г. Санкт-Петербург |
|
16 декабря 2013 г. |
Дело N А56-36243/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Абакумовой И.Д.
судей Борисовой Г.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой Ю.А.
при участии:
от истца: Федорук В.В. - доверенность от 02.04.2013, Иванов Д.В. - доверенность от 13.05.2013
от ответчика: Лебехова Л.В. - ген.директор (решение от 13.03.2011 N 5)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24736/2013) Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Дом ветеранов войны N 2" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2013 по делу N А56-36243/2013, принятое
по иску Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Дом ветеранов войны N 2"
к общество с ограниченной ответственностью "САНТЭКС"
о расторжении договора
установил:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания "Дом ветеранов войны N 2", ОГРН 1037828043329, местонахождение: 197110, город Санкт-Петербург, улица Вязовая, дом 13, литер А (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "САНТЭКС", ОГРН 1057810097146, местонахождение: 195276, город Санкт-Петербург, проспект Просвещения, дом 68, корпус 1, литер А, помещение 1Н (далее - Общество) о расторжении договора от 15.02.2013 N 22-СК/13 (далее - договор) на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту кровли и фасадов здания Учреждения по адресу: СПб, ул. Вязовая, д.13, литер А, ввиду непредставления ответчиком свидетельства саморегулируемой организации на право оказания соответствующих услуг.
Решением суда от 21.10.2013 в удовлетворении исковых требований Учреждению отказано.
В апелляционной жалобе Учреждение просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив полностью исковые требования.
Учреждение поддержало доводы апелляционной жалобы. Общество возражало против удовлетворения апелляционной жалобы и просило решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 15.02.2013 между Санкт-Петербургским государственным бюджетным стационарным учреждение социального обслуживания "Дом ветеранов войны N 2" (заказчик) и ООО "САНТЭКС" по результатам проведенного запроса котировок был заключен договор N 22-СК/13 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту кровли и фасадов здания Учреждения по адресу: город Санкт-Петербург, улица Вязовая, дом 13, литер А.
Пункт 7 Технического задания на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту кровли и фасадов здания содержит требование о наличии выданного саморегулируемой организации (далее - СРО) свидетельства о допуске к работам по пункту 32.1 "Строительный контроль за общестроительными работами" (группы видов работ N 9-12) Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009т N 624 (далее - Перечень).
В извещении о проведении запроса котировок указывалось на проект договора, заключаемого по результатам торгов.
В пункте 5.1.1 проекта договора имелось указание на обязанность Исполнителя иметь свидетельство СРО о допуске на оказание услуг по осуществлению строительного надзора.
Общество в котировочной заявке (л.д.11) выразило согласие исполнить условия договора, указанные в извещении о проведении запроса котировок.
На основании данного согласия, был заключен договор, в пункте 5.1.1 которого в обязанность Общества входило иметь свидетельство СРО о допуске на оказание услуг по осуществлению строительного надзора.
После заключения договора на просьбу Учреждения представить оригинал или надлежащим образом заверенную копию свидетельства СРО на право оказания услуг по осуществлению строительного контроля, Общество сообщило, что не имеет такого свидетельства.
В связи с выявлением факта отсутствия у Общества вышеуказанного свидетельства, был составлен акт от 21.05.2013 N 1 о непредставлении свидетельства СРО и направлена претензия от 23.05.2013 о расторжении договора от 15.02.2013 3 22-СК/13.
Поскольку претензия оставлена Обществом без внимания, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что из материалов дела не усматривается, что выполнение работ по договору и сами виды этих работ требуют получения свидетельства СРО.
Суд апелляционной инстанции считает вывод суда неправомерным.
Согласно пункту 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их.
Статья 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) устанавливает, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно части 8 статьи 55.8 ГрК РФ допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, подтверждается выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Форма такого свидетельства устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден перечень указанных видов работ (далее - Перечень).
Для выполнения видов и групп видов работ, отмеченных в Перечне знаком звездочка*, требуется получение свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения их на объектах, указанных в статье 48.1 Кодекса.
По остальным группам и видам работ требуется получение свидетельства о допуске вне зависимости от того, выполняются ли они на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах или нет.
Данное разъяснение содержится в письме Минрегиона России от 14.01.2012 N 916-08/ДШ-ОГ.
В данном случае предметом государственного контракта являлось оказание услуг по строительному контролю.
В статье 53 ГрК РФ предусмотрено, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Согласно пункту 32.1 Перечня строительный контроль за общестроительными работами (группы видов работ N 1 - 3, 5 - 7, 9 - 14) оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства. Данный пункт не содержит отметки в виде знака звездочка*, следовательно, организация, оказывающая услуги по осуществлению строительного контроля за общестроительными работами (группы видов работ N 1 - 3, 5 - 7, 9 - 14) обязана иметь свидетельство о допуске на оказание данных услуг, выданное саморегулируемой организацией.
Необходимость получения разрешения СРО на выполнение работ (услуг) по строительному контролю содержится в письме Минрегионразвития России от 30.04.2010 N 17906-ИП/08.
То обстоятельство, что сами виды общестроительных работ (группы 9-14 раздела III Перечня) помечены знаком звездочка* свидетельствует лишь о том, что лица осуществляющие выполнение именно этих видов работ (а не осуществляющие строительный контроль) получают свидетельство СРО в случаях, установленных статьей 48.1 ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Кодекса строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, а также застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора. При этом свидетельство о допуске требуется только лицу, привлекаемому застройщиком или заказчиком для осуществления строительного контроля на основании договора.
Данный вывод содержится в письме Минрегиона России от 06.12.2010 N 40915-ИП/08.
В соответствии с пунктом 4 статьи 43 Закона N 94-ФЗ в запросе котировок должны быть указаны требования к качеству и безопасности оказываемых услуг.
Из материалов дела усматривается, что пункт 7 Технического задания на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту кровли и фасадов здания СПб ГБСУСО "Дом ветеранов войны N 2" по адресу: город Санкт-Петербург, улица Вязовая, дом 13, литер А и пункт 5.1.1. договора от 15.02.2013 N 22-СК/13 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту кровли и фасадов здания СПб ГБСУСО "Дом ветеранов войны N 2" по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Вязовая, д. 13, литер А, содержат требование о том, что организация, осуществляющая строительный контроль, обязана иметь свидетельство саморегулируемой организации на право оказания услуг по осуществлению строительного контроля.
Суд апелляционной инстанции, находит обоснованным довод жалобы о том, что услуги по договору относятся к сфере правового регулирования части 8 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 32.1 Перечня.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Часть 8 статьи 9 Закона N 94-ФЗ определяет, что расторжение государственного контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктом 8.4 договора предусмотрено расторжение договора до окончания срока его действия исключительно по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским кодексом.
Из материалов дела следует, что Общество пункт 7 Технического задания и пункт 5.1.1 договора надлежащим образом не исполнило.
В связи с существенным нарушением условий договора, выраженном в отсутствии у ООО "САНТЭКС" свидетельства саморегулируемой организации на право оказания услуг по осуществлению строительного контроля, требование Учреждения о расторжении договора является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, решение суда подлежит отмене, с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований Учреждения о расторжении договора.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2013 по делу N А56-36243/2013 отменить.
Расторгнуть договор от 15.02.2013 N 22-СК/13, заключенный между Санкт-Петербургским государственным бюджетным стационарным учреждение социального обслуживания "Дом ветеранов войны N2" и обществом с ограниченной ответственностью "САНТЭКС".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "САНТЭКС" (ОГРН 1057810097146, местонахождение: 195276, город Санкт-Петербург, проспект Просвещения, дом 68, корпус 1, литер А, помещение 1Н) в пользу Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Дом ветеранов войны N 2" (ОГРН 1037828043329, местонахождение: 197110, город Санкт-Петербург, улица Вязовая, дом 13, литер А) 6000 рублей расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом первой и апелляционной инстанций.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-36243/2013
Истец: Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания "Дом ветеранов войны N2"
Ответчик: ООО "САНТЭКС"