Коэффициенты: применяй, но проверяй
Амортизация дорогостоящих автомобилей, принятых на учет до 1 января 2002 года, должна начисляться с применением обязательного понижающего коэффициента 0,5 после вступления в силу главы 25 Налогового кодекса. А многосменный режим, в условиях которого возможно использовать повышающий коэффициент, не может быть меньше 3 смен в сутки (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.12.2007 N А05-3300/2007).
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 декабря 2007 г. N А05-3300/2007
Согласно пункту 1 статьи 322 НК РФ по основным средствам, введенным в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, полезный срок их использования устанавливается налогоплательщиком самостоятельно по состоянию на 01.01.2002 с учетом классификации основных средств, определяемых Правительством Российской Федерации, и сроков полезного использования по амортизационным группам, установленным статьей 258 НК РФ.
"..." В пункте 9 статьи 259 НК РФ указано, что по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 000 руб. и 400 000 руб., основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5.
Из приведенных норм следует, что для легковых автомобилей, в том числе приобретенных до 01.01.2002 и имеющих первоначальную стоимость более 300 000 руб., амортизация определяется как произведение остаточной стоимости и нормы амортизации (исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования), умноженной на коэффициент 0,5.
Таким образом, по легковым автомобилям стоимостью более 300 000 руб. предусмотренный пунктом 9 статьи 259 НК РФ понижающий коэффициент применяется независимо от срока приобретения указанного имущества, в том числе по имуществу, приобретенному до 01.01.2002.
"..." Вместе с тем судами установлено, что указанными копиями путевых листов не подтверждается использование основных средств в режиме повышенной сменности, поскольку из них следует, что автомобили эксплуатировались в две смены или с превышением этого режима на один час.
"..." Доказательств того, что спорные основные средства использовались Обществом в трехсменном или круглосуточном режиме работы, заявителем не представлено.
Ситуация
На балансе компании числятся легковые автомобили стоимостью более 300 000 рублей, приобретенные до 1 января 2002 года. Как следует из путевых листов, эти автомобили эксплуатируются в 2 смены или с превышением этого режима на один час. Бухгалтер компании начисляет по данным объектам основных средств ускоренную амортизацию с применением повышающего коэффициента 2. Он посчитал, что они используются в многосменном режиме работы. С другой стороны, амортизация указанных легковых автомобилей начислялась без учета понижающего норму амортизации коэффициент 0,5.
Проблема
По результатам выездной проверки проверяющими установлена неполная уплата налога на прибыль в результате завышения расходов фирмы. По мнению инспекторов, компания неправомерно определила суммы амортизации по дорогостоящим автомобилям, не применив понижающий коэффициент к стандартной норме амортизации. Кроме того, в отношении указанных основных средств она необоснованно использовала коэффициенты, специально предназначенные для их эксплуатации в условиях повышенной сменности. Ведь 2 смены многосменным режимом работы не являются.
Что решил суд
Суд согласился с выводами инспекторов. Понижающий коэффициент 0,5 является обязательным для применения. А порядок расчета срока полезного использования и амортизации для основных средств, введенных в эксплуатацию до вступления в силу 25-й главы, установлен в статье 322 Налогового кодекса. Кроме того, суд указал, что сроки полезного использования в классификации основных средств установлены исходя из режима 2-сменной работы. Поэтому под многосменной работой подразумевается 3-сменный или круглосуточный режимы. И применять повышающий коэффициент амортизации фирма была не вправе.
От редакции
В налоговом учете фирма имеет право применять к основной норме амортизации специальный коэффициент (не выше 2) в отношении основных средств, которые используются в условиях повышенной сменности. Однако данный термин в Налоговом кодексе не расшифровывается. С этим, по-видимому, и связаны ошибки в начислении амортизации при работе более чем в одну смену. Разъяснения относительно понятия "повышенная сменность" можно найти в многочисленных письмах работников финансового ведомства (например, письма Минфина России от 13.02.2007 N 03-03-06/1/78, от 16.06.2006 N 03-03-04/1/521). По их мнению, применение специального повышающего коэффициента правомерно только при 3-сменной или круглосуточной работе. При этом возможность применения специальных коэффициентов необходимо закрепить в учетной политике компании.
И, кроме того, необходимо иметь документы, подтверждающие фактическую эксплуатацию основных средств в указанном режиме. Например, акт о составе оборудования, работающего в условиях повышенной сменности, утвержденный руководителем фирмы.
"Актуальная бухгалтерия", N 2, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.