г. Челябинск |
|
16 декабря 2013 г. |
Дело N А07-6837/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю,
судей Ермолаевой Л.П., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Нигматуллиной Фанузы Насибулловны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.10.2013 по делу N А07-6837/2013 (судья Кручинина Н.Е.).
Индивидуальный предприниматель Нигматуллина Фануза Насибулловна (далее - истец, предприниматель, ИП Нигматуллина Ф.Н.) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, ответчик) об обязании предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 02:19:150407:203 площадью 188 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Гафурийский район, ул. Свердлова, 1/1 под строительство объекта "магазин промышленной и продуктовой торговли".
Определениями Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.04.2013 и 02.08.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению собственностью Министерства имущественных и земельных отношений Республики Башкортостан по Гафурийскому району (далее - Комитет), Хузеева Светлана Ураловна ( далее - Хузеева С.У.) (л.д. 1, 145)
Решением суда первой инстанции от 04.10.2013 (резолютивная часть объявлена 25.09.2013 - л.д.185) в удовлетворении исковых требований отказано.
С принятым решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ИП Нигматуллина Ф.Н. (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, в частности положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации регулирующих порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. По мнению апеллянта, в рассматриваемом случае подлежали применению положения статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющие порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Указывает, что предпринимателем и Администрацией были совершены все предусмотренные данной нормой действия, поэтому заявка третьего лица о предоставлении выбранного земельного участка, поступившая после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта не могла являться основанием для проведения торгов. При этом, нарушение Администрацией порядка информирования о предстоящем предоставлении земельного участка, не исключает законность решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Кроме того, апеллянт полагает необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии объективной возможности предоставления земельного участка по причине снятия его с кадастрового учета. Снятие земельного участка с кадастрового учета в период рассмотрения спора считает злоупотреблением правом со стороны ответчика.
До даты судебного заседания от ИП Нигматуллиной Ф.Н.поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие, а также пояснительная записка по делу, приобщенная к материалам дела в качестве письменных пояснений, в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебной коллегией не установлено оснований для приобщения к материалам дела представленных в числе приложений к пояснительной записке публикаций о предоставлении иных земельных участков, поскольку невозможность предоставления дополнительных доказательств в суд первой инстанции заявителем не обоснована (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Администрацией Гафурийского района Республики Башкортостан направлено в суд ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия не явившихся представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.11.2010 ИП Нигматуллиной Ф.Н. было подано в Администрацию заявление о выделении земельного участка под строительство объекта "магазин промышленной и продуктовой торговли" (л.д. 22).
26.05.2011 был оформлен акт выбора земельного участка для строительства магазина промышленной и продуктовой торговли, имеющий ориентир: Республика Башкортостан, Гафурийский район, с. Красноусольское, на пересечении ул. Пионерская и ул. Куйбышева, примыкающий к жилому дому N 2 по ул. Куйбышева, с составлением схемы его расположения (л.д. 31).
Главой администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан вынесено постановление от 26.07.2011 N 1537 об утверждении ИП Нигматуллиной Ф.Н. указанного акта выбора и схемы размещения земельного участка ( л.д. 34).
05.08.2011 земельный участок с кадастровым номером 02:19:150407:203 поставлен на кадастровый учет (л. д. 37).
17.08.2011 в информационном издании Гафурийского района "Звезда" опубликовано информационное сообщение о возможности предоставления земельного участка с кадастровым номером 02:19:150407:203 площадью 188 кв. м, расположенный по адресу Республика Башкортостан, Гафурийский район, с. Красноусольский, ул. Свердлова, 1/1 под строительство объекта "магазин промышленной и продуктовой торговли" на праве аренды. Заявки предложено подавать в 30-дневный срок со дня опубликования объявления (л. д. 82).
17.08.2011 в администрацию поступило заявление Нигматуллиной Фанузы Насибулловны о предоставлении в аренду данного земельного участка (л. д. 118).
26.08.2011 в администрацию поступило заявление Хузеевой Светланы Ураловны о предоставлении в аренду того же земельного участка (л. д. 117).
В дальнейшем администрацией объявлены (информационное сообщение от 26.11.2011) и проведены торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в форме аукциона, победителем которых признана Хузеева С.У. ( л.д. 105-116).
25.01.2012 в газете "Звезда" опубликовано сообщение администрации о признании указанного аукциона по лоту N 2 несостоявшимся по причине отказа победителя аукциона от подписания протокола о приеме заявок и протокола ведения аукциона ( л.д. 82).
Из пояснений ответчика и Хузеевой С.У. усматривается, что последняя уклонилась от подписания договора о результатах торгов, в связи с чем Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 24.05.2012 Администрация признана нарушившей требования пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (л.д. 13- 20).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-9818/2012 в удовлетворении требований Администрации о признании недействительным вышеназванного решения отказано.
Из общедоступных сведений, размещенных на сайте Федеральной кадастровой палаты Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан, судом первой инстанции установлено, что на дату рассмотрения спора спорный земельный участок имеет статус аннулированный, снятие с кадастрового учета произведено 07.08.2013 (л.д. 176).
Ссылаясь на осуществление в 2011 году выбора земельного участка под строительство магазина, утверждение администрацией акта выбора и схемы размещения земельного участка, принятия мер по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет, влекущие в силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность предоставления земельного участка в аренду, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями. Указав при этом, на незаконность проведения торгов по продаже права аренды земельного участка и отказ от заключения договора аренды победителем торгов Хузеевой С.У.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции пришел к выводу об обязательности проведения торгов по продаже права на заключение договора, в случаях наличия нескольких претендентов на предоставление земельного участка. Поскольку победителем торгов признано иное лицо, у Администрации отсутствует обязанность по передаче земельного участка истцу. Кроме того, судом установлено наличие препятствий в предоставлении земельного участка в аренду по причине снятия с кадастрового учета земельного участка, сведения о постановке которого носили временный характер.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствий оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии со статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, в том числе, с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
После определения участка, подходящего для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, в силу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, по смыслу данного положения информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункт 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В рассматриваемой ситуации публикация извещения о предстоящем предоставлении спорного земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, до издания постановления от 26.07.2011 N 1537 об утверждении ИП Нигматуллиной Ф.Н. акта выбора и схемы размещения земельного участка, не производилась.
Названное позволяет сделать вывод о нарушении порядка предоставления земельного участка, которое является существенным, поскольку затрагивает основные принципы земельного законодательства Российской Федерации. Поэтому названное постановление от 26.07.2011 N 1537 не порождает для истца предусмотренных пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации правовых последствий в виде предоставления земельного участка для строительства.
Названное не противоречит установленному при рассмотрении дела N 07-9818/2012 обстоятельству нарушения Администрацией норм законодательства о конкуренции, и напротив, соответствует выводам о том, что такие нарушения явились следствием нарушения порядка предоставления земельного участка.
Совокупность имеющихся в деле доказательств свидетельствует о том, что спорный земельный участок пользовался повышенным спросом и в целях его предоставления было подано две заявки.
По смыслу пункта 1 статьи 31 и положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224, в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Ссылки апеллянта на уклонение победителя торгов по продаже права аренды земельного участка Хузеевой С.У. от заключения договора аренды, не исключают обоснованности выводов суда первой инстанции. Такие действия не исключают самой заявки, как волеизъявления другого лица на получение земельного участка для целей строительства. С учетом позиции выраженной Хузеевой С.У. при рассмотрении настоящего дела о готовности заключить договор аренды (отзыв - л.д. 173) оснований для вывода об утрате ею соответствующего интереса, не имеется.
Кроме того, в силу пункта 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - Правила).
Согласно пункту 30 Правил торги по каждому выставленному предмету торгов признаются несостоявшимися, в том числе в случае, если победитель торгов уклонился от подписания протокола о результатах торгов, заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Пунктом 32 Правил предусмотрено, что организатор торгов в случае признания торгов несостоявшимися вправе объявить о повторном проведении торгов.
Из сообщения Администрации, направленном предпринимателю Нигматуллиной Ф.Н. 11.04.2012 усматривается принятие решения о проведении повторного аукциона (л.д. 162).
Также обоснованными следует признать выводы суда первой инстанции относительно невозможности заключения договора аренды в отношении земельного участка, сведения о котором в государственном кадастре недвижимости аннулированы.
В силу статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации предметом договора аренды могут являться индивидуально-определенные земельные участки.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленном законом, а также прекращения существования объекта недвижимости (статья 1 названного закона).
В соответствии с частью 9 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случаях, установленных настоящим Законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Закона.
В силу части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
В соответствии с пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "аннулированный", в частности в случае истечения срока действия "временного" статуса сведений государственного кадастра недвижимости ГКН) и непоступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничениях (обременениях) прав на него.
В настоящем случае сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:19:150407:203 внесены в государственный кадастр недвижимости 05.08.2011.
До настоящего времени в отношении указанного земельного участка договор аренды не заключен, соответственно, государственная регистрация права на земельный участок не осуществлена, в связи с чем, по истечении двухлетнего срока названный участок снят с кадастрового учета (выписка на л.д.176).
Доводы апеллянта о совершении таких действий Администрацией в период рассмотрения настоящего дела с целью злоупотребления правами являются необоснованными.
В соответствии с приведенными выше нормами не предусмотрен заявительный характер для совершения органом кадастрового учета действий по исключению сведений из государственного кадастра недвижимости. Кроме того, в соответствии с письмами Минэкономразвития России от 15.12.2011 N Д23-5165 и от 28.11.2012 N 14-9817-НА сведения, срок действия временного характера которых истек, аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости без продления данного срока на период действия правопритязаний (наличие представленных на государственную регистрацию заявлений, а также заявленных в судебном порядке требований). Исключением являются случаи поступления в орган кадастрового учета вступившего в законную силу судебного акта, содержащего соответствующие указания, вследствие чего срок действия временного характера сведений в государственном кадастре недвижимости может быть приостановлен, продлен или прекращен.
При совокупности изложенных обстоятельств, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований.
Доводы подателя апелляционной жалобы по существу являются повторением изложенных в исковом заявлении мотивов несогласия с действиями ответчика по отказу в заключении договора аренды. Анализ указанных мотивов приведен в настоящем постановлении выше, в силу чего не требует дополнительной аргументации.
Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения подлежат отнесению на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.10.2013 по делу N А07-6837/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Нигматуллиной Фанузы Насибулловны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-6837/2013
Истец: ИП Нигматуллина Фануза Насибулловна
Ответчик: Администрация муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан
Третье лицо: Комитет по управлению собственностью Минземимущества РБ по Гафурийскому району, Комитет по управлению собственностью Минземимущества Республики Башкортостан по Гафурийскому району, Хузеева Светлана Ураловна