Осторожно: условные единицы
Роспотребнадзор продолжает отчитываться о выявленных при проверке турфирм нарушениях. Наиболее распространенными являются следующие нарушения:
- включение в договор с туристом условий, ущемляющих его права;
- непредоставление, предоставление недостоверной информации о турпродукте и исполнителе услуг по договору;
- неприменение ККТ.
Всем перечисленным вопросам мы уделяли внимание на страницах нашего журнала*(1). Однако есть еще один вид административного правонарушения, который характерен для турфирм, - указание информации о стоимости турпродукта в условных единицах. Об этом мы и поговорим сегодня.
Указание в прайс-листах компаний стоимости турпродукта в условных единицах, как правило, рассматривается в качестве ненадлежащей рекламы.
Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона о рекламе*(2)).
Согласно п. 7.1 ст. 5 Закона о рекламе в рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте. Эта норма действует с 01.07.2007*(3), и многие учли ее требования, изменив бумажные и электронные прайс-листы, размещаемые в каталогах и на сайтах компаний. Сразу оговоримся, что за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе ст. 14.3 КоАП РФ предусмотрен штраф для:
- граждан в размере от 2000 до 2500 руб.;
- должностных лиц - от 4000 до 20 000 руб.;
- юридических лиц - от 40 000 до 500 000 руб.
Однако здесь, на наш взгляд, уместен вопрос: что такое реклама и в качестве кого (рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя) выступает турфирма?
Обратимся к терминам и определениям Закона о рекламе (ст. 3).
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Является ли сам по себе прайс-лист, "вывешенный" на сайте компании или распечатанный на бумажном носителе, рекламой? Сразу отметим, речь идет именно о прайс-листах, а не об информации (о фирме и ее турпродуктах, специальных предложениях и т.д.), которая размещается в рекламных изданиях, буклетах и т.д. У автора вызывает сомнение то, что составление сводной таблицы о цене турпродуктов направлено именно на привлечение внимания к турпродукту, формирование и поддержание интереса к нему.
Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Если информация о цене конкретной поездки - это реклама, то ее объект - турпродукт, туроператор, турагент, а информация о цене направлена на привлечение внимания к ним.
Следует отметить, что исходя из терминов Закона о рекламе турфирма, рекламирующая себя или свой продукт посредством размещения цен на сайте, соответствует понятиям как рекламодателя*(4), рекламопроизводителя*(5), так и рекламораспространителя*(6). Турист, просматривающий сайт или посетивший офис компании, является потребителем рекламы. Но стоит ли "примерять" на вышеуказанных лиц "рекламные" определения по-прежнему? По мнению автора, нет.
Перейдем от изучения Закона о рекламе к ГК РФ. Напомним, что договор о реализации турпродукта, заключенный между турфирмой (туроператором или турагентом) и туристом (иным заказчиком), соответствует существу договора возмездного оказания услуг (гл. 39, ст. 779-783 ГК РФ). В свою очередь, к договору возмездного оказания услуг применяются положения о бытовом подряде (гл. 37, ст. 730-739 ГК РФ). Кстати, данная конструкция закона нашла отражение в Правилах оказания услуг по реализации туристского продукта*(7). Так вот, согласно ст. 732 ГК РФ исполнитель (туроператор, турагент) обязан до заключения договора предоставить гражданину (потенциальному туристу) необходимую и достоверную информацию о предлагаемом турпродукте, его видах и особенностях, цене и форме оплаты, а также сообщить по просьбе гражданина другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения, возможно, указать конкретное лицо, которое будет оказывать услуги, вошедшие в турпродукт (например, отель).
Таким образом, размещая на сайте указанную информацию, турфирма действует во исполнение требований гражданского законодательства. Есть еще один нюанс. На основании п. 2 ст. 730 ГК РФ договор бытового подряда, а следовательно, и договор о реализации турпродукта являются публичными (ст. 426 ГК РФ). В двух словах: условия таких договоров одинаковы для всех потребителей (туристов). По общему правилу договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор (ст. 435 ГК РФ)), в данном случае публичной.
Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.
Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта) (ст. 437 ГК РФ).
Из данной нормы видно, что реклама при выполнении определенных условий может являться публичной офертой, но сама по себе публичная оферта не является рекламой. О том же свидетельствует п. 15 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта: предложение туристского продукта, содержащее существенные условия договора, адресованное неопределенному кругу лиц, содержащееся в рекламе, описаниях, справочниках и реализованное иными способами, установленными законодательством РФ, признается публичной офертой. Итак, оферта, в том числе публичная, должна содержать существенные условия договора, в нашем случае договора о реализации турпродукта. Они приведены в ст. 10 Закона N 132-ФЗ:
- полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;
- размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора (банковской гарантии), реквизиты организации, предоставившей финансовое обеспечение;
- сведения о туристе (ином заказчике);
- общая цена туристского продукта в рублях;
- информация о потребительских свойствах туристского продукта;
- права, обязанности и ответственность сторон;
- условия изменения и расторжения договора;
- сведения о порядке и сроках предъявления туристом (иным заказчиком) претензий к туроператору;
- сведения о порядке и сроках предъявления туристом (иным заказчиком) требований о выплате страхового возмещения или уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат.
Перечень внушительный, однако на сайтах крупных турфирм такая информация находится в открытом доступе. Но давайте вернемся к цене, ведь изначально нас интересовало именно условие о стоимости турпродукта. Итак, цена должна быть указана в рублях. То есть формально турфирма предлагает неопределенному кругу лиц приобрести турпродукт, но при этом обозначает его стоимость в условных единицах. Как расценивать такие действия? По мнению автора, как нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом турпродукте, а это уже другая статья КоАП РФ - 14.8 и другой размер штрафов для:
- должностных лиц от 500 до 1000 руб.;
- юридических лиц от 5000 до 10 000 руб.
Вот такая арифметика!
М.О. Денисова,
главный редактор журнала "Туристические и
гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья М.О. Денисовой "Что и как проверит Роспотребнадзор?", N 5, 2007.
*(2) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
*(3) Федеральный закон от 12.04.2007 N 48-ФЗ (ст. 4).
*(4) Изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
*(5) Лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
*(6) Лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
*(7) Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 N 452. Комментарий к документу приведен в N 4, 2007.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"