Выбираем пляж для отдыха и развлечений
С какими только законодательными инициативами ни выступает Федеральное агентство по туризму, для того чтобы навести порядок в сфере туризма и повысить качество гостиничных услуг. В одном из прошлых номеров журнала мы рассматривали Систему классификации гостиниц *(1), регламентирующую вопросы прохождения добровольной сертификации и получения соответствующего знака категории гостиниц и отелей. Сегодня мы решили обратиться к другому документу - Системе классификации пляжей *(2). Впереди купальный сезон и время отпусков, поэтому гостиницы и отели заинтересованы в подготовке прилегающих пляжей к приезду отдыхающих.
Как сделать так, чтобы туристы обратили внимание на ваш пляж, а не пляж соседнего отеля? Привести в порядок территорию или порадовать отдыхающих дополнительными пляжными услугами? Очевидно, и то и другое будет нелишним, а закрепить достигнутый результат лучше свидетельством о присвоении пляжу соответствующей категории. Какой орган и когда может выдать этот документ владельцу пляжа? Как отдыхающие узнают о категории пляжа? Очень просто, об этом им скажет порядок, наличие на пляже всего необходимого для отдыха и цвет вывешенного на пляже флага. Об этих и других нюансах отраслевой классификации пляжей читайте в статье.
Кто может подать заявку на классификацию пляжа?
Ответ на этот вопрос можно по праву назвать ключевым в процедуре классификации пляжей, так как, для того чтобы что-то оценить, нужно иметь по крайней мере законные права на это имущество. В Системе классификации пляжей предусмотрено, что подать заявку на проведение классификации пляжей может как юридическое лицо, так и предприниматель, владеющий и пользующийся пляжами на праве собственности или праве аренды.
Получить в собственность пляж не так-то просто. Дело в том, что в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами: водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Об этом также говорится в ст. 28 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества*(3). Как правило, пляжи включаются в состав зон рекреационного назначения, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Становится ясно, почему в настоящий момент многие пляжи и прибрежные территории находятся в федеральной собственности. Только после того, как такие пляжи будут переданы в ведение муниципальных властей, можно говорить об их аренде или передаче во владение предприятиям, созданным органами местного самоуправления, или же другим организациям. У муниципалитетов достаточно на это полномочий, которые прописаны в Законе о принципах организации местного самоуправления*(4).
В итоге пляжей, переданных в ведение органов местного самоуправления, немного и еще меньше организаций, владеющих и пользующихся пляжами на праве собственности. Поэтому большинство гостиниц, отелей, санаториев и пансионатов могут подать заявку на классификацию пляжа в качестве его арендатора. В отличие от собственника, арендатор осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком под пляжем на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (ст. 264 ГК РФ). В связи с этим у арендаторов нет такой мотивации, как у собственников пляжей, заинтересованных в их эффективном использовании. Тем не менее процесс, что называется, "пошел" и отдельные предприятия гостиничного бизнеса уже приняли участие в классификации, получив оценку категории "своих" пляжам. Мы не исключаем, что в дальнейшем больше пляжей обретут своих полноценных собственников или арендаторов, которые займут свое место в системе классификации пляжей.
Каким нормативным документом руководствоваться?
Главным отраслевым документом, регулирующим вопрос оценки категории пляжа, является Система классификации пляжей. В этом документе, который применяется с 2007 года, определены:
- цели классификации пляжей;
- требования к пляжам на соответствие категории;
- структура системы классификации и функции ее участников;
- порядок проведения работ по классификации пляжей;
- порядок рассмотрения апелляций.
В Системе классификации пляжей указанная последовательность вопросов взаимосвязана, тем не менее мы не будем досконально разбирать все возможные нюансы и особенности. Выделим главное, обратив внимание читателя на то, без чего нельзя составить представление обо всем процессе классификации пляжей.
Для чего проводится классификация пляжей?
Классификация пляжей проводится в различных целях. Во-первых, она способствует соблюдению современных стандартов обслуживания и качества предоставляемых на пляжах услуг. Во-вторых, критерии классификации пляжей способствуют единству требований в РФ и зарубежном гостиничном бизнесе. Единство требований содействует увеличению туристского потока и доходов от въездного и внутреннего туризма за счет у крепления доверия российских и иностранных потребителей к объективности оценки услуг, предоставляемых на пляжах. В-третьих, благодаря классификации пляжей по категориям, отдыхающие могут выбрать нужное место для проведения отдыха, руководствуясь не только местоположением пляжа, но и его оборудованием, а также ассортиментом и качеством дополнительных пляжных услуг. Выбор места отдыха можно сделать опять же на основе достоверной информации о том, что категория пляжа подтверждена результатами классификации и соответствует установленным критериям.
Оценка пляжей, которые не прошли классификацию, носит во многом субъективный характер. Эксперты и туристы часто дают разную оценку одному и тому же пляжу. Напротив, когда пляж прошел классификацию и имеет флаг соответствующего цвета, то уровень обслуживания в нем соответствует присвоенной категории. Это может подтвердить специальная комиссия, которая проводит периодический и внеплановый контроль соблюдения требований, установленных сертифицированному пляжу. Такая оценка пляжей является объективной, и в большей степени ей доверяют туристы и отдыхающие. Выгоду от классификации пляжей для их владельцев Федеральное агентство по туризму видит в том, что со временем российские туристы предпочтут диким пляжам оборудованные и сертифицированные. В проведении классификации пляжей, как и гостиниц, участвует не один эксперт или соответствующий орган, а целая система.
Какая она - система классификации?
Организационная структура классификации пляжей аналогична системе сертификации гостиниц, за исключением того, что в ней нет места органам по классификации средств размещения. В остальном организационная структура классификации пляжей и структура классификации гостиниц практически идентичны. От заявителя до Федерального органа в сфере туризма (агентства по туризму) бумаги и распоряжения проходят через центральный орган системы (ЦОС), комиссию по оценке состояния пляжей и комиссию по апелляциям. Иными словами, в классификации гостиниц и пляжей задействовано несколько уполномоченных органов. Между ними распределены этапы процесса определения категории пляжей. Взаимодействие этих органов рассмотрим непосредственно на порядке проведения классификации пляжей. Обратим внимание на центральный орган системы, который уполномочен Федеральным агентством по туризму в решении следующих задач:
- разработка и утверждение методических документов, регламентирующих порядок проведения работ по классификации пляжей;
- формирование аттестационной комиссии;
- прием и рассмотрение заявок на проведение классификации пляжей;
- организация проведения экспертной оценки соответствия пляжей;
- взаимодействие с аттестационной комиссией, органами по классификации и комиссией по апелляциям;
- изготовление бланков свидетельств категорий пляжей, ведение учета и хранение;
- контроль за соответствием пляжей присвоенной категории.
В целом у ЦОС достаточно полномочий по координации действий всех органов системы классификации и осуществлению общего контроля. Каким образом ЦОС выполняет возложенные на него обязанности и проводит классификацию пляжей?
В чем заключается порядок проведения классификации?
Классификация пляжей проводится в два этапа:
- экспертная оценка соответствия пляжей установленным требованиям;
- присвоение пляжам категории по результатам экспертной оценки.
На первом этапе заявитель направляет в ЦОС заявку на проведение классификации пляжей с приложением анкеты-вопросника, содержащей сведения о пляже. При присвоении пляжу категории имеют значение не природно-климатические условия территории, на которой он расположен, а инфраструктура, наличие оборудования, чистота побережья и дна. После получения заявки ЦОС заключает договор с заявителем на выполнение работ по проведению классификации пляжей. Следующий этап - направление экспертов для проведения работ по оценке соответствия пляжа минимальным установленным требованиям. В качестве экспертов могут привлекаться специалисты в области туризма, представители общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма. По результатам работы экспертов составляется акт, на основании которого комиссия по оценке состояния пляжей принимает решение о присвоении пляжу соответствующей категории (или об отказе в присвоении категории). Решение оформляется протоколом и направляется в ЦОС, который готовит предложения в федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма о присвоении пляжам соответствующей категории. Итоговый документ - свидетельство о присвоении пляжам категории оформляется в федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма.
Для заявителя, получившего такое свидетельство, все заботы позади. Тем, кому отказано в присвоении пляжу категории, не стоит опускать руки, они могут подать апелляцию. Комиссия по апелляциям при необходимости может запрашивать от заявителя и других участников системы классификации пляжей дополнительные материалы. По окончании рассмотрения материалов комиссия по апелляциям принимает решение и направляет его вместе с материалами по апелляции в ЦОС и заявителю с уведомлением о вручении. Решение комиссии является обязательным для исполнения всеми участниками системы классификации. Организациям, получившим свидетельство о присвоении категории пляжу, следует помнить, что ЦОС уполномочен контролировать соответствие пляжа присвоенной категории.
Какие требования предъявляются к пляжам?
Система классификации пляжей базируется на четырех основных группах требований: к безопасности, информационному обеспечению, соответствию гигиеническим нормам и предоставлению дополнительных услуг. Рассмотрим кратко каждую и перечисленных групп требований.
Безопасность. Для пляжей, имеющих I и II категорию, обязательным является наличие спасательной службы и медицинского обеспечения. Для пляжей III категории достаточно наличия лишь спасательной службы. Как видим, требований к безопасности пляжей не много, а те, которые есть, вполне выполнимы. Следующая группа условий более обширна.
Информационное обеспечение. У входа на пляж в обязательном порядке должно располагаться информационное табло. На нем размещается информация о категории пляжа и схема объекта, на которой обозначаются:
- охраняемая и неохраняемая зоны;
- расположение объектов спасательной службы и медицинского обеспечения;
- объекты санитарно-гигиенического назначения (кабины для переодевания, душ);
- расположение баз, коридоров для водных видов спорта (вне территории пляжа);
- расположение пунктов питания и развлечения;
- другие указания по использованию пляжа, в том числе ограничивающие присутствие на пляжах животных или проезд транспортных средств.
Информация о соответствующей категории пляжа может доводиться до потребителей путем вывешивания флага:
- синий флаг - для пляжа I категории;
- зеленый флаг - для пляжа II категории;
- желтый флаг - для пляжа III категории.
Как и любой другой отличительный знак, флаг является формой доведения до потребителей и других заинтересованных сторон информации об аттестации пляжа на соответствие определенной категории. Флаг можно вывесить над пляжем после получения свидетельства о присвоении категории, но не более установленного срока его действия.
Наличие флага на пляже позволит не только получить признание местной администрации, но и станет дополнительным конкурентным преимуществом, ведь официально присвоенная категория свидетельствует об определенной гарантии качества. Практика уже показала, что доверие потребителей к услугам, предоставляемым на классифицированных пляжах, намного выше. Оборудованные и удостоенные одной из категорий пляжи больше привлекают туристов и отдыхающих по сравнению с малоприспособленными, с меньшим набором услуг пляжами.
Обеспечение санитарно-гигиеническими объектами. Перечень таких объектов, необходимых на пляже, сравнительно небольшой: кабины для переодевания, туалеты, душ. Они должны присутствовать на пляже любой категории, а требования к их размещению практически одинаковы, за исключением пляжей третьей категории, на которых перечисленные объекты могут располагаться не по всей длине пляжа, а в обособленных охраняемых зонах.
Помимо норм Системы классификации пляжей их владельцам следует обратить внимание на Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03*(5). В них говорится о том, что выбор территории пляжа, его проектирование, эксплуатация и реорганизация производятся в соответствии с гигиеническими требованиями к зонам рекреации водных объектов и охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения от загрязнений. При этом разрешение на использование водного объекта в целях купания допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
Дополнительные услуги разделены на две категории: пляжные и спортивные. К пляжным услугам относятся обеспечение зонтами и шезлонгами, столиками и матрасами, пунктами питания и развлечений. Плюс к этому в перечень пляжных услуг входит предоставление связи, щитов со спасательными кругами, выделение территории детских зон и проходных дорожек для инвалидов. Все это в обязательном порядке должны иметь пляжи I категории, пляжи II и III категорий могут пренебречь столиками и матрасами для шезлонгов, средствами связи, при этом на пляжах III категории допускается передвижная (разносная) торговля различными сопутствующими товарами. Для пляжей I и II категорий все перечисленные объекты работают на протяжении всего туристского сезона, для III категории - в зависимости от посещаемости.
Спортивные услуги рекомендованы на пляжах I и II категории и подразумевают оборудование этих типов пляжей площадками для пляжного волейбола, бадминтона, кеглей и других видов спорта. Пляжи I категории при необходимом уровне безопасности могут создать на территории зоны для различных спортивных аттракционов. За территорией пляжа могут быть оборудованы временные базы для водных видов спорта (катамараны, водные лыжи, серфинг, парашюты, скутера, лодки, водяные горки).
Общие требования касаются пляжей всех категорий. Дно акватории пляжей перед началом купального сезона должно очищаться от стекла, острых камней и других опасных предметов. Буями оранжевого цвета должна быть обозначена граница заплыва на акватории пляжа. На пляже должны оборудоваться участки акватории для купания детей и для лиц, не умеющих плавать. Участки для купания должны обозначаться линией поплавков, закрепленных на тросах или другим доступным способом. На пляже должны устанавливаться баки с питьевой водой, а при наличии водопровода - фонтанчики от водопроводной сети.
К сожалению, в Системе классификации пляжей практически не уделено внимание проведению экспертного контроля пляжей на соответствие присвоенной ранее категории. Не исключено, что в такой ситуации ЦОС возьмет за основу порядок экспертного контроля, установленный в Системе классификации гостиниц. Согласно данному документу контроль за соблюдением установленных требований осуществляется в виде очередных и внеочередных проверок, которые проводятся в течение всего периода действия сертификата о присвоении категории (в нашем случае - свидетельства о присвоении категории). В ходе проверки эксперты выявляют несоответствия установленным категорией требованиям и контролируют устранение недостатков, обнаруженных в ходе предыдущих проверок. По результатам контроля ЦОС составляет акт экспертной проверки и направляет его в комиссию по оценке состояния пляжей, которая принимает решение, подтвердить или нет соответствие пляжа присвоенной ему категории.
В случае отрицательных результатов экспертного контроля комиссия по оценке пляжей вправе принять решение о приостановлении или отмене действия (аннулировании) свидетельства о присвоении категории, а Федеральное агентство по туризму может утвердить это решение. Избежать такого неблагоприятного исхода поможет выполнение владельцем пляжа всех установленных к присвоенной категории пляжа требований и норм.
Процедура классификации пляжей является добровольной, но платной. В процессе проведения этой процедуры неизбежны расходы по оплате работ экспертных и других комиссий. Порядок их отражения в учете несложен, поэтому мы напомним лишь основные учетные моменты и правила налогообложения.
Об учете и налогообложении
Расходы на проведение классификации пляжей у близлежащих гостиниц и отелей, в принципе, связаны с осуществлением гостиничного бизнеса, поэтому их можно учесть в составе затрат по обычным видам деятельности. Такие расходы, как правило, имеют долгосрочный характер, поэтому они могут быть учтены равномерно либо единовременно в составе текущих расходов. Выбор одного из этих вариантов зависит от того, насколько существенны расходы, связанные с классификацией пляжей.
Безусловно, рациональность и простота расчета говорят в пользу учета расходов по классификации единовременно в текущем отчетном периоде. Это можно сделать при условии, если в свидетельстве указан небольшой срок действия или суммы по классификации незначительны и не искажают представления о финансовых результатах текущей деятельности. Последнее условие определяется принятым организацией уровнем существенности и, что тоже нередко бывает, профессиональным суждением бухгалтера.
В то же время свидетельства о присвоении категории выдаются на определенный срок и суммы, уплачиваемые за это, могут быть значительными. Поэтому расходы на получение таких свидетельств логично учитывать равномерно в течение установленного органами классификации срока.
Для расчетов по классификации владелец пляжа, исходя из рекомендаций Плана счетов, может использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по классификации". На нем предварительно обобщается информация о подлежащих перечислению классификационных сборах и иных расходах.
После того как свидетельство о присвоении категории получено и в нем указан срок действия, организация может отразить осуществленные затраты в составе расходов будущих периодов (Дебет 97 Кредит 76). Затем в течение срока действия свидетельства расходы следует списывать на счета учета производственных или общехозяйственных затрат (Дебет 20, 26 Кредит 97). Заметим, в состав расходов будущих периодов включаются все фактические затраты, связанные с получением сертификата: оплата услуг органа классификации и иные расходы, в том числе по оформлению копий необходимых документов. Помимо стоимости участия в классификации, у организации могут возникнуть значительные затраты на улучшение инфраструктуры, которые в зависимости от срока осуществления относятся к вложениям во внеоборотные активы (Дебет 08 Кредит 60) или к материальным расходам (Дебет 10 Кредит 60).
Пример.
Гостиничный комплекс, владеющий пляжем на условиях аренды, принял решение о проведении классификации пляжа. Затраты на оплату ее стоимости составили 177 000 руб. (в том числе НДС - 27 000 руб.), а на улучшение инфраструктуры пляжа - 236 000 руб. (в том числе НДС - 36 000 руб.). Срок действия свидетельства - 3 года. В целях упрощения в примере не рассматривается налогообложение.
В бухгалтерском учете гостиничного комплекса будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Произведена оплата проводящему клас- сификацию органу и подрядчикам по улучшению инфраструктуры |
60, 76 | 51 | 413 000 |
Затраты по классификации отражены в составе расходов будущих периодов |
97 | 76 | 150 000 |
Отражены затраты по улучшению инфра- структуры пляжа |
08, 10 | 60 | 200 000 |
Отражен предъявленный по работам и услугам НДС |
19 | 60, 76 | 63 000 |
Ежемесячно в период действия свидетельства | |||
Доля расходов будущих периодов включе- на в состав общехозяйственных затрат (150 000 руб. / 36 мес.) |
26 | 97 | 4 166 |
Порядок налогообложения расходов на классификацию пляжей в налоговом законодательстве отдельно не установлен, а чиновники в своих официальных разъяснениях пока не уделяли внимание этому вопросу. В такой ситуации с учетом схожего характера классификации пляжей и гостиниц, по мнению автора, можно воспользоваться Письмом Минфина РФ от 02.11.2006 N 03-03-02/268, в котором рассмотрен вопрос налогообложения расходов по классификации гостиниц. Чиновники обращают внимание на нормы Закона о техническом регулировании, в котором говорится, что добровольное подтверждение соответствия национальным стандартам является одной из форм сертификации в РФ. Такой формой является классификация гостиниц и средств размещения. Почему бы этим выводом не воспользоваться в отношении классификации пляжей? Продолжим, чиновники считают экономически обоснованными расходы на классификацию гостиниц, так как они необходимы для ведения и развития гостиничного бизнеса.
Помимо того, что такие затраты являются обоснованными, они поименованы в пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ в числе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В данной статье преимущественно поименованы косвенные расходы, поэтому логично учитывать расходы на классификацию гостиниц как косвенные в текущем отчетном периоде. Но чиновники считают иначе: уменьшать полученные доходы нужно равномерно в течение периода действия сертификата гостиницы.
Данный подход исключает расхождения между бухгалтерским учетом и налогообложением и позволяет избежать начисления отложенных налогов и дальнейшего их списания, а значит, применения ПБУ 18/02 *(6). Если организацию это не смущает и она готова к разногласиям с налоговиками, то можно применить единовременный учет для целей налогообложения расходов на классификацию, считая их косвенными.
По мнению автора, в отсутствие официальных разъяснений всем сказанным может воспользоваться владелец пляжа, процедура классификации которого в целом аналогична классификации гостиниц и средств размещения. Свидетельство пляжа, так же как сертификат гостиницы, подтверждает соответствие аттестуемого объекта присвоенной категории в рамках системы добровольной сертификации в РФ.
Без налоговых рисков так могут поступить владельцы пляжей - "упрощенцы". Им достаточно того, что расходы на классификацию являются экономически обоснованными и соответствуют расходам, поименованным в пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Налогоплательщик, применяющий УСНО, может учесть в уменьшение полученных доходов расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов.
Не стоит забывать о небольших отелях и гостиницах, пользующихся преимуществами "вмененки". Они могут воспользоваться рекомендациями по бухгалтерскому учету расходов на классификацию пляжей. При этом предъявленные по классификации и иным услугам суммы НДС в учете можно отдельно не выделять, а сразу включать в состав расходов гостиниц и отелей, уплачивающих ЕНВД по основному виду деятельности.
Расходы на проведение контроля пляжей (очередного и внепланового) соответствия присвоенной им категории заключаются в оплате услуг органов по аттестации, с которыми заключен договор. Такие затраты учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности гостиницы или отеля (п. 5 ПБУ 10/99). Их можно считать текущими затратами и отражать в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, на счете 20 или 26 независимо от фактической выплаты денежных средств. В качестве подтверждающего расходы документа организация может выбрать подписанный сторонами акт приемки-передачи выполненных работ (оказанных услуг), имеющий все реквизиты первичного документа. На основании этого же документа организация может учесть расходы на проведение экспертного контроля при налогообложении прибыли (п. 2 ст. 272 НК РФ).
Как видим, классификация пляжей вызывает вопросы не столько в учете и налогообложении, сколько в порядке проведения самого процесса классификации. Надеемся, что данная статья поможет читателю в них разобраться.
С.В. Булаев,
эксперт журнала "Туристические и гостиничные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Система классификации гостиниц и других средств размещения, утв. Приказом Федерального агентства по туризму от 21.07.2005 N 86.
*(2) Система классификации пляжей, утв. Приказом Федерального агентства по туризму от 05.09.2006 N 119.
*(3) Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ.
*(4) Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
*(5) Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.03.2003 N 20.
*(6) Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"