г. Санкт-Петербург |
|
16 декабря 2013 г. |
Дело N А56-23510/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Савицкой И.Г., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явились -извещены (уведомление N 43465)
от заинтересованного лица: Литвинчук А.В. по доверенности от 18.01.2013 N 1-23/2013-9;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21040/2013) ЗАО "Завод комплексной переработки отходов" на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2013 по делу N А56-23510/2013 (судья Семенова И.С.), принятое
по заявлению ЗАО "Завод комплексной переработки отходов"
к Комитету государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ЗАО "Завод комплексной переработки отходов" (188508, Ленинградская область, Ломоносовский р-н, ПГТ Горелово, Волхонское шоссе, д.20, ОРГН 1024702181460, далее- ЗАО "ЗКПО",общество) обратилось в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области (197342, Санкт-Петербург, ул.Торжковская, д.4, далее-Комитет, административный орган) от 10.04.2013 N 0084-13/Д о привлечении общества к административной ответственности по статьям 8.1 и 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда первой инстанции заявленные требования общества удовлетворены в части признания незаконным постановления Комитета от 10.04.2013 N 0084-13/Д о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов в связи с неправильной квалификацией правонарушения. В остальной части требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "ЗКПО" направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме по тем основаниям, что не доказано событие правонарушения, выразившееся в принятии и размещении отходов на нерабочей карте. В качестве существенного нарушения процедуры привлечения к административной ответственности общество указало, что оспариваемое постановление вынесено на основании материалов внеплановой проверки, при этом протокол об административном правонарушении в отношении общества не составлялся.
В судебное заседание представитель ЗАО "ЗКПО" не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы общество извещено надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного органа с доводами апелляционной жалобы не согласился, пояснив, что действия общества правомерно квалифицированы по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как нарушение санитарно-эпидемиологических требований при принятии и размещение отходов на полигоне, о чем указал суд первой инстанции в своем решении. С наличием процессуальных нарушений не согласился, поскольку в материалах дела имеется протокол об административном правонарушении, о составлении которого и рассмотрении материалов административного дела надлежащим образом извещался генеральный директор общества, который присутствовал как при составлении протокола, так и вынесении оспариваемого постановления.
Законность и обоснованность принятого решения в обжалуемой части проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 20.02.2013 на основании распоряжения от 17.01.2013 N 1-15-0017-13/ВВ Комитетом государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ЗАО "ЗКПО" обязательных требований при обращении с отходами производства и потребления, проведению мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде. Основанием для проверки послужило обращение Молодежного волонтерского движения "Молодежная экологическая инспекция Ленинградской области" от 10.01.2013, содержащее данные о возможном нарушении ЗАО "ЗКПО" законодательства в области размещения отходов производства и потребления на полигоне, расположенном по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, поселок Горелово, Волхонское шоссе, дом 20.
20.02.2013 в присутствии двух понятых и представителя общества, осуществлен осмотр принадлежащих обществу помещений и территории, о чем составлен акт осмотра N 1.15-0017-13ВВ.
В результате осмотра выявлено, что:
1) Общество, при осуществлении деятельности по приему и размещению отходов на полигоне ТБО не проводит радиационный дозиметрический контроль (нарушение требований пункта 5.1 Технологического регламента работы полигона);
2) Общество, при осуществлении деятельности по приему для размещения отходов на полигоне ТБО допустило размещение отходов на нерабочей карте (нарушение требований п. 5.8 Технологического регламента работы полигона);
Нарушение обществом пункта 2.17 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов (разработанной Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996) и пункта 5.1 Санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01" (утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.2001) послужило основанием для составления 25.02.2013 должностным лицом Комитета протокола об административном правонарушении N 0084-13Д, в котором действия общества квалифицированы по статьям 8.1 и 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, рассмотрев материалы проверки и протокол об административном правонарушении от 25.02.2013 N 0084-13Д, вынес постановление о привлечении ЗАО "ЗКПО" к административной ответственности по статьям 8.1 и 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением по тем основаниям, что Комитетом не доказано событие правонарушения; допущены процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении. Указанные обстоятельства явилось основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и отменяя оспариваемое постановление в части квалификации действий общества по статье 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, указал на правомерность квалификации действий общества по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как принятие и размещение отходов и потребления на полигоне. Апелляционный суд согласен с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В силу статьи 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
Согласно части 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.17 "Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденной Минстроем России 02.11.1996 с целью исключения несанкционированного складирования отходов, содержащих радионуклиды, при поступлении на полигон отходы проходят радиационный дозиметрический контроль. Для этих целей используются геологоразведочные поисковые приборы СРП-68-01 или СРП-88Н.
Пунктом 5.1 Санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.2001 предусмотрено, что складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре +5 град. C - не позднее трех суток со времени складирования ТБО.
Актом осмотра территории от 20.02.2013 N 1.15-0017-13/ВВс фотоматериалами (л.д.206-229), протоколом об административном правонарушении от 25.02.2013 N 0084-13/Д подтверждается, что общество допустило отступление от проектной документации при эксплуатации полигона ТБО на территории Ломоносовского района Ленинградской области в поселке Горелово (Волхонское шоссе, дом 20), а именно, осуществляло деятельность по приему и размещению отходов на полигоне без проведения радиационного дозиметрического контроля и допускало размещение отходов на нерабочей карте. Указанные факты обществом не опровергнуты.
В апелляционной инстанции общество не оспаривает эпизод непроведения радиационного дозиметрического контроля. Относительно второго эпизода апелляционный суд отмечает, что размещение отходов на нерабочей карте запрещено в принципе, без учета давности складирования отходов.
Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности судом не установлено. Оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено полномочным органом в пределах его компетенции с правильным определением квалификации по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, штраф назначен в пределах санкций, предусмотренной данной статьей.
Материалами административного дела подтверждается, что уведомление о проведении проверки получено и осмотр территории полигона состоялся в присутствии законного представителя общества директора Симбухова Д.С.
Уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении получено директором 21.02.2013 лично. Почтовым отправлением, направленным в адрес директора (от 21.02.2013 N 1-15-0017-13/ВВ), законный представитель был уведомлен о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, рассмотрение дела состоялось с его участием.
Доводы заявителя, указанные в апелляционной жалобе, повторяют позицию общества, изложенную в заявлении, которой судом дана правильная оценка.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал полную и объективную оценку обстоятельствам дела и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 сентября 2013 года по делу N А56-23510/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Завод комплексной переработки отходов" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23510/2013
Истец: ЗАО "Завод комплексной переработки отходов"
Ответчик: Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области