г. Санкт-Петербург |
|
17 декабря 2013 г. |
Дело N А56-41263/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2013 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем М. К. Федуловой,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): Е. Е. Веснеболоцкая, доверенность от 01.11.2013 N 3;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24122/2013)
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) во Всеволожском районе Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2013
по делу N А56-41263/2013 (судья Е. В. Синицына),
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Многофункциональный центр "Юкки"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) во Всеволожском районе Ленинградской области
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центр "Юкки" (ОГРН 1104703005582, адрес 188652, Ленинградская область, Всеволожский р-н, Юкки д., Ленинградское ш., 26) (далее - Центр, заявитель) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) во Всеволожском районе Ленинградской области (ОГРН 1024700562138, адрес 188640, Ленинградская область, Всеволожский р-н, Всеволожск, Вахрушева ул., 1) (далее - Управление, ответчик) о признании недействительным решения от 18.04.2013 N СР-13/99 о привлечении Центра к ответственности за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 27126,23 руб.
Решением суда первой инстанции от 23.10.2013 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что Управление не получало определение суда от 23.08.2013 о принятии заявления в порядке упрощенного производства; акт проверки с уведомлением о вызове плательщика страховых взносов на рассмотрение материалов проверки были высланы заявителю заказным письмом, что подтверждается реестром отправки заказных писем, на юридический адрес плательщика, заказное письмо считается полученным по истечении 6 дней с момента отправки; Центр был правомерно привлечен к ответственности за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде штрафа в сумме 27126,23 руб.; действующим законодательством не предусмотрено полное освобождение плательщиков страховых взносов от ответственности за нарушение законодательства.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя заявителя.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 18.04.2013 Управлением по результатам рассмотрения акта камеральной проверки от 12.03.2013 было вынесено решение N СР-13/99.
Указанным решением Центр был привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования": в виде штрафа в сумме 27126,23 руб. за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В решении установлено, что при установленной законодательством дате окончания приема сведений 15.02.2013 фактическая дата приема сведений 12.03.2013, дата почтовой отправки 16.02.2013.
Также в решении указано, что Центр извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, что подтверждается уведомлением о вызове страхователя N СР-13/99 от 12.03.2013.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. В статьях 5 и 6 названного Закона установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а также сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ указанные в данном пункте сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) и о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц страхователь представляет ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В силу статьи 14 Закона N 167-ФЗ, статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны в установленный срок представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения и документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ.
В данном случае факт непредставления Центром в установленные законом сроки сведений индивидуального (персонифицированного) учета подтверждается материалами дела.
Между тем, Управлением при привлечении Центра к ответственности были допущенные существенные нарушения процедуры привлечения к ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Согласно части 4 статьи 34 Закона N 212-ФЗ лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Из указанной нормы следует, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, должно быть извещено о времени и месте составления акта проверки.
В силу части 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Согласно части 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Из материалов дела следует, что решение составлено без участия представителя Центра. Доказательств извещения Центра о рассмотрении материалов камеральной проверки материалы дела не содержат. Сведения об извещении заявителя о составлении акта проверки, о направлении либо вручении акта проверки заявителю в деле отсутствуют.
Согласно уведомлению о вручении заказного отправления N 253719 Управление 04.09.2013 получило копию определения суда первой инстанции от 23.08.2013 о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства. Спор по существу был рассмотрен судом 23.10.2013.
Следовательно, у Управления имелась возможность представить в суд первой инстанции возражения по заявлению и доказательства в их обоснование, чего Управлением сделано не было.
В соответствии с пунктом 2 статьи 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
В данном случае оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, не имеется, в связи с чем представленные Управлением в апелляционный суд доказательства принятию не подлежат.
Таким образом, при привлечении Центра к ответственности Управлением были допущены существенные процессуальные нарушения, которые являются основанием для признания недействительным оспариваемого решения Управления.
Довод Управления о том, что действующим законодательством не предусмотрено полное освобождение плательщиков страховых взносов от ответственности за нарушение законодательства, является несостоятельным, поскольку положениями главы 24 АПК РФ плательщикам страховых взносов, в частности, предоставлено право оспаривать ненормативные правовые акты органов Пенсионного фонда Российской Федерации. В случае признания такого требования правомерным по основанию существенных процессуальных нарушений, допущенных при привлечении плательщика к ответственности, соответствующий ненормативный правовой акт подлежит признанию недействительным в полном объеме.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2013 по делу N А56-41263/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-41263/2013
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центр "Юкки"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Всеволожском районе Ленинградской области