г. Ессентуки |
|
05 мая 2010 г. |
Дело N А63-7013/09 |
28 апреля 2010 года объявлена резолютивная часть постановления.
05 мая 2010 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фриева А.Л.,
судей: Джамбулатова С.И., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мишиным А.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Федерации независимых профсоюзов России на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.02.2010 по делу N А63-7013/09 по иску Федерации независимых профсоюзов России к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по СК, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по г. Москве, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, ФГУ "Федеральный медицинский центр", третьи лица - Федерация профсоюзов Ставропольского края, Управление Росреестра по СК о признании права собственности на корпус санатория литер А, истребовании из незаконного владения, признании недействительной государственной регистрации права собственности, (судья М.А.Керимова),
при участии в заседании:
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Кабатова Е.И. по доверенности N ЮМ-03/29937 от 26.11.2009,
от ФГУ "Федеральный медицинский центр" - Кабатова Е.И. по доверенности от 08.04.2009,
от Федерации независимых профсоюзов России - Мурзабеков М.Р. по доверенности N 101/131-202д от 23.07.2009
от Территориального объединения Федерации профсоюзов Ставропольского края - Мурзабеков М.Р. по доверенности N 1-13/266 от 27.04.2010,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по СК - не явился, извещено 02.04.2010,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по г. Москве не явился, извещено 07.04.2010,
от Управления Росреестра по СК - не явился, извещено 02.04.2010, просит рассмотреть в отсутствии их представителя,
от ГУП СК "Крайтехинвентаризация" - не явились, извещено 03.04.2010,
УСТАНОВИЛ:
Федерация независимых профсоюзов, г. Москва обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к ФГУ "Федеральный медицинский центр", Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по СК, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по г. Москве, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, о признании права собственности на спальный корпус санатория литер Б, расположенного по адресу г. Кисловодск, пр. Ленина, 25, истребовании из незаконного владения, признании недействительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю. Заявленные требования мотивированы тем, что истец считает, что из-за того, что было произведено изменение литеров строений санатория им. Г.К. Орджоникидзе, а также признано право собственности Российской Федерации (право федеральной собственности) на нежилое здание - административный корпус, литер Е, на основании решения Арбитражного суда Ставропольского края, ответчик стал владеть шестью объектами вместо пяти установленных Постановлением Правительства РФ, что существенно нарушает права и законные интересы истца.
Определением суда от 09.07.2009 к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Росреестра по СК.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил признать право собственности и истребовать из чужого незаконного владения ответчиков административный корпус литер А, расположенный по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25, общей площадью 712,2 кв. м., признать недействительной государственной регистрации права собственности на данный объект. Заявленные уточнения исковых требований приняты судом к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.02.2010 по делу N А63-7013/09 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что имущество было передано ответчику по воле истца.
Не согласившись с данным решением суда, Федерация независимых профсоюзов России подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и признать право собственности и истребовать из чужого незаконного владения ответчиков административный корпус литер А, расположенный по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25, общей площадью 712,2 кв. м., признать недействительной государственной регистрации права собственности на данный объект. Заявитель считает, что административный корпус литер А закреплен за Федерацией независимых профсоюзов России в соответствии с пунктом 26 приложения N 3 к постановлению Правительства РФ от 18.02.2002 N 112. По мнению заявителя жалобы, необоснованно отказал в удовлетворении виндикационного иска, ввиду того, что Федерация независимых профсоюзов России является обладателем вещного права в силу статьи 8 Гражданского кодекса РФ, кроме того, свое право фактического владения Федерация независимых профсоюзов России утратило, поскольку спорное имущество находится в незаконном владении Российской Федерации и ФГУ "Федеральный медицинский центр". В судебном заседании представитель Федерация независимых профсоюзов России поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ФГУ "Федеральный медицинский центр" в судебном заседании пояснила, что возражает против доводов изложенных в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители других лиц, участвующих в дел, не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Правильность решения от 10.02.2010 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления принятого решения без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, до февраля 2002 года санаторий им. Г.К. Орджоникидзе находился в собственности Федерации независимых профсоюзов России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.02 N 112 "О разграничении прав собственности на имущество санаторно-курортных учреждений, расположенных в регионе Кавказских Минеральных Вод" определен перечень объектов санаторно-курортного назначения в регионе КМВ, относимых к собственности Российской Федерации и Федерации Независимых Профсоюзов России.
Правительством Российской Федерации и Федерацией Независимых Профсоюзов России подписано соглашение от 11.03.2002, в соответствии с которым, в числе объектов культурного наследия федерального значения числиться "Санаторий им. Г. К. Орджоникидзе", расположенный по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25, литер А, который отнесен к собственности Российской Федерации (приложение N 2 пункт 14).
Согласно постановлению Исполнительного комитета Федерации Независимых Профсоюзов России N 3-21 от 22.05.02 "Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.02 N 112 "О разграничении прав собственности на имущество санаторно-курортных учреждений, расположенных в курортном регионе Кавказских Минеральных Вод" прекращено право оперативного управления недвижимым имуществом на санаторно-курортное учреждение "Санаторий им. Орджоникидзе".
В соответствии с постановлением Исполнительного комитета Федерации Независимых Профсоюзов России N 6-21 от 27.10.03 "О передаче имущественного комплекса в составе санаторно-курортного учреждения "Санаторий им. Г.К.Орджоникидзе" в г. Кисловодске путем выделения (доля ФНПР - 85 %)" имущественный комплекс санатория им. Г.К.Орджоникидзе подлежал передаче Министерству имущественный отношений Российской Федерации.
Постановлением Президиума Совета Федерации Профсоюзов Ставропольского края N 16-22г от 18.11.2003 "О передаче имущественного комплекса в составе санаторно-курортного учреждения "Санаторий им. Г.К. Орджоникидзе" в г. Кисловодске путем выделения (доля в праве - 15 %)" поручено изъять из оперативного управления СКУ "Санаторий им. Г.К.Орджоникидзе" недвижимое имущество и передать его Министерству имущественных отношений Российской Федерации - ФГУ "Федеральный медицинский центр" Росимущества.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 707-р от 21.02.2003 за Федеральным государственным учреждением "Федеральный медицинский центр" Минимущества России на праве оперативного управления закреплен "Санаторий имени Г.К. Орджоникидзе", расположенный по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25.
Согласно приложению к распоряжению Минимущества России от 21.02.03 N 707-р в перечень объектов недвижимого имущества, входящего в состав имущественного комплекса Санатория имени Г.К. Орджоникидзе, входит:
1). административный корпус литер А;
2). лечебный корпус литер А1;
3). спальный корпус N 1 литер Б;
4). спальный корпус N 2 литер В;
5). корпус N 3 литер Е.
Во исполнение постановления Исполкома ФНПР от 27.10.2003 N 6-21 "О передаче имущественного комплекса в составе санаторно-курортного учреждения "Санаторий им. Г.К. Орджоникидзе в г. Кисловодске путем выделения (доля ФНПР - 85 /100)" и Постановления Президиума ФПСК г. от 18.11.2003 N 16-22 "О передаче имущественного комплекса в составе санаторно-курортного учреждения "Санаторий им. Г.К.Орджоникидзе" в г. Кисловодске путем выделения (доля ФПСК -15/100)" между ФНПР, ФПСК и Министерством имущественных отношений Российской Федерации был подписан договор N 01 -26/1220 от 30.12.2003. На основании указанного договора литеры Р, Ж, Д, Д1, Ф, Ф2, Ф (оранжереи 4,5,6), овощехранилище, ангар и 3 транспортных средства переходят в собственность Минимущества России. Кроме того, в приложении к Постановлению Исполкома ФНПР от 27.10.2003 N 6-21 и Постановлению Президиума ФПСК от 18.11.2003 N 16-22 также указаны, административный корпус литер Е, площадью 1282 кв. м, лечебный корпус, литер А, площадью 4661 кв. м, спальный корпус N 3, литер Е1, спальный корпус N 2, спальный корпус N 1.
Федерацией независимых профсоюзов России, Федерацией профсоюзов Ставропольского края и Министерством имущественных отношений Российской Федерации был подписан акт приема-передачи недвижимого имущества от 01.03.2004, а именно: складское, мастерские, литер Р; прачечная, литер Ж; хозяйственный бытовой корпус, литер Д; оранжерея N 7,8,9,10 литер Ф1; оранжерея, литер Ф; оранжерея, литер И-И1; оранжерея N 4,5,6 литер Ф; оранжерея, литер Ф2; овощехранилище; ангар арочного типа из профнастила, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Ленина 25.
На основании постановления Правительства Российской Федерации "О разграничении прав собственности на имущество санаторно-курортных учреждений, расположенных в курортном регионе Кавказских Минеральных Вод" N 112 от 18.02.02, соглашения между Правительством РФ и ФНПР о разграничении прав собственности на имущество санаторно-курортных объектов, расположенных в курортном регионе Кавказских Минеральных Вод N 01 -160 от 11.03.02 за Российской Федерацией зарегистрировано право государственной федеральной собственности на нежилое здание административный корпус литер А, инв. номер 3786, этажность 1, общей площадью 712,2 кв.м. кадастровый номер 26:34:000000:0000:3786/177:1019/А, расположенный по адресу: г. Кисловодск проспект Ленина 25, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество серии 26АГ N 230819.
На основании распоряжения Министерства имущественных отношений РФ "О закреплении федерального имущества за Федеральным государственным учреждением "Федеральный медицинский центр" Минимущества России, N 707-р от 21.02.03, акта (накладной) приемки-передачи основных средств N 1 от 18.03. 03 за Федеральным государственным учреждением "Федеральный медицинский центр" Министерства имущественных отношений зарегистрировано право оперативного управления на спорный объект недвижимости, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество серии 26АГ N 230834.
В июле 2008 года, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом совместно с ФГУ "Федеральный Медицинский центр", обратилось в Федерацию Независимых Профсоюзов России с просьбой рассмотреть вопрос о перераспределение объектов недвижимости, в том числе установленных Постановлением Правительства РФ N 112, а именно, административного корпуса литер А имущественного комплекса "санатория им. Г.К. Орджоникидзе", находившегося в собственности Российской Федерации, и административного корпуса литер Е имущественного комплекса "санатория им. Г.К. Орджоникидзе", находившегося в собственности ФНПР.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.11.2008 по делу N А63-5153/2008 установлено, что право собственности на нежилое здание - административный корпус, литер Е, инвентарный номер 3786, кадастровый номер 26:34:000000:0000:3786/177:1000/Е, общей площадью 1282 кв. м, расположенное по адресу: Ставропольский край, г.Кисловодск, проспект Ленина, 25, признано за Российской Федерации (право федеральной собственности).
Считая, что при перелитеровке строений право собственности Российской Федерации было зарегистрировано на объект недвижимости, который находится в праве общей долевой собственности Федерации профсоюзов Ставропольского края и Федерации независимых профсоюзов России (далее - ФНПР), последние обратились в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику предоставлено право защиты своих прав от нарушений, не связанных с лишением владения, в виде предъявления требования об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Обращаясь в суд с таким требованием, истец должен доказать наличие у него вещного права на спорное имущество, а также факт владения ответчиком данным имуществом без надлежащего правового основания.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Как правильно указал суд первой инстанции, между ФНПР и Правительством Российской Федерации было подписано соглашение N 01-160 от 11.03.2002 о разграничении прав собсвтенности на имущество санаторно-курортных объектов, расположенных в курортном регионе Кавказских Минеральных Вод, в соответствии с которым в числе объектов культурного наследия федерального значения, санаторий им. Г.К. Орджоникидзе г. Кисловодск, пр. Ленина, 25, литера А, отнесен к собственности Российской Федерации (приложение N 2 пункт 14).
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 707-р от 21.02.2003 в состав имущественного комплекса Санатория имени Г.К. Орджоникидзе закрепленного за ФГУ "Федеральный медицинский центр", включен административный корпус, литер А, расположенный г. Кисловодск, пр. Ленина, 25. На основании данного распоряжения между ФНПР и ФГУ "Федеральный медицинский центр" подписан акт приема-передачи основных средств от 27.10.2003, согласно которому ФГУ "Федеральный медицинский центр" передан административный корпус литер А с прилегающими сооружениями.
Таким образом, спорное имущество передано во владение ФГУ "Федеральный медицинский центр" на законных основаниях и по воле ФНПР, что явилось основанием для регистрации права собственности на спорный объект за Российской Федерацией. Доказательств, свидетельствующих о том, что ФГУ "Федеральный медицинский центр" владеет спорным имуществом незаконно в материалы дела не представлено, в апелляционный суд таких доказательств также не представлено.
Между тем, предметом виндикационного иска может быть только индивидуально-определенное имущество. В рассматриваемом споре предметом виндикации является объект, находящийся в общей долевой собственности.
В части 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Таким образом, и истребование объекта долевой собственности из чужого незаконного владения осуществляется по соглашению всех ее участников. В материалах дела имеются документы, из которых следует, что ФНПР не может самостоятельно предъявлять иск без Федерации Независимых Профсоюзов Ставропольского края, поскольку Постановлением Президиума Совета Федерации Профсоюзов Ставропольского края от 18.11.2003 N 16-22 определено за ФНПР и Федерацией профсоюзов России Ставропольского края права собственности на недвижимое имущество санатория в долях 85/100 и 15/100 соответственно.
В ходе рассмотрения дела ответчик сделал заявление о применении последствий пропуска срока исковой давности.
К заявлению об истребовании имущества из чужого незаконного владения применяется общий трехлетний срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 1 статьи 200 Кодекса течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Как правильно установил суд первой инстанции, имущество находилось в пользовании и владении ответчика на основании зарегистрированного права государственной федеральной собственности Российской Федерацией и права оперативного управления Федерального государственного учреждения "Федеральный медицинский центр" Министерства имущественных отношений с 2003 года, перешедших на основании Постановления Правительства Российской Федерации "О разграничении прав собственности на имущество санаторно-курортных учреждений, расположенных в курортном регионе Кавказских Минеральных Вод" N 112 от 18.02.02, соглашения между Правительством РФ и ФНПР о разграничении прав собственности на имущество санаторно-курортных объектов, расположенных в курортном регионе Кавказских Минеральных Вод N 01-160 от 11.03.02.
Довод ФНПР о том, что о нарушении своего им стало известно после вступления в силу в 2009 году судебных актов, установивших право собсвтенности за ответчиком на административный корпус Литер Е (дело N А63-5153/2008-С1-35) обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку по Постановлению N 112 должны были перейти 5 объектов недвижимости, а право собственности Российской Федерации на спорный объект в регистрирующем органе было зарегистрировано 08.08.2003 (свидетельство 26 АГ N 230819). В тот же день было зарегистрировано право оперативного управления на спорный объект за ФГУ "Федеральный медицинский центр", г. Москва. Кроме того, в материалах дела имеется акт приемки-передачи основных средств, подписанный ФНПР и Федеральным медицинским центом от 27.10.2003, согласно которому Федерация передала Центру административный корпус литер А с прилегающими сооружениями.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).
Таким образом, истец узнал о нарушении своих прав на спорный объект, о регистрации права собственности на него за другим лицом, с момента внесения сведений о государственной регистрации прав на данный объект в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Истец обратился с иском в суд в июле 2009 года, то есть по истечении 6 лет с момента регистрации права собственности на спорный объект, что является основанием для отказа истцу в иске.
Вместе с тем, Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 года N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения", определяющего понятие памятника государственного значения. Изложенное подтверждается постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 года N 624, письмом комитета по культуре Ставропольского края от 23.01.1997 года N 06-16/002, а также технической документацией.
Согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 предусмотрено, что объекты государственной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Согласно приложению N 1 (раздел I) к таким объектам относятся объекты историко-культурного наследия и учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
В настоящий момент, спорный объект, административный корпус, литер А, санатория им. Г.К.Орджоникидзе, филиал ФГУ "Федеральный медицинский центр" Росимущества включен в реестр объектов федеральной собственности по г. Москве, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества N 773/10 от 25.11.09. Кроме того, согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР"" (приложение N 1) санаторий им. Г.К. Орджоникидзе отнесен к памятникам архитектуры общегосударственного значения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорное здание административного корпуса литера А, расположенное по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25, является объектом федеральной собственности.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.02.2010 по делу N А63-7013/09 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Л. Фриев |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-7013/2009
Истец: Федерация Независимых Профсоюзов России
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по г. Москве, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по СК, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ по СК, ФГУ "Федеральный медицинский центр" Росимущества, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом по г. Москве
Третье лицо: Территориальное объединение Федерации профсоюзов Ставропольского края, Территориальное объединение Федерация профсоюзов СК, Управление Федеральной регистрационной службы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федерация профсоюзов Ставропольского края, ГУП СК "Ставрополькрайтехинвентаризация", Санаторий им. Г. К. Орджоникидзе-филиал ФГУ "Федеральный Медицинский Центр" Росимущества, Территориальное управление Росимущества по г. Москве, УФРС по СК