г. Владивосток |
|
16 декабря 2013 г. |
Дело N А51-18722/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу гаражно-эксплуатационного кооператива N 10 "МОРЯК",
апелляционное производство N 05АП-12917/2013,
на решение от 12.09.2013
судьи А.К. Калягина
по делу N А51-18722/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению гаражно-эксплуатационного кооператива N 10 "МОРЯК" (ИНН 2538027941, ОГРН 1072538001359, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.02.2007)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.12.2002)
третьи лица: Администрация города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации 22.08.1991), Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации 21.06.2007)
о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости, возложении обязанности изменить сведения,
при участии:
от гаражно-эксплуатационного кооператива N 10 "МОРЯК" - Бондаренко А.Н., представитель по доверенности от 01.07.2013 сроком действия один год;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю - Мадисон Э.М., представитель по нотариальной доверенности от 29.07.2013 сроком действия 27.12.2015;
от администрации г. Владивостока, департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - представители не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Гаражно-эксплуатационный кооператив N 10 "МОРЯК" (далее по тексту - заявитель, кооператив, ГЭК N 10 "МОРЯК") обратился в арбитражный суд с требованиями о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю (далее по тексту - кадастровая палата, орган кадастрового учета) от 01.04.2013 N Ф01/13-20060 об отказе в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 25:28:040006:794, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе здания по ул. Вострецова, д. 19, и об обязании кадастровую палату изменить в государственном кадастре недвижимости сведения о площади спорного земельного участка с площади 6500 кв.м на площадь 6289 кв.м, изменить описание местоположения границ спорного земельного участка согласно представленному заявителем межевому плану N 25-0-1-500/2013-216 от 02.02.2013 и осуществить учет изменений указанного объекта недвижимости.
Определением от 22.06.2013 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация города Владивостока (далее по тексту - администрация) и Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - департамент).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд. Считает, что судом первой инстанции не учтено, что третьими лицами, в том числе департаментом, не заявлялись правопритязания на земельный участок кооператива, что опровергает вывод органа кадастрового учета и суда о том, что с заявлением о кадастровом учете земельного участка кооператива обратилось ненадлежащее лицо. Кроме того, из содержания межевого плана следует, что администрация безусловно признает право кооператива на земельный участок.
Также кооператив указывает, что судом при исследовании доказательств не оценены существенные доказательства, а именно кадастровая выписка от 28.10.2011 N 25/00-11-120084 и решение кадастровой палаты от 27.10.2011 N Ф01/11-48978, из содержания которых следует, что разрешенным использованием земельного участка является строительство и эксплуатация ГЭК N 10 "МОРЯК", что неопровержимо доказывает принадлежность права пользования земельным участком именно кооперативу, а не другому лицу.
Поскольку кадастровая палата и администрация участвовали в рассмотрении дела N А51-4729/2013, то они были полностью осведомлены об обстоятельствах того, что решением арбитражного суда от 03.12.2012 по делу N А51-19541/2012 установлены соответствующие факты, имеющие юридическое значение, в том числе факт принадлежности правоустанавливающего документа (акта) кооперативу, о чем было заявлено представителем кооператива при рассмотрении настоящего дела.
На основании изложенных в апелляционной жалобе доводов кооператив просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель кадастровой палаты возражал против доводов апелляционной жалобы, решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания администрация и департамент явку своих представителей в суд не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие.
Из материалов дела апелляционной коллегией установлено следующее.
18.03.2013 заявитель обратился в орган кадастрового учета с заявлением N 25-0-1-50/3101/2013-2016 о государственном учете изменений объекта недвижимости, к которому были приложены межевой план и доверенность.
Решением от 01.04.2013 N Ф01/13-20060 кадастровая палата отказала заявителю в учете изменений объекта недвижимости в связи с тем, что с заявлением о кадастровом учете изменений обратилось ненадлежащее лицо.
Не согласившись с указанным решением, кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене в силу следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 названного Закона установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.
Согласно статье 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
По правилам части 3 статьи 20 этого же Закона с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
В силу части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением.
К необходимым для кадастрового учета документам относится межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка) и копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости) (пункты 2, 6 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ).
Часть 2 статьи 27 указанного Закона предусматривает, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если: заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона (пункт 2 части 2 названной статьи); с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо (пункт 5 части 2 названной статьи).
Следовательно, для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в орган кадастрового учета должен быть представлен документ, выданный уполномоченным органом и свидетельствующий о возникновении или прекращении вещного права.
Из материалов дела усматривается, что вместе с заявлением о кадастровом учете изменений земельного участка заявителем были представлены доверенность от 03.12.2012 и межевой план от 02.02.2013.
Учитывая, что документ, устанавливающий или удостоверяющий право заявителя на спорный земельный участок, в нарушение пункта 6 части 2 статьи 22 Закона N 221-ФЗ не был представлен вместе с заявлением в орган кадастрового учета, у последнего отсутствовали предусмотренные нормами Закона N 221-ФЗ основания для учета изменений спорного земельного участка в соответствии с представленными заявителем документами.
Соответственно, оспариваемое кооперативом решение не противоречит закону.
Довод заявителя жалобы о том, что таким документом является акт о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 14.10.1969, имеющийся в составе межевого плана, был предметом оценки суда первой инстанции и был правомерно отклонен.
Как верно отмечено судом первой инстанции, из представленного вместе с межевым планом акта о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 14.10.1969 невозможно однозначно определить то обстоятельство, что спорный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование именно заявителю.
В пользу указанного вывода свидетельствует тот факт, что принадлежность названного акта заявителю была установлена только решением Арбитражного суда Приморского края от 03.12.2012 по делу N А51-19541/2012. При этом по смыслу норм главы 27 АПК РФ принятие арбитражным судом решения об установлении факта, имеющего юридическое значение, свидетельствует о невозможности подтвердить установленный таким решением факт во внесудебном порядке, в том числе, при рассмотрении заявления об учете изменений объекта недвижимости.
Кроме того, как видно из материалов дела, копия данного решения арбитражного суда к заявлению о государственном учете изменений объекта недвижимости от 18.03.2013 N 25-0-1-50/3101/2013-2016 не была приложена.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что, рассматривая заявление об учете изменений объекта недвижимости, орган кадастрового учета не проводит правовую экспертизу документов, приложенных к таким заявлениям, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что кадастровая палата была лишена возможности достоверно установить относимость указанного акта к заявителю путем совокупного анализа документов заявителя.
Довод кооператива о том, что суд вышел за пределы полномочий, положив в обоснование обжалуемого решения довод о непредставлении заявителем правоустанавливающего документа на земельный участок, поскольку данный довод не был указан в оспариваемом отказе, а также не заявлялся в процессе рассмотрения дела, коллегия отклоняет как ошибочный.
Из буквального прочтения оспариваемого решения кадастровой палаты видно, что, указав в оспариваемом решении в качестве основания для отказа - обращение с заявлением ненадлежащего лица, орган кадастрового учета сослался на положения статьи 20 Закона N 221-ФЗ, предусматривающей перечень лиц, уполномоченных на обращение с заявлением об учете изменений объектов недвижимости.
Кроме того, делая вывод о непредставлении заявителем документов, подтверждающих его право в отношении спорного земельного участка, кадастровая палата сослалась на положения пункта 2 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ, устанавливающей полномочия кадастровой палаты отказать в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, если необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Доводы заявителя о том, что орган кадастрового учета, администрация и департамент на момент подачи соответствующего заявления были полностью осведомлены об обстоятельствах, установленных в рамках дела N А51-19541/2012, включая факт принадлежности правоустанавливающего документа (акта) кооперативу, а также довод о нарушении судом первой инстанции положений статьи 69 АПК РФ, коллегией отклоняются.
Предметом рассмотрения настоящего дела в порядке главы 24 АПК РФ является проверка законности решения органа кадастрового учета об отказе в учете изменений объекта недвижимости по причине того, что заявитель в нарушение требований Закона N 221-ФЗ не представил всех необходимых документов. В то время как вопрос о принадлежности спорного земельного участка заявителю на том, или ином вещном праве не входит в предмет доказывания в рамках настоящего спора.
Анализ положений Закона N 221-ФЗ показывает, что обязанности органа кадастрового учета осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости корреспондирует обязанность заинтересованного лица представить полный пакет документов, необходимых для осуществления кадастрового учета. Учитывая, что данная обязанность кооперативом выполнена не была, оспариваемое решение кадастровой палаты не противоречит закону и не нарушает права законные интересы заявителя, так как последний не лишен возможности обратиться с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости с приложением надлежащего пакета документов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение кадастровой палаты от 01.04.2013 N Ф01/13-20060 об отказе в учете изменений спорного земельного участка является законным и обоснованным, в связи с чем правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на заявителя в силу статьи 110 АПК РФ с учетом разъяснений, изложенных в пункте 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91, относятся судебные расходы в сумме 1000 руб., а в оставшейся сумме излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.09.2013 по делу N А51-18722/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Круткину Юрию Ивановичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы гаражно-эксплуатационного кооператива N 10 "МОРЯК" по чеку-ордеру ОАО Сбербанк России от 06.11.2013. Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18722/2013
Истец: Гаражно-эксплуатационный кооператив N 10 "МОРЯК", ГЭК-10 "Моряк"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Администрация г. Владивостока, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю (Управление Росреестра по Приморскому краю)