г. Москва |
|
17 декабря 2013 г. |
Дело N А41-1559/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.
при ведении протокола судебного заседания Сибгатуллиным Р.Р.
при участии в заседании:
от Шестеркина Олега Николаевича - Шертеркин О.Н., лично, паспорт,
представители заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, третьих лиц Правительства Московской области, Администрации Воскресенского муниципального района Московской области, ИФНС России по г.Воскресенск Московской области, Администрации сельского поселения Фединское в судебное заседание не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ИНН: 7705401340, ОГРН: 1027700485757) на решение Арбитражного суда Московской области от 11 сентября 2013 года по делу N А41-1559/13, принятое судьёй Кулматовым Т.Ш., по заявлению Шестеркина Олега Николаевича к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, с участием третьих лиц: Правительства Московской области, Администрации Воскресенского муниципального района Московской области, ИФНС России по г.Воскресенск Московской области, Администрации сельского поселения Фединское, о признании незаконным действий, обязании устранить допущенные нарушения
УСТАНОВИЛ:
Шестеркин Олег Николаевич обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиал по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, кадастровая палата), в котором просило:
- признать незаконными, как несоответствующими законодательству Российской Федерации действия ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060221:118, расположенного в Воскресенском районе Московской области, в размере 3048886,71 руб., определению удельного показателя кадастровой стоимости данного участка в размере 2402, 59 руб., выразившиеся в формировании в Государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 3048886,71 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости данного участка в размере 2402, 59 руб;
- об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области устранить допущенные нарушения путем приведения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060221:118, в соответствие с нормами законодательства РФ, действующими на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (13.03.2012), с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для дачного объединения по Воскресенскому муниципальному району Московской области в размере 101, 17 руб. (в соответствии с распоряжением от 21.11.2005 N 166-РМ) (л.д.2-4, л.д.99 т.1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 сентября 2013 года заявленные требования Шестеркина О.Н. удовлетворены в полном объеме (л.д.32-35 т.2).
Не согласившись с данным судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило указанное решение отменить как вынесенное с неправильным применением норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области сослалось на необоснованное применение судом первой инстанции распоряжения от 21.11.2005 N 166-РМ (л.д.38-40 т.2).
Шестеркин О.Н. в судебном заседании возражал по доводам апелляционной жалобы, представил суду отзыв, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области и третьих лиц Правительства Московской области, Администрации Воскресенского муниципального района Московской области, ИФНС России по г.Воскресенск Московской области, Администрации сельского поселения Фединское в судебное заседание не явились. Судебное заседание проведено в порядке статьи 153 АПК РФ в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области и третьих лиц Правительства Московской области, Администрации Воскресенского муниципального района Московской области, ИФНС России по г.Воскресенск Московской области, Администрации сельского поселения Фединское, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Выслушав объяснения заявителя, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Шестеркин О.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060221:118, площадью 1269 кв.метров, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем", по адресу: примерно в 197 метрах по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Воскресенский район, с/пос. Фединское, д.Чаплыгино, дом 27 (л.д.14).
Согласно кадастровой выписке от 13.12.2010 (л.д.37) и кадастровому паспорту от 11.01.2013 (л.д.11), указанный участок образован 12 сентября 2008 года из земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060221:42.
В соответствии с кадастровой выпиской от 13.12.2010 N 11-651899, кадастровая стоимость участка составляет 128384,73 руб., и рассчитана из удельного показателя 101,17 руб. за 1 кв.метр (л.д.37).
В соответствии с кадастровым паспортом от 11.01.2013 N МО-13/ЗВ-10259, кадастровая стоимость участка составляет 3048886,71 руб., и рассчитана из удельного показателя 2402,59 руб. за 1 кв.метр.
Полагая, что кадастровая стоимость участка в настоящее время установлена неверно, Шестеркин О.Н. обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Принимая решение об удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из незаконности изменения кадастровой стоимости земельного участка.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Постановлениям Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11, споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации, который в своем определении от 01.03.2011 N 275-0-0 указал, что в связи с изменениями законодательства Российской Федерации было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности". Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N 121-РМ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области.
Средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Воскресенскому муниципальному району данным Распоряжением не установлен, и сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе указанных земельных участков внесены в Государственный кадастр недвижимости на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации (то есть среднего по Московской области), с удельным показателем 2402,59 рублей за 1 кв. м.
Указанный показатель был принят кадастровой палатой для изменения кадастровой стоимости земельных участков на территории Московской области, в том числе земельного участка, принадлежащего Шестеркину О.Н.
Как усматривается из материалов дела, на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N 121-РМ ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области составлен акт от 06 июня 2012 года определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060221:118, в соответствии с которым кадастровая стоимость участка увеличилась до 3048886,71 руб., с учетом применения удельного показателя кадастровой стоимости 2402,59 руб. за 1 кв.метр (л.д.40).
В пояснении-ответе на обращение Шестеркина О.Н. по вопросу обоснованности расчета кадастровой стоимости участка, Управление Росреестра сообщило, что в 2005 и 2008 годах проводились работы по государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений на территории Московской области. Результаты кадастровой оценки, проводимой в 2005 году, были отражены в Распоряжении Минэкологии МО от 21.11.2005 N 166-РМ. Результаты оценки, проводимой в 2008 году, отражены в Распоряжении Минэкологии МО от 23.12.2009 N 121-РМ. До 2008 года составлялся перечень земельных участков, подлежащих государственной оценке, но спорный участок в перечень не вошел, поскольку поставлен на кадастровый учет позже составления перечня. В связи с этим, был применен пункт 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, согласно которому кадастровая стоимость участка определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов. С учетом изложенного, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060221:118 были внесены 13.03.2012 года с применением среднего по субъекту РФ значения удельного показателя земель дачных объединений Московской области, утвержденного Распоряжением Минэкологии МО от 23.12.2009 N 121 (л.д.5-7).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 были утверждены Правилами проведения государственной оценки земель, регулирующие Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее - Правила).
Согласно пунктам 5, 9 Правил, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель (пункт 11 Правил).
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1.2, Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка при упорядочении его границ; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
В пункте 2.1.2 Методических указаний предусмотрено, что в случае образования нового земельного участка или выявления ранее учтенного земельного участка в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Пункт 2.3.1 Методических указаний регламентирует, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Распоряжением от 23.12.2009 N 121-РМ средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков дачных объединений для Воскресенского муниципального района установлен не был.
При этом, действующим законодательством (нормативными актами) не предусмотрено определение кадастровой стоимости земельного участка на основании среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости по субъекту Российской Федерации.
Таким образом, Распоряжение от 23.12.2009 N 121-РМ не подлежит применению для расчета кадастровой стоимости спорного участка.
Пунктами 4, 6.2, 9.9, 11.5 и Приложения N 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), установлено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории, что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Анализ положений Административного регламента свидетельствует о том, что государственная кадастровая оценка земель проводится в четко регламентированном порядке с соблюдением органом кадастрового учета нормативно предписанных процедур.
Результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.
Между тем, доказательств проведения указанных процедур, включения спорного земельного участка в перечень (инвентаризационную опись) участков, суду не представлено.
До определения кадастровой стоимости земельного участка на 13.03.2012 год в размере 3048886,71 руб., кадастровая стоимость участка была установлена с учетом удельного показателя кадастровой стоимости 101,17 руб. за 1 кв.метр, и составляла 128384,73 руб.
Указанное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель по Воскресенскому району установлено Распоряжением Минэкологии и природопользования Московской области от 21 ноября 2005 года N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области.
Согласно пункту 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21 ноября 2005 года N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" применяется в части, не противоречащей Распоряжению от 23.12.2009 N 121-РМ.
Таким образом, определение ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области кадастровой стоимости спорного участка исходя из удельного показателя 2402,59 руб. за 1 кв.метр, произведено в нарушение норм законодательства.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемых действий ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Шестеркина О.Н. об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области устранить допущенные нарушения путем приведения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060221:118, в соответствие с нормами законодательства РФ, действующими на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (13.03.2012), с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для дачного объединения по Воскресенскому муниципальному району Московской области в размере 101, 17 руб. (в соответствии с распоряжением от 21.11.2005 N 166-РМ)
Изложенный в апелляционной жалобе довод ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области о неприменимости распоряжения от 21.11.2005 N 166-РМ признается апелляционным судом несостоятельным, как основанный на неправильном толковании норм права.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 сентября 2013 года по делу N А41-1559/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1559/2013
Истец: Шестеркин Олег Николаевич
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Московской области", ФГБУ "ФКП Росреестр" по Московской области
Третье лицо: Администрация сельского поселения Фединское, ИФНС России по г. Воскресенску Московской области, Муниципальное учреждение "Администрация Воскресенского муниципального района" Московской области, Правительство МО, Правительство Московской области, ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области