г. Санкт-Петербург |
|
16 декабря 2013 г. |
Дело N А56-35951/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Семеновой А.Б., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Е.С.
при участии в заседании:
от заявителя: Мезинов В.Г. - по доверенности от 13.02.2013;
от заинтересованного лица: Попова Е.С. - по доверенности от 28.12.2012;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23534/2013) Общества с ограниченной ответственностью "Топливный терминал "Тихий" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2013 по делу N А56-35951/2013 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по заявлению ООО "Топливный терминал "Тихий", место нахождения: 193315, г. Санкт-Петербург, пр-кт Большевиков, д. 71/1, лит. И, ОГРН 1054700294351,
к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Северо-Западное управление Ростехнадзора)
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Топливный терминал "Тихий" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, Управление, Ростехнадзор) N 11-5897-1263/ПС от 27.05.2013 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 750 000 руб.
Решением суда от 09.10.2013 заявление удовлетворено частично: размер штрафа снижен до 500 000 рублей.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела, просит отменить решение и принять новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что судом не принято во внимание, что во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-59836/2011 об обязании освободить земельный участок, на котором расположен склад ГСМ, Обществом проведена краткосрочная остановка склада ГСМ и на время остановки все технологические операции прекращены, что исключает эксплуатацию опасного производственного объекта Обществом в соответствии с установленными требованиями и подтверждает отсутствие вины Общества в совершении вмененного правонарушения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в отзыве мотивам.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании распоряжения заместителя руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора от 27.12.12 N 11-5897/Рк (решение о согласовании проведения внеплановой проверки Прокуратуры Санкт-Петербурга от 29.12.2012) в период с 22 по 24 января 2013 проведена внеплановая проверка в отношении юридического лица ООО "Топливный терминал "Тихий" по адресу: 193315, Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 54, к. 5.
Предметом проверки являлось предотвращение причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среды, с целью контроля деятельности юридического лица в связи поступлением в орган государственного надзора заявления от генерального директора ООО "Лентраст" Сафронова М.В. (вх. 1/53809 от 10.12.2012).
В акте проверки зафиксировано, что на объекте по адресу: СПб, пр. Большевиков, д. 54, корп.5, расположены резервуары горизонтальные наземные ориентировочного объема 60 м3 в количестве 4 ед., резервуары горизонтальные наземные ориентировочного объема 20 м3 в количестве 3 ед., резервуары поземные (объем неизвестен) в количестве 2 ед..
В результате проведенной проверки выявлены нарушения действующего законодательства, обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта ООО "Топливный терминал "Тихий" - склад ГСМ, регистрационный номер А19-07847-001, приведшие к возникновению непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, наступлению техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды, т.к. не обеспечена безопасная эксплуатация указанного выше опасного производственного объекта, а в процессе такой эксплуатации достаточна высока вероятность наступления аварийной ситуации, а именно:
1. Не ограничен доступ посторонних лиц на территорию склада ГСМ, в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ); пункта 1.7 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора от 09.06.2003 N33, что не обеспечивает антитеррористическую защиту объекта.
2. Отсутствует ограждение территории склада ГСМ продуваемой несгораемой оградой, в нарушение пункта 6.10 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора от 09.06.2003 N 33, что не обеспечивает антитеррористическую защиту объекта.
3. Отсутствуют датчики сигнализаторов довзрывных концентраций по периметру обвалования резервуаров для хранения дизельного топлива, по периметру обвалования резервуаров для хранения мазута и битума, находящихся на складе ГСМ, в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ: обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями (абзац 10), что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, наступления техногенной катастрофы, угрозу причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды, т. к. указанные датчики являются неотъемлемой частью ПАЗ и в их отсутствие не обеспечивает противоаварийную устойчивость объекта в целом.
4. Внутри обвалования резервуаров находятся электрические кабели, проложенные с нарушением требований, в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ: обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ (абзац 13), что может привести к возгоранию в случае разгерметизации оборудования.
5. Внутри обвалования резервуаров находятся электрошкафы в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ: обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ (абзац 13), что может привести к возгоранию в случае разгерметизации оборудования.
6. Не обеспечено заземление автоцистерн при осуществлении операций слива/налива нефтепродуктов в автомобильные цистерны на складе ГСМ, в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, в нарушение пункта 4.7.21 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Ростехнадзора от 05.05.2003 N29, что может привести к самовозгоранию перекачиваемых продуктов и повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей.
7. Отсутствует дыхательная, предохранительная арматура, огнепреградители на резервуарах для хранения дизельного топлива, находящихся на складе ГСМ, в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ; пункта 5.6.1 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Ростехнадзора от 05.05.2003 N29, что не обеспечивает безопасную эксплуатацию объекта, может привести к возгоранию продукта и разрушению оборудования.
8. Налив дизельного топлива, мазута и битума в автоцистерны на складе ГСМ осуществляется в отсутствие постов налива (наливных стояков) и установок автоматизированного налива, в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ; пункта 4.7.13 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Ростехнадзора от 05.05.2003 N29, что не обеспечивает безопасную эксплуатацию объекта и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей.
9. Не обеспечен контроль уровня нефтепродуктов в резервуарах для хранения дизельного топлива, находящихся на складе ГСМ с помощью контрольно-измерительных приборов, в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ: обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями (абзац 10), что не обеспечивает безопасную эксплуатацию объекта, может привести к нарушению целостности оборудования и последующему возгоранию продукта, учитывая указанные выше нарушения.
10.Отсутствует навес над площадкой налива автомобильных цистерн в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ: обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ (абзац 13).
По результатам проверки составлен Акт N 11-5897-304/А от 24.01.2013.
04.03.2013 государственным инспектором Ростехнадзора в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 11-5897-544/ПТ.
27.05.2013 заместителем руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора вынесено Постановление N 11-5897-1263/ПС, которым ООО "Топливный терминал "Тихий" признано виновным в совершении административного правонарушения по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 750 000 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Частично удовлетворяя заявление Общества, суд исходил из того, что Управлением доказан в действиях Предприятия состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, соблюден порядок привлечения заявителя к административной ответственности, но наказание назначено с нарушением с нарушением требований части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, поскольку не отвечает принципу соразмерности и справедливости, в связи с чем снизил размер штрафа до 500 000 рублей. При этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно пункту 1 примечаний к статье 9.1 КоАП РФ под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяются Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Объективная сторона указанного правонарушений состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия, наступление последствий не требуется.
Согласно данным государственного реестра опасных производственных объектов по адресу: СПб, пр. Большевиков, д. 54, корп. 5, на территории, принадлежащей ООО "ЛенТраст" (свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок серии 78-АВ N 629823), за юридическим лицом ООО "Топливный терминал "Тихий" зарегистрирован опасный производственный объект - склад ГСМ, peг. А19-07847-001. Место расположения опасного производственного объекта не огорожено, имеется свободный доступ посторонних лиц, в непосредственной близости - на расстоянии от 1 м. припаркован автотранспорт. На объекте не обеспечено присутствие каких-либо должностных лиц, ответственных за организацию технологического процесса, в том числе за безопасность его проведения.
Обществом не оспаривается факт выявленных и зафиксированных в акте нарушений при эксплуатации опасного производственного объекта, оспаривается сам факт эксплуатации.
Доводу заявителя о том, что Общество на основании приказа от 06 августа 2012 года N 10 "О консервации" и акта от 07.08.2012 N 1 приостановило и прекратило технологические операции на объекте деятельность по адресу: 193315, Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д.54, к.5, в связи с судебными процессами между владельцами земельного участка, на котором расположен склад ГСМ, судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Суд пришел к выводу, что материалами дела опровергается этот довод Общества, так Государственным инспектором отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными объектами в химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и металлургической промышленности Северо-Западного управления Ростехнадзора в ходе проведения обследования используемых ООО "Топливный терминал "Тихий" при осуществлении деятельности территорий, строений, сооружений, технических устройств, в том числе резервуаров, выявлено, что на момент проверки (22-24 января 2013) работал насос, расположенный в обваловании, перекачивающий из наземного резервуара в подземный, что зафиксировано в акте проверки от 24.01.2013 N 11-5897-304/А и материалами фотосъемки.
Данное обстоятельство было отражено в протоколе об административном правонарушении от 04.03.2013.
Кроме того, суд правильно отметил, что в силу пункта 1 статьи 6 Закона N 116-ФЗ консервация и ликвидация опасного производственного объекта отнесены к видам деятельности в области промышленной безопасности.
Судом установлено, что вопреки требованиям части 1 статьи 8 Закона N 116-ФЗ процедуру консервации или ликвидации опасный производственный объект - склад ГСМ не проходил, положительное заключение экспертизы промышленной безопасности на документацию о консервации опасного производственного объекта - склада ГСМ, peг. А19-07847-001, в Северо-Западное управление Ростехнадзора не поступало и не утверждалось, соответственно, вывод суда о том, что опасный производственный объект находится на стадии эксплуатации, является правомерным.
Судебная коллегия полагает, что при отсутствии доказательств принятия в установленном порядке мер по консервации или ликвидации объекта промышленной безопасности, а также доказательств чинения препятствий в этом со стороны кого-либо, наличие вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-59836/2011 об обязании освободить земельный участок, на котором расположен склад ГСМ, а также акта от 15.03.2013 о наложении ареста (описи имущества) судебным приставом - исполнителем Правобережного ОСП Невского района УФССП России по Санкт-Петербургу Дубининым А.А., в т.ч. на емкости в количестве 10 штук, не может являться безусловным основанием для вывода об отсутствии вины Общества во вмененном правонарушении.
Обстоятельств, объективно препятствующих исполнению Обществом возложенной на него законом обязанности по соблюдению требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, заявителем не приведено, административным органом и судом не установлено, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя вины применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного довод апелляционной жалобы отклоняется судом апелляционной инстанции как бездоказательный.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ.
Нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) при проведении Управлением внеплановой выездной проверки, являющихся в силу статьи 20 Закона основанием для признания результатов проверки недействительными, а также процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Внеплановая выездная проверка в отношении Общества проведена в соответствии с распоряжением заместителя руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора от 27.12.12 N 11-5897/Рк, основанием проведения которой послужило заявление генерального директора ООО "Лентраст" Сафронова М.В. (вх. 1/53809 от 10.12.2012), свидетельствующее о наличии оснований для проведения внеплановой проверки, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, так как в нем имеется достаточная информация о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
29.12.2012 проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Топливный терминал "Тихий" в период с 22.01.2013 по 24.01.2013 согласовано с прокуратурой города Санкт-Петербурга (л.д.53).
Протокол N 11-5897-544/ПТ об административном правонарушении в отношении Общества по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ составлен 04.03.2013 в отсутствие представителя заявителя при надлежащем уведомлении. Уведомление от 14.02.2013 N 11-5897-177/У о составлении 04.03.2013 в 11.00 протокола об административном правонарушении по адресу: СПб, ул.Моховая, д.3, каб.24 получено заявителем 27.02.2013 (л.д.76-79).
Постановление N 11-5897-1263/ПС о назначении административного наказания вынесено в отношении Общества 27.05.2013 в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ в отсутствие его представителя при надлежащем уведомлении. Уведомление от 22.05.2013 N 11-1/13571 о рассмотрении дела об административном правонарушении получено заявителем 23.05.2013 (л.д.97-100).
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Частью 2 этой же статьи установлено, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкцией части 3 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в виде штрафа в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 750 000 рублей, при этом постановление не содержит выводов, почему при отсутствии отягчающих вину обстоятельств лицу, привлекаемому к административной ответственности впервые, назначен штраф, значительно превышающий его минимальный размер.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что наказание назначено Обществу с нарушением требований части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, поскольку не отвечает принципу соразмерности и справедливости, и уменьшил размер штрафа до 500 000 рублей.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, оценены все доводы заявителя и представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у судебной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 октября 2013 года по делу N А56-35951/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Топливный терминал "Тихий" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
А. Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-35951/2013
Истец: ООО "Топливный Терминал "Тихий"
Ответчик: Северо-Западное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Северо-Западное управление Ростехнадзора)