г. Тула |
|
16 декабря 2013 г. |
Дело N А09-4398/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.12.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.12.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Стахановой В.Н. и Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., при участии представителя заинтересованного лица - управления Федеральной налоговой службы России по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1133256000008, ИНН 3257000008) - Митиной Н.А. (доверенность от 26.08.2013), в отсутствие заявителя - открытого акционерного общества "Снежка" (Брянская область, п. Путевка, ОГРН 1023202140830, ИНН 3207000549) и заинтересованного лица - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Брянской области (г. Брянск), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Снежка" на решение Арбитражного суда Брянской области от 11.09.2013 по делу N А09-4398/2013, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Снежка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным отказа управления Федеральной налоговой службы по Брянской области (далее - управление), изложенного в письме управления от 17.05.2013 N 2.11-28/05251, в предоставлении рассрочки в перечислении налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), удержанного с работников.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 5 по Брянской области (далее - инспекция).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 11.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что положения главы 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не распространяются на налоговых агентов.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на наличие обстоятельств, являющихся основаниями для предоставления рассрочки по уплате налога. При этом общество указывает, что исчисленные и удержанные денежные средства им израсходованы, тогда как уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
Управление и инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Кроме того, управление просило суд апелляционной инстанции разрешить вопрос об отмене принятых судом первой инстанции обеспечительных мер.
В судебное заседание заявитель и инспекция, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной в период с 01.12.2010 по 31.10.2012 выездной налоговой проверки инспекцией установлено, что являясь налоговым агентом, общество удержало с работников предприятия НДФЛ, однако в бюджет данный налог своевременно и в полном объеме не перечислило.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 22.02.2013 N 35, на основании которого вынесено решение от 22.03.2013 N 35 и выставлено требование от 22.04.2013 N 2464 об уплате обществом в срок до 17.05.2013 налога, пени и штрафа на общую сумму 29 112 079 рублей, в том числе: недоимки по НДФЛ в сумме 25 258 805 рублей, пени в сумме 2 842 958 рублей и штрафа в сумме 1 010 316 рублей.
Общество 30.04.2013 обратилось в управление с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения вышеназванного требования в части взыскания 28 651 631 рублей, в том числе: налога в сумме 24 850 678 рублей, пени в сумме 2 806 962 рублей и штрафа в сумме 993 991 рублей в срок до 30.04.2014.
Письмом от 17.05.2013 N 2.11-28/05251 налоговый орган отказал заявителю в предоставлении рассрочки, ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 9 статьи 61 НК РФ изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита не распространяется на налоговых агентов.
Не согласившись с данным отказом управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности оспариваемого отказа управления.
При этом суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, спорная сумма недоимки, пени и штрафа образовалась в результате ненадлежащего исполнения обществом обязанностей налогового агента в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 24 и статьи 224 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 63 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных главой 9 НК РФ, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
Однако в силу пункта 9 статьи 61 главы 9 НК РФ действие данной главы не распространяется на налоговых агентов.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности оспариваемого отказа управления, оставив заявленные обществом требования без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Как усматривается из материалов дела, на основании определения от 17.06.2013 судом первой инстанции по заявлению общества приняты обеспечительные меры в виде приостановления требования инспекции от 22.04.2013 N 2464 в части взыскания 28 651 631 рубля налога, пени и штрафа до вступления в законную силу окончательного судебного акта по настоящему делу.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу со ссылкой на пункт 76 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", обращая внимание на то, что резолютивная часть решения суда не содержит указания на отмену принятых обеспечительных мер с момента вступления в силу судебного акта, просит суд апелляционной инстанции разрешить вопрос об отмене обеспечения иска.
Согласно пункту 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечение иска по ходатайству лица, участвующего в деле, может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело.
Вопрос об отмене обеспечения иска разрешается в судебном заседании в пятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 93 настоящего Кодекса.
Таким образом инспекция вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об отмене обеспечения иска в установленном порядке после рассмотрения дела судом апелляционной инстанции и вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 11.09.2013 по делу N А09-4398/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Снежка" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-4398/2013
Истец: ОАО "Снежка"
Ответчик: УФНС России по Брянской области
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N5 по Брянской области