Туристы, внимание: эту страну посещать не советуем!
Мы уже не раз рассматривали вопросы, касающиеся безопасности туристов*(1). Сегодня поводом для обращения к данной теме стал Приказ Ростуризма N 141*(2) (далее - Административный регламент), зарегистрированный 21 января 2008 года Минюстом*(3). Данный документ регламентирует порядок предоставления информации об угрозе безопасности туристов в стране их временного пребывания, и его появление напрямую связано с требованиями ст. 14 "Обеспечение безопасности туризма" Федерального закона N 132-ФЗ*(4). Предоставлять информацию туроператорам, турагентам и туристам будет Ростуризм. Обратимся к основным положениям Административного регламента.
Согласно ст. 14 Федерального закона N 132-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных СМИ. Административным регламентом утвержден порядок предоставления такой информации Федеральным агентством по туризму.
Обязанности обеспечивать безопасность туризма и уменьшать риски в первую очередь возлагаются на государственные органы, так как только они обладают необходимыми для этого возможностями, в том числе и обеспечивать соответствующий уровень взаимодействия и координации всех участников данной отрасли.
При реализации положений регламента туристские компании и туристы в наглядной и доступной форме смогут получать оперативную информацию об опасностях, угрожающих жизни и здоровью туристов, и как результат, туризм станет более безопасным.
О каких случаях сообщат?
В соответствии со ст. 1.3 Административного регламента Ростуризм должен немедленно реагировать в случае возникновения такой угрозы безопасности:
- чрезвычайного характера - чрезвычайные ситуации природного, техногенного и экологического характера, чрезвычайные положения (обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей);
- природного характера - резкие изменения погоды, климата и загрязнение окружающей среды, опасные природные явления (землетрясения, сходы лавин, смерчи, тайфуны, наводнения, селевые потоки и др.), которые по интенсивности развития, продолжительности или моменту возникновения могут представлять угрозу жизни или здоровью туристов. Сюда же относятся и вредные воздействия факторов среды страны (места) временного пребывания (пожары в природных системах, эпидемии, вызванные природно-очаговыми заболеваниями, катастрофическое размножение и миграции животных и др.);
- техногенного характера - аварии и катастрофы, включая неконтролируемые взрывы и (или) выбросы опасных веществ на опасных производственных и иных объектах, вредные воздействия химических и физических факторов среды места (страны) временного пребывания (шум, тепловые и иные излучения и т.д.);
- социального характера - инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, в том числе массовые. Здесь же назовем преступления и иные посягательства на жизнь, здоровье и имущество туристов, в том числе акты незаконного вмешательства на транспорте, вооруженные мятежи (конфликты), массовые беспорядки, террористические акты, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями в отношении туристов.
Кроме перечисленных в Административном регламенте видов угрозы безопасности к такой угрозе могут быть отнесены в зависимости от фактических обстоятельств и иные действия, события, явления и процессы, создающие опасность жизни и здоровью туристов, их имуществу.
Порядок получения информации
Административный регламент содержит (ст. 1.5) почтовый адрес Ростуризма, реквизиты сайта и электронной почты, номера телефонов, по которым можно получить необходимую информацию. Отметим, что ее предоставление будет осуществляться бесплатно, и способы ее получения будут разнообразны.
Заинтересованные лица (туроператоры, турагенты и туристы) могут получить необходимую информацию об угрозе безопасности туристов либо в устной (на личном приеме или посредством телефонной связи), либо в письменной форме (из документа, полученного с помощью факсимильной, электронной или иной связи, достоверность которого можно определить) (ст. 2.2 Административного регламента).
Обязанность по предоставлению информации возложена на должностных лиц Управления международного сотрудничества и Управления развития внутреннего туризма и государственных туристических проектов, пресс-службы Ростуризма.
Порядок предоставления информации должен быть указан на сайте Ростуризма и на информационных стендах в помещении его центрального аппарата.
Информационные стенды. С их помощью можно получить следующую информацию (ст. 2.5 Административного регламента):
- извлечения из законодательных и иных правовых актов, содержащих нормы, которые регулируют деятельность по предоставлению информации;
- блок-схема и краткое описание порядка предоставления информации (приложение N 2 к Административному регламенту);
- график работы управлений Ростуризма, ответственных за предоставление государственной услуги;
- требования к письменным запросам о порядке предоставления информации и запросам о предоставлении информации об угрозе безопасности;
- образцы запросов о порядке предоставления государственной услуги и запросов о предоставлении информации об угрозе безопасности;
- почтовый адрес Ростуризма и адрес его сайта;
- перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги и др.
Сайт Ростуризма. В разделе "Безопасность туризма" должна быть размещена следующая информация (п. 2.5.3 ст. 2.5 Административного регламента):
- полное наименование и почтовый адрес Ростуризма;
- номер автоинформатора, справочные номера телефонов и график работы структурных подразделений Ростуризма, ответственных за предоставление государственной услуги, номер телефона и условия работы горячей линии;
- информация о предоставлении государственной услуги;
- перечень документов, предоставляемых заинтересованными лицами;
- перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Информация об угрозе безопасности туристов, полученная от компетентных органов, должна быть оперативно размещена на сайте (в день поступления) в виде информационного письма (приложение N 4), в котором отражаются следующие сведения (ст. 3.3 Административного регламента):
- континент, страна, район распространения угрозы безопасности;
- вид (виды) угрозы безопасности;
- граница территории распространения (действия) угрозы безопасности и (или) ее последствий;
- время возникновения угрозы безопасности и предполагаемые сроки ее действия;
- источник получения информации об угрозе безопасности.
Телефонная связь. С помощью телефонной связи информацию можно получить ежедневно с 9.00 до 17.00, а в субботу до 16.00. При этом время ожидания ответа не должно превышать 10 минут, а должностное лицо, снявшее трубку, обязано представиться, указать свою фамилию, имя, отчество, должность. Это лицо должно отвечать четко, не прерываться по причине поступления звонка на другой аппарат, при необходимости сообщить заинтересованному лицу график личного приема, точный почтовый адрес Ростуризма и способ проезда к нему, а также объяснить правила оформления письменного запроса информации. Разговор не может продолжаться более 10 минут.
На период существования угрозы безопасности Ростуризмом организуется горячая линия (ст. 2.7 Административного регламента), информация о работе которой должна незамедлительно доводиться до заинтересованных лиц путем распространения через СМИ ("Российская газета", "Вестник Федерального агентства по туризму", информационное агентство "Туринфо", "Радио России", радио "Маяк"), на сайте и информационных стендах Ростуризма. При поступлении вызова операторы сообщают информацию о себе и об угрозе безопасности, имеющуюся в распоряжении Ростуризма. Все звонки, поступившие на горячую линию, фиксируются в журнале учета телефонных звонков.
Круглосуточно должен работать автоинформатор, который сообщает (п. 2.5.4 ст. 2.5 Административного регламента):
- справочный номер телефона и режим работы структурного подразделения, ответственного за предоставление государственной услуги, номер телефона горячей линии;
- почтовый адрес и реквизиты сайта Ростуризма.
Личный прием. Желающие получить информацию в такой форме должны предварительно записаться на личный прием по телефону. Для ожидания приема отводятся места, оборудованные стульями (креслами) и столами, на которых должны лежать писчая бумага и шариковые ручки (п. 2.4.2 ст. 2.4 Административного регламента). Время ожидания в очереди не должно превышать 10 минут.
На личном приеме необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность, либо доверенность (при обращении от имени юридического лица). Обратившимся с просьбой о личном приеме может быть отказано в приеме, если ранее они уже получили необходимую информацию другим способом.
Если должностное лицо не может дать ответ во время приема или подготовка информации требует продолжительного времени, посетителю может быть либо предложено обратиться с письменным запросом, либо назначено другое удобное для посетителя время, но не позднее 5 рабочих дней со дня первого обращения (п. 2.3.2 ст. 2.3 Административного регламента).
Письменная форма. Для получения информации необходимо направить в Ростуризм письменный запрос (по почте, с использованием курьерской доставки, посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным позволяющим установить достоверность документа способом).
Запрос согласно п. 2.3.3 ст. 2.3 Административного регламента должен содержать следующие сведения:
- почтовый адрес Ростуризма;
- наименование физического или юридического лица, желающего получить информацию, с указанием его почтового адреса;
- просьбу о предоставлении информации об угрозе безопасности и причины, послужившие основанием для направления запроса;
- форма, в которой лицо желает получить информацию (на бумажном носителе, в электронном виде и т.д.);
- способ передачи письменной информации;
- подпись заинтересованного лица (для юридических лиц - подпись руководителя или иного лица, уполномоченного представлять юридическое лицо).
Для получения ответа на письменный запрос нарочным необходимо предоставить сам запрос, документ, удостоверяющий личность, и доверенность (если запрос на информацию был направлен юридическим лицом) (п. 2.3.5 ст. 2.3 Административного регламента).
Ответ на запрос должен быть дан не позднее 4 рабочих дней со дня его поступления (п. 2.3.6 ст. 2.3 Административного регламента).
Отказ в информации
Отказать заинтересованному лицу в предоставлении необходимой информации об угрозе безопасности туристов на основании ст. 2.6 Административного регламента могут только в следующих случаях:
- ответ на запрос является государственной тайной*(5) или иными сведениями конфиденциального характера*(6);
- ответ на запрос не относится к информации об угрозе безопасности;
- запрос не соответствует требованиям, указанным в п. 2.3.3 Административного регламента.
Решение об отказе должно быть доведено до заинтересованных лиц в письменной форме не позднее 4 рабочих дней с момента поступления запроса в Ростуризм.
Жалуемся на должностное лицо
Туроператоры, турагенты и туристы вправе обжаловать действия либо бездействие должностных лиц при предоставлении информации об угрозе безопасности туристов, а также принятые ими решения (ст. 3.7 Административного регламента). В жалобе указываются фамилия, имя, отчество заинтересованного лица, полное наименование юридического лица (в случае обращения организации), почтовый адрес, предмет жалобы, подпись заинтересованного лица (для юридических лиц - подпись руководителя или иного уполномоченного лица) и дата.
Письменная жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней. Если она будет признана обоснованной, должностное лицо будет привлечено к ответственности, а заинтересованному лицу будет направлено сообщение о принятом решении (не позднее 5 дней после его принятия) и предпринятых действиях. В ответ на признанные необоснованными жалобы также направляется сообщение, в котором указываются причины такого вывода.
Жалоба считается разрешенной, если рассмотрены все поставленные в обращении вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы. Решения Ростуризма могут быть обжалованы в судебном порядке.
Н.В. Лебедева,
эксперт журнала "Туристические и гостиничные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статьи М.О. Денисовой "Закон о туристской деятельности" (N 2, 2007, стр. 26) и "Что и как проверит Роспотребнадзор?" (N 5, 2007, стр. 70).
*(2) Приказ Ростуризма от 19.12.2007 N 141 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по туризму по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания".
*(3) Пока он не опубликован. В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 он вступит в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
*(4) Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ".
*(5) Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
*(6) Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"