г. Пермь |
|
17 декабря 2013 г. |
Дело N А60-27197/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующегоРиб Л. Х.,
судей Грибиниченко О.Г., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мальцевой Л.П.,
при участии:
от заявителя (закрытое акционерное общество "ГЕОСТРОЙ-ПРОИЗВОДСТВО") (ОГРН 1026601505325, ИНН 6625028410): не явились;
от заинтересованного лица (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральске, Шалинском районе и поселке Староуткинск) (ОГРН 1056603541565, ИНН 6670083677): Антропов И.В., представитель по доверенности от 26.12.2012, предъявлен паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя закрытого акционерного общества "ГЕОСТРОЙ-ПРОИЗВОДСТВО"
на решение арбитражного суда Свердловской области от04 октября 2013 года
по делу N А60-27197/2013,
принятое судьей Киреевым П.Н.,
по заявлению закрытого акционерного общества "ГЕОСТРОЙ-ПРОИЗВОДСТВО"
кУправлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральске, Шалинском районе и поселке Староуткинск
о признании недействительным предписания,
установил:
Закрытое акционерное общество "ГЕОСТРОЙ-ПРОИЗВОДСТВО" (далее - ЗАО "Геострой-производство", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от 08.07.2013 N 01-22-01-04/1/1965, вынесенного Территориальным отделомУправления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральске, Шалинском районе и поселке Староуткинск (Управление Роспотребнадзора, административный орган).
Решением арбитражного суда от 04.10.2013 (резолютивная часть решения объявлена 27.09.2013) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ЗАО "Геострой-производство" обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь в обоснование жалобы на неполное выяснение судом имеющих значение для рассмотрения дела обстоятельств, недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильное применение судом норм материального права.
В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы о неконкретности и неисполнимости пунктов 1, 2 предписания; пункты 4-7, 19 предписания общество оспаривает по тем основаниям, что не представлены доказательства воздействия на работников общества канцерогенных факторов; полагает, что СП 2.2.1.1312-03 "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий" не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора, поскольку используемые обществом здания введены в эксплуатацию в 1970-1984 годах и не относятся к числу проектируемых, вновь строящихся или реконструируемых (пункты 11-18 предписания); на общество, как субъект среднего бизнеса, не распространяются требования о разработке проекта по обращению с отходами на основании п. 3 ст. 18 Закона об отходах производства и потребления.
Заявитель по делу, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела апелляционным судом, представителей для участия в судебном заседании не направил, что не является препятствием для рассмотрения дела на основании ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление Роспотребнадзора с доводами жалобы не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда считает законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал изложенные в отзыве доводы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 27.05.2013 должностными лицами Управления Роспотребнадзора проведена плановая выездная проверка ЗАО "Геострой-производство" по соблюдению обязательных требований санитарного законодательства, соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности обязательным требований. По результатам проверки составлен акт от 08.07.2013, в котором отражены установленные в ходе проверки нарушения, в целях устранения которых в отношении общества 08.07.2013 вынесено обязательное для исполнения в установленные сроки предписание N 01-22-01-04/1/1965 (л.д. 11-14, 29-37).
Данным предписанием обществу предложено в срок, указанный в предписании, устранить следующие нарушения:
Общие мероприятия.
1. Осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с требованиями нормативных документов, в том числе за: соответствием уровней химических, физических, психофизиологических факторов производственной среды и радиационных факторов допустимым нормативам., качеством питьевой воды из системы водоснабжения(перед поступлением в водопроводную сеть, водопроводные сети предприятии), качеством питьевой горячей воды в распределительной сети предприятия, качеством почвы на границе санитарно-защитной зоны и прилегающей жилой застройки предприятия;
2. Откорректировать программу производственного контроля по разделам: "нормативные документы", "Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля", в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний с указанием точек и периодичности отбора проб в соответствии с санитарными правилами. Откорректированную программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий представить в Первоуральский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области;
3. Представлять в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск информацию о результатах производственного контроля, посредством проведения лабораторных исследований и испытаний соответствием уровней химических, физических, психофизиологических факторов производственной среды и радиационных факторов допустимым нормативам, за качеством питьевой воды из системы водоснабжения (источник, перед поступлением в водопроводную сеть, водопроводные сети предприятия, атмосферного воздуха, почвы в зоне влияния предприятия на границе санитарно-защитной зоны, территории жилой застройки по прилагаемой форме;
Производственные участки ЗАО "ГЕОСТРОЙ-ПРОИЗВОДСТВО".
4. Обеспечить проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий в целях профилактики онкологической заболеваемости и предусмотреть разработку программы мероприятий по защите работников от воздействия промышленных канцерогенов и предупреждению попадания канцерогенов в окружающую среду и обеспечить ее выполнение;
5. Провести паспортизацию канцерогеноопасных участков производства, иметь в наличии паспорт канцерогеноопасного производства, копию паспорта канцерогеноопасного производства представить в Первоуральский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области;
6. Обеспечить информирование работников об опасности воздействия канцерогенов;
7. Включить в технологическую документацию на производство информацию о канцерогенной опасности факторов;
8. Обеспечить наличие в кабине крана емкости для питьевой воды, аптечки первой помощи;
9. Оборудовать на смотровых окнах мостового крана "дворники" для очистки стекла, приспособления обогрева или обдува стекла;
10. Обеспечить разработку профилактических мероприятий по приведению уровней факторов производственной среды на рабочих местах женщин с классами условий труда 3.1 и выше в соответствие с гигиеническими нормативами;
11. Обеспечить естественное освещение (оборудовать оконные проемы) в производственном помещении участка отделки;
12. Оборудовать систему общеобменной приточно - вытяжной вентиляции на участке отделки;
13. Предусмотреть в цехе основного производства с открывающимися окнами и световыми фонарями легко управляемые с пола (или рабочих площадок) механизмы для регуляции величины открытия проемов, специальные площадки и механизмы для очистки окон, фонарей и осветительной арматуры;
14. В помещении для плазменной технологии выполнить звукопоглощающую облицовку стен и потолков с защитным покрытием из негорючего перфорированного материала, поглощающего ультрафиолетовые излучения;
15. Оборудовать тамбуры санузлов электрополотенцами;
16. Организовать питьевой режим для работников в соответствии с требованиями санитарных правил;
17. Разработать и иметь в наличии программу предупредительных и оздоровительных мер по профилактике профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний в соответствии с MP 2.2.9.001-09, выполнить мероприятия программы и довести до допустимых значений уровни шума на участке сборо-сварки на рабочих местах резчика на ножницах, пилах, резчика по металлу на гильотина MGH100 N 18676, сварщика на автоматах и полуавтоматах N 328092;
18. Не допускать выполнение работ без предусмотренных средств индивидуальной защиты;
19. Обеспечить проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников в соответствии с требованиями нормативных документов. Включать информацию о фактических уровнях воздействия факторов производственной среды, класс условий труда, сведения о канцерогенной опасности в направления на периодические и предварительные медосмотры;
20. Обеспечить проведение лабораторных исследований уровней общей, локальной вибрации, шума, инфразвука, воздействующих на работников при эксплуатации производственное оборудования;
21. Согласовать с органами Роспотребнадзора рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды из системы водоснабжения (источник, перед поступлением в водопроводную сеть, водопроводные сети предприятия);
22. Разработать и согласовать с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора рабочую программу контроля качества питьевой горячей воды;
23. Согласовать с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха;
24. Получить санитарно-эпидемиологическое заключение на эксплуатационную проектную документацию "Проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу ЗАО "ГЕОСТРОЙ-ПРОИЗВОДСТВО";
25. Получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию: материалы по обоснованию класса опасности отходов производства для среды обитания и здоровья человека;
26. Разработать проект по обращению с отходами производства и потребления ЗАО "ГЕОСТРОЙ-ПРОИЗВОДСТВО", определяющий временное складирование и транспортировку отходов производства и потребления;
27. Не допускать неорганизованный сброс поверхностно-ливневых стоков в р.Чусовая с территории предприятия;
28. Получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект организации зон санитарной охраны источника водоснабжения питьевого назначения;
Столовая ЗАО "ГЕОСТРОЙ-ПРОИЗВОДСТВО".
29. Осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при транспортировке, хранении и реализации продукции;
30. Иметь и корректировать программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденную, руководителем организации, по объекту "Столовая";
31. Обеспечить реализацию потребителю готовой продукции, соответствующей требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" по микробиологическим показателям;
32. Присоединить моечные ванны к канализационной сети воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки;
33. Применять моющие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке и имеющие инструкцию по использованию;
34. Использовать для мытья посуды губчатый материал, качественная обработка которого возможна;
35. Сохранять до полного использования продукта маркировочные ярлыки каждого тарного места с указанием срока годности данного вида продукции;
36. Осуществлять обработку яйца, используемого для приготовления блюд, в соответствии требованиями санитарных правил;
37. Своевременно проходить сотрудникам периодические медицинские осмотры, профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке;
38. Информацию о выполнении предписания представить в письменном виде в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск.
Полагая, что при вынесении предписания Управлением Роспотребнадзора нарушены требования законодательства, вменяется несоблюдение нормативных актов, которые общество исполнять не обязано, предписание нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании предписания недействительным.
Отказ в удовлетворении требований суд первой инстанции мотивировал выводами о недоказанности совокупности оснований, необходимых для признания недействительным ненормативного акта.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции полагает, что вынесенное судом первой инстанции решение по делу является законным, обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении спора о признании недействительным предписания государственного органа в предмет доказывания входит вопрос о наличии у органа, выдавшего предписания, соответствующих полномочий; оценивается соответствие предписания требованиям нормативных актов; устанавливается наличие нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Согласноп. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В соответствии сп. 73 Приказа Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров" при выявлении нарушения санитарного законодательства должностные лица Роспотребнадзора в соответствии с ч.2 ст.50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" имеют право давать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Из оспариваемого предписания следует, что оно выдано на основании ч. 2 ст. 50 Федерального закона N 52-ФЗ, в целях устранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований, подписано главным государственным санитарным врачом по городу Первоуральск, Шалинскому району и поселку Староуткинск, что соответствует требованиям п. 4 ч. 1 ст. 51 Закона N 52-ФЗ; по форме предписание соответствует требованиям Административного регламента, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764.
Пунктами 1, 2 предписания обществу предложено осуществлять производственный контроль, и с этой целью необходимо откорректировать программу производственного контроля по разделам, указанным в предписании.
В качестве правового основания административный орган сослался на СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", СанПиН 1.2.2353-08 "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности", Санитарные правил по устройству и оборудованию кабин машинистов кранов, утвержденные 08.12.1974 N 1204-74, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы", СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений", СН 2.2.4/2.1.8.583-96 "Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки", СП 2.6.1.1292-03 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения", СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)", СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", СанПин 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы", СП 1.1.1058-01 "Организация и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Указанные в п. 1, 2 предписания требования направлены на устранение нарушений, выразившихся в непроведении в полном объеме лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Предписание в части п. 1, 2 соответствует требованиям санитарного законодательства, по содержанию сформулировано конкретно, является исполнимым.
В ходе проверки установлен, отражен в акте и не опровергнут документально факт осуществления обществом при осуществлении производственной деятельности технологических процессов, в ходе которых выделяются канцерогенные вещества, включенные в перечень канцерогенов на основании разд. 2 СанПиН 1.2.2353-08 Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности: масла минеральные нефтяные, никель оксиды; бензол; формальдегид.
Как следует из акта проверки, персонал предприятия (27 рабочих мест; 75 работающих, из них 2 женщин подвергается воздействию канцерогенных факторов.
Следовательно, общество обязано проводить мероприятия по производственному лабораторному контролю за содержанием канцерогенов в воздухе рабочей зоны и провести паспортизацию канцерогеноопасных участков предприятия в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.2353-08.
Не оспаривая нарушений, изложенных в пунктах 11-18 предписания, общество в жалобе приводит доводы о неприменении при оценке деятельности предприятия положений СП 2.2.1.1312-03 "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий.
Между тем требования СП 2.2.1.1312-03 направлены на практическую реализацию Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (п. 1.1).
Согласно п. 1.5 СП 2.2.1.1312-03 санитарные правила предназначены для организаций, специалистов, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией производственных объектов, а также с осуществлением государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Исходя из установленной вышеприведенными положениями сферы применения СП 2.2.1.1312-03, суд апелляционной инстанции полагает, что требования санитарных правил обязательны для соблюдения обществом, а пункты 11-18 соответствуют требованиям законодательства.
Доводы о том, что общество, определяемое в акте как предприятие среднего бизнеса, не обязано разработать и утвердить проект обращения с отходами, апелляционным судом признаны несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Пунктом 26 предписания обществу указано на необходимость разработки проекта по обращению с отходами производства и потребления, определяющего временное складирование и транспортировку отходов производства и потребления.
В силу п. 3.1 СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяются проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами.
Требования СанПиН предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель (п. 1.3 СанПиН 2.1.7.1322-03).
Таким образом, независимо от отнесения общества к предприятиям среднего бизнеса, с учетом осуществляемой им производственной деятельности положения СанПиН 2.1.7.1322-03 являются обязательными для исполнения, а п. 26 оспариваемого предписания соответствует требованиям санитарного законодательства.
Иных возражений на решение суда по настоящему делу в жалобе не приведено, судом апелляционной инстанции несоответствие оспариваемого предписания требованиям санитарного законодательства не установлено, также как и нарушение прав общества.
Изложенные в решении суда первой инстанции выводы сделаны на основании полного и объективного исследования представленных в материалы дела доказательств, нарушений требований законодательства не допущено.
При данных обстоятельствах апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции подлежит оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Свердловской области от04 октября 2013 года по делу N А60-27197/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ГЕОСТРОЙ-ПРОИЗВОДСТВО" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-27197/2013
Истец: ЗАО "ГЕОСТРОЙ-ПРОИЗВОДСТВО"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Первоуральск,Шалинском районе и поселке Староуткинск