020622:3 и по объекту недвижимости, находящемуся по адресу: г. Саратов, ул. Огородная, д. 147 в Заводском районе, в границах которого расположен объект недвижимости, принадлежащий ИП Рубцовой Т.А.
Постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" N 1530 от 27.07.2011 опубликовано в газете "Саратовская панорама" от 02.08.2011 N 79 (743).
Полагая, что указанное постановление не соответствует действующему законодательству в части утверждения проекта планировки территорий общего пользования и прохождения красной линии по земельному участку, в границах которого расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю, и по объекту недвижимости, принято без учета прав заявителя на объект недвижимости, ИП Рубцова Т.А. обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установление красных линий по земельному участку, используемому под объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, а также установил, что органом местного самоуправления не представлены доказательства, свидетельствующие об установлении каких-либо обременений по данному участку и планировании строительства на данном земельном участке объектов, перечисленных в части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Пункт 12 статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары.
Таким образом, из изложенного следует, что красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
В силу пункта 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В силу статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; 2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.
Пояснительная записка содержит описание и обоснование положений, касающихся, в частности, параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации установлены Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий).
Пункт 1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий предусматривает обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, установлены Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 (далее - Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации).
В силу пункта 1 данная инструкция обязательна для соблюдения организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной документации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территорий, поселений и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной деятельности.
Судом первой инстанции на основе анализа части 1 статьи 41, частей 2-6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 1, 3.1, 4.1, 4.4, 5.2, 5.3.4, 5.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий, подпунктов 6, 7 пункта 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, сделан обоснованный вывод, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. В случае, если установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что по земельному участку площадью 70 кв.м с кадастровым номером 64:48:02 020622:3, расположенному по адресу: г. Саратов, ул. Огородная, д. 147, проходит красная линия, пересекая нежилое помещение, принадлежащее на праве собственности ИП Рубцовой Т.А.
Объект недвижимости, расположенный на указанном земельном участке, непосредственно связан с предпринимательской деятельностью заявителя и находится у него в собственности.
Доказательств планирования строительства объектов, перечисленных в части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе строительства объездной (кольцевой) дороги, на предоставленном предпринимателю земельном участке, а также в границах объекта недвижимости, принадлежащего ИП Рубцовой Т.А. на праве собственности, администрацией муниципального образования "Город Саратов" в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию указанных земельных участков или приобретение права их аренды земельных участков.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правомерный вывод о нарушении прав и законных интересов заявителя, в частности, права на приватизацию земельного участка.
В силу пунктов 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно части 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Абзацем 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что по смыслу указанных норм права предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Огородная, у дома N 147, с кадастровым номером: 64:48:02 020622:3 поставлен на кадастровый учет 28.01.2000. Из кадастрового паспорта усматривается, что площадь земельного участка составляет 70 кв.м., разрешенное использование земельного участка - для строительства мини-магазина.
Право аренды на спорный земельный участок приобретено ИП Рубцовой Т.А. на аукционе, зарегистрировано в установленном законом порядке.
Доказательств, свидетельствующих об установлении каких-либо обременений в отношении данного земельного участка администрацией муниципального образования "Город Саратов" в материалы дела не представлено.
Как установлено судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок с момента его формирования использовался под объект недвижимости, в настоящее время принадлежащий ИП Рубцовой Т.А. на праве собственности. Каких-либо доказательств использования спорного земельного участка в иных границах, а также доказательств наличия территории, не занятой принадлежащим предпринимателю объектом недвижимости, лицами, участвующими в деле, не представлено.
При указанных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что установление красных линий по земельному участку, используемому под объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, является верным.
Суд не принимает доводы апелляционных жалоб о том, что установление оспариваемым правовым актом красных линий соответствует Генеральному плану муниципального образования Город Саратов, утверждённому решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 г. N 25-240, который отражает проектируемую магистральную сеть и, следовательно, подтверждает планирование органом местного самоуправления строительства автодороги на территории размещения принадлежащей ИП Рубцовой Т.А. недвижимости.
Указанный Генеральный план отражает лишь возможные варианты использования территории в будущем и не является конкретным решением органа власти о начале соответствующего строительства и его финансировании. Более того, из пояснений сторон в судебном заседании в суде апелляционной инстанции следует, что в 2011 году вдоль улицы Огородная г. Саратова, в том числе в районе спорного земельного участка, органом местного самоуправления уже была выстроена новая автодорога. Доказательств принятия решения о расширении существующей новой автодороги в целях строительства объездной (кольцевой) дороги суду не представлено.
При этом апелляционный суд также учитывает отсутствие в деле нарушения каких-либо имущественных прав муниципального образования, поскольку в результате приватизации спорного земельного участка, право на осуществление которой защищает в данном деле заявитель, орган местного самоуправления получит в собственность денежные средства в размере рыночной стоимости участка. В случае принятия решения о строительстве магистрали на территории спорного участка орган местного самоуправления выкупит у собственника данный земельный участок в порядке статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации по той же рыночной цене.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.08.2013 по делу N А57-21779/2013.
Суд первой инстанции также пришел к выводу о нарушении уполномоченным органом порядка утверждения Проекта планировки территории общего пользования города Саратова (Заводской район), выразившегося в участии в заседании комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" лиц, не включенных в установленном порядке в состав данной комиссии, а также в принятии заключения о результатах публичных слушаний, оформленного в виде протокола N 3 заседания комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" от 18.05.2011, с нарушением установленных норм, в связи с чем данный документ не может быть признан надлежащим, порождающим правовые последствия в виде утверждения главой администрации проекта планировки территории общего пользования.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда первой инстанции верным. Доводов о необоснованности указанного вывода суда первой инстанции апелляционные жалобы не содержат.
В апелляционной жалобе администрация МО "Город Саратов" полагает, что суд необоснованно восстановил заявителю пропущенный по неуважительной причине срок подачи заявления, поскольку обжалуемое постановление N 1530 от 27.07.2011 г. "Об утверждении проекта планировки территорий общего пользования города Саратова (Заводской район) было опубликовано в газете "Саратовская панорама" в выпуске N 79 от 02.08.2011 г. и, соответственно, было известно заявителю.
Довод жалобы не может быть принят во внимание, поскольку из указанной газетной публикации, в том числе из содержащейся в ней графической информации (т. 1 л.д. 54 - 59) заявитель объективно не имел возможности сделать вывод о нарушении своих прав и законных интересов, поскольку в указанной графической информации не отражено взаимное расположение красных линий и спорного земельного участка.
Заинтересованными лицами не опровергнуты пояснения заявителя о том, что о нарушении своих прав обжалуемым ненормативным правовым актом она узнала в апреле 2013 года и подала соответствующее заявление в суд 13.06.2013 г.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, являвшимся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, которые получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 октября 2013 года по делу N А57-9348/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-9348/2013
Истец: РУБЦОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
Ответчик: Администрация МО "Город Саратов", Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управллению имуществом города Саратова
Третье лицо: Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом г. Саратова