Особенности бюджетного учета в подразделениях
коммунального хозяйства бюджетных учреждений
Особенности бухгалтерского учета в организациях и их подразделениях (включая бюджетные учреждения), оказывающих жилищно-коммунальные услуги (далее - ЖКХ), обусловлены специфичным характером формирования себестоимости и реализации услуг таких организаций и подразделений, а также спецификой формирования организационных структур ЖКХ и особенностями их функционирования. Весьма существенным в срезе существования особенностей бухгалтерского учета является и то, что переход к рыночным отношениям в жилищно-коммунальной сфере осуществляется непоследовательно и определить предположительную дату окончания процесса такого перехода практически невозможно.
В ряде бюджетных учреждений на балансе все еще находятся жилые дома и общежития. Поэтому на бухгалтерии данных учреждений возложены функции по начислению и взиманию квартирной платы и платы за предоставленные коммунальные услуги.
Кроме того, имеются особенности планирования и учета затрат, включаемых в себестоимость услуг в организациях жилищно-коммунального хозяйства, являющихся подрядчиками по предоставлению услуг потребителям, при различных вариантах правового статуса созданных служб, выполняющих функции заказчика, и их взаимоотношений с организациями ЖКХ.
Варианты организации учета объектов
Основные варианты учета возникают при определении права собственности на объекты основных средств жилого фонда и инженерной инфраструктуры, а также при определении организации или подразделения, ответственной за сбор платежей с потребителей за услуги ЖКХ.
В отношении объектов основных средств жилого фонда и инженерной инфраструктуры могут иметь место следующие варианты:
- объекты переданы в оперативное управление бюджетному учреждению или эксплуатация таких объектов осуществляется непосредственно муниципальным унитарным предприятием;
- объекты переданы в хозяйственное ведение организации ЖКХ (подрядчику);
- объекты принадлежат на праве собственности коммерческой организации, ЖКХ в которой выделено отдельное структурное подразделение;
- объекты переданы в хозяйственное ведение службе или организации, выполняющей функции заказчика, с последующей передачей на обслуживание организации ЖКХ;
- объекты находятся в собственности (частной, долевой или совместной) граждан, предоставление услуг ЖКХ и их оплата осуществляются через специализированную управляющую компанию.
В настоящее время объявлено о широкомасштабном переходе на оказание услуг ЖКХ через систему товариществ собственников жилья (ТСЖ). Однако, по мнению автора, подробное рассмотрение вопросов организации и ведения бухгалтерского учета в ТСЖ пока является преждевременным - в силу недостаточной проработанности законодательной и нормативной базы. В принципе, такая схема не будет существенно отличаться от схемы расчетов, осуществляемых через управляющую компанию или структурное подразделение хозяйствующего субъекта (коммерческой организации или бюджетного учреждения).
Соответственно сбор коммунальных и иных аналогичных платежей будет осуществляться:
- в первом случае - бухгалтерией соответствующего бюджетного учреждения или муниципального предприятия;
- во втором - организацией ЖКХ (подрядчик), которая от службы заказчика (или непосредственно органа местного самоуправления) получает ассигнования из бюджета в виде прямых дотаций на покрытие разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, действующими для населения (на каждый конкретный год (квартал) переходного периода);
- в третьем - структурным подразделением, оказывающим жилищно-коммунальные услуги или центральной (централизованной) бухгалтерией организации, на балансе которой находятся объекты инженерной инфраструктуры и жилой фонд;
- в четвертом - службой заказчика (на специально созданный для этих целей транзитный счет) или созданные в ее составе расчетно-кассовые центры. Она же ведет все расчеты с подрядчиками за реализованные услуги ЖКХ по предусмотренным договорами экономически обоснованным тарифам. То есть работа подрядчиков в этом случае оплачивается службой заказчика - наиболее оптимальный вариант;
- в пятом случае - управляющая компания осуществляет сбор платежей с собственников квартир и квартиросъемщиков и производит расчеты с поставщиками услуг.
Каждый из перечисленных вариантов заслуживает отдельного разговора. Темой настоящей статьи будет, как это явствует из заголовка, рассмотрение особенностей организации бюджетного учета в подразделениях бюджетных учреждений, специализирующихся на оказании услуг ЖКХ.
Организация бюджетного учета в подразделениях ЖКХ
При организации и ведении бюджетного учета в учреждениях следует основываться на требованиях Инструкции по бюджетному учету, а также на общеметодологических принципах, используемых при организации бухгалтерского и налогового учета применительно к экономической сущности соответствующих хозяйственных операций.
Кроме того, существуют отдельные нормативные документы (принятые как на федеральном, так и на отраслевом уровне), регулирующие особенности оказания услуг в данной сфере деятельности.
После изменения основных экономических отношений в нашей стране попытка урегулирования бухгалтерского учета в ЖКХ для коммерческих организаций была предпринята (на федеральном уровне) лишь однажды в письме Минфина РФ от 29 октября 1993 г. N 118 (в ред. письма Минфина от 3 апреля 1996 г. N 37) - далее письмо Минфина РФ N 118.
Кроме того, дальнейшее развитие положений данного письма было продолжено приказом Минстроя РФ от 15 июля 1996 г. N 17-94 "Методические рекомендации по бухгалтерскому учету в условиях создания службы "Заказчика" (далее - Методические рекомендации). В указанном документе, в частности, определен перечень субсчетов, открываемых к счетам бухгалтерского учета только в ЖКХ, порядок отражения в учете реализации продукции ЖКХ и т.д.
При практическом применении требований письма Минфина РФ N 118 и Методических рекомендаций следует иметь в виду, что они были рекомендованы к применению в полном объеме муниципальными жилищно-коммунальными предприятиями и ЖКХ, финансируемыми из бюджета (федерального или местного). Однако что касается Методических рекомендаций, то в бюджетных учреждениях в полном объеме они применяться не могут, но могут быть использованы общеметодологические подходы.
Перечисленные документы официально не отменены, но изменения, которые применяли бы их требования к изменившейся нормативной базе бухгалтерского учета, после 2001 г. не вносились. Следовательно, практически применяться могут только общие правила организации и ведения учета.
Порядок формирования себестоимости услуг ЖКХ установлен Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной постановлением Госкомархитектуры от 23 февраля 1999 г. N 9 (далее - Методика). Официально Методика не отменена (изменения вносились постановлением Госстроя РФ от 12.10.2000 N 103). Однако при практическом применении отдельных положений Методики следует учитывать требования жилищного законодательства (Жилищного кодекса РФ и других законодательных и нормативных актов, принятых в развитие Жилищного кодекса РФ).
Учет доходов и услуг ЖКХ
Среди доходов ЖКХ можно выделить три основные группы:
- плата за жилые помещения;
- коммунальные платежи (плата за коммунальные услуги);
- поступления от реализации платных услуг населению и сторонним организациям (отпуск материалов для ремонта, производство ремонтных работ, сдача нежилых помещений в аренду и т.п.).
Исходя из этого и бюджетный учет основных хозяйственных операций, осуществляемых подразделениями ЖКХ, должен быть организован по этим основным направлениям в разрезе синтетического и аналитического учета. При этом следует исходить их того, что перечисленные виды деятельности экономически различны, и, следовательно, должен быть организован их раздельный учет.
При этом целесообразно исходить из следующих соображений.
Поступления платы за жилые помещения в полном объеме считаются доходами ЖКХ и должны направляться непосредственно на возмещение произведенных бюджетным учреждением расходов. Другими словами, себестоимость услуг ЖКХ по данному виду деятельности должна формироваться на счете 2 10604 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" и списываться по окончании отчетного периода в дебет счета 2 40101 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг". Как правило, в состав расходов, списываемых на увеличение себестоимости, относятся суммы оплаты труда, начисленной работникам ЖКХ, стоимость материально-производственных запасов, использованных при проведении всех видов ремонта, обязанность по проведению которого возложена на жилищно-коммунальную организацию, и т.п.
Начисленные суммы квартплаты относятся в дебет счета 2 20503 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг". В кредит счета 2 40101 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг" относятся суммы субсидий, полученных в погашение убытков ЖКХ (если установленные тарифы не позволяют обеспечить полное возмещение сумм произведенных расходов, а также суммы льгот, предоставляемых некоторым категориям квартиросъемщиков или собственников жилья).
Таким образом, полная схема бухгалтерских проводок по данной группе операций может быть следующей:
- на суммы оплаты труда работникам ЖКХ
Дебет | 2 10604 340 | "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" |
Кредит | 2 30201 730 | "Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате" |
- на сумму кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование
Дебет | 2 10604 340 | "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" |
Кредит | 2 30203 730 | "Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда" |
- на сумму стоимости услуг связи
Дебет | 2 10604 340 | "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" |
Кредит | 2 30204 730 | "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг связи" |
- на сумму стоимости транспортных услуг
Дебет | 2 10604 340 | "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" |
Кредит | 2 30205 730 | "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг" |
- на сумму стоимости полученных коммунальных услуг
Дебет | 2 10604 340 | "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" |
Кредит | 2 30206 730 | "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате коммунальных услуг" |
Подчеркнем, данная запись оформляется только на суммы стоимости коммунальных услуг, использованных для обеспечения деятельности персонала ЖКХ. Коммунальные услуги, полученные для обеспечения квартиросъемщиков и собственников жилья, в бюджетном учете отражаются в ином порядке;
- на сумму стоимости прочих услуг
Дебет | 2 10604 340 | "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" |
Кредит | 2 30209 730 | "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг" |
При организации бюджетного учета услуг не имеет значения, кто является их поставщиком - сторонняя организация или структурные подразделения того же бюджетного учреждения.
В последнем случае соответствующие суммы стоимости услуг учитываются данными подразделениями учреждения в составе расходов от рыночных продаж:
- на сумму стоимости объектов основных средств, стоимость которых не превышает 1 000 руб.
Дебет | 2 10604 340 | "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" |
Кредит | 2 10100 410 | "Уменьшение стоимости основных средств" (по соответствующим аналитическим счетам) |
- на сумму начисленной амортизации по прочим объектам основных средств
Дебет | 2 10604 340 | "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" |
Кредит | 2 10400 410 | "Уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации" (по соответствующим аналитическим счетам) |
Напомним, что по объектам основных средств стоимостью от 1 000 до 10 000 руб. амортизация начисляется в размере 100% в момент их передачи в эксплуатацию. То есть в данном случае соответствующий объект продолжает числиться в учете по нулевой остаточной стоимости:
- на сумму стоимости материальных запасов, использованных для обеспечения деятельности ЖКХ
Дебет | 2 10604 340 | "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" |
Кредит | 2 10500 440 | "Уменьшение стоимости материальных запасов" (по соответствующим аналитическим счета) |
В таком же порядке списывается стоимость материалов, использованных при проведении ремонта за счет ЖКХ. Материалы, использованные для текущего ремонта, производимого за счет средств жильцов, а также для оказания прочих платных услуг, списываются такой же записью, но на увеличение себестоимости соответствующей группы работ или услуг (которые должны полностью возмещаться за счет получателей услуг).
Как отмечалось, схема бюджетного учета операций по предоставлению услуг ЖКХ Инструкцией по бюджетному учету не определена. Так как предоставление таких услуг является платным, наиболее правомерным представляется использование счета учета доходов от рыночных продаж.
Например:
- на сумму стоимости оказанных услуг ЖКХ (в части, полностью или частично покрываемой платой за жилые помещения)
Дебет | 2 40101 130 | "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг" |
Кредит | 2 10604 440 | "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" |
- на сумму начисленной платы за жилые помещения
Дебет | 2 20503 560 | "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг" |
Кредит | 2 40101 130 | "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг" |
- на сумму субсидий, подлежащих получению из бюджета других уровней. Если убыток подлежит возмещению из того же бюджета, за счет которого финансируется учреждение, то, по мнению автора, дополнительных записей можно не делать - убыток списывается в конце отчетного года при закрытии оборотов
Дебет | 2 20505 560 | "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" |
Кредит | 2 40101 151 | "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" |
Коммунальные платежи
Суммы коммунальных платежей являются целевыми расходами, следовательно, в состав доходов подразделений ЖКХ отнесены быть не могут. Они в полном размере перечисляются по принадлежности - поставщикам коммунальных услуг. В соответствии с Письмом N 118 суммы стоимости оплаченных коммунальных услуг учитываются в составе средств целевого финансирования. Планом счетов бюджетных учреждений выделение средств целевого финансирования в отдельную группу доходов и расходов не предусмотрено (в бюджетных учреждениях, по существу, все поступающие суммы являются целевым финансированием).
Бюджетный учет вышеуказанных сборов и соответствующих расходов ввиду их целевого назначения ведется обособленно от учета доходов и расходов по эксплуатационной деятельности жилищного хозяйства или иной деятельности организации, на балансе которой находится жилищный фонд. То есть на отдельных аналитических счетах к счету 2 20510 000 "Расчеты с дебиторами по прочим доходам" по видам услуг: отопление, водоснабжение и канализация, электроэнергия, газ, горячее водоснабжение (подогрев воды) и т.д.
Автор предлагает следующую схему бухгалтерских записей таких операций:
- на сумму начисленной задолженности жильцов за потребленные коммунальные услуги
Дебет | 2 20510 560 | "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам" |
Кредит | 2 40101 180 | "Прочие доходы" |
- на сумму фактически полученных от квартиросъемщиков и собственников жилых помещений денежных средств
Дебет | 2 20101 510 | "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета" |
Кредит | 2 20510 660 | "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам" |
- на сумму счета, предъявленного поставщиком коммунальных услуг
Дебет | 2 40101 223 | "Расходы на коммунальные платежи" |
Кредит | 2 30206 730 | "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате коммунальных услуг" |
- на сумму денежных средств, перечисленных поставщикам коммунальных услуг
Дебет | 2 30206 830 | "Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате коммунальных услуг" |
Кредит | 2 20101 610 | "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов" |
Особенности отражения в учете операций с коммунальными платежами обуславливаются несколькими факторами.
Различными могут быть, если можно так выразиться, источники поступления коммунальных услуг. В соответствии с п. 11 Приказа N 118 с квартиросъемщиков и арендаторов нежилых помещений взимается плата за следующие виды коммунальных и других услуг:
- отопление;
- водоснабжение и канализация;
- газ;
- электроэнергия;
- горячее водоснабжение (подогрев воды);
- радио;
- телевизионные антенны;
- очистка выгребных ям в неканализованных домах;
- прочие коммунальные услуги.
Из перечисленных видов коммунальных услуг имеются такие, которые могут быть приобретены только у сторонних организаций. Это газ, радио, телеантенны. А некоторые - водоснабжение и канализация, отопление и горячее водоснабжение - могут вырабатываться в самом бюджетном учреждении в том случае, когда на балансе учреждения находятся насосные станции, очистные сооружения, котельные.
Если коммунальные услуги приобретаются на стороне, то отражение в бюджетном учете операций по их приобретению и оплате квартиросъемщиками и собственниками помещений производится по вышеприведенной схеме.
При учете отдельных видов коммунальных услуг необходимо учитывать следующие особенности.
Письмо Минфина РФ N 118 уточняет, что при отражении в учете сумм стоимости коммунальных услуг в составе расходов учитываются:
- по отоплению - стоимость израсходованного топлива, газа, материалов;
- заработная плата персонала, занятого центральным отоплением, с отчислениями на социальные нужды;
- уборка и вывозка шлака;
- расход электроэнергии на двигатели и освещение котельной и другие расходы, связанные с центральным отоплением, а также суммы по счетам квартальных котельных и ТЭЦ при централизованном получении тепла для отопления.
Здесь требуются некоторые пояснения. Тепловая энергия может поступать в ЖКХ по следующим направлениям:
- от котельных или центральных тепловых пунктов, находящихся на балансе жилищно-коммунального хозяйства;
- от котельных, деятельность которых учитывается в составе деятельности вспомогательных производств (структурных подразделений) учреждения;
- приобретаться на стороне.
Приведенный выше перечень расходов, принимаемых к учету, таким образом, применим в том случае, когда себестоимость тепловой энергии формируется непосредственно в учреждении.
В том случае, когда тепловая энергия поступает в ЖКХ из соответствующего вспомогательного производства, в бюджетном учете нет необходимости списывать отдельно каждый вид или элемент затрат, так как стоимость услуг уже сформирована на счете 10604 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" (на отдельном субсчете, открытом для учета расходов котельной или ЦТП). Достаточно суммы себестоимости энергии, отпущенной ЖКХ, списать с кредита счета 2 10604 440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" в дебет счета 2 40101 130 "Доходы по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг". Схема представляется трудоемкой только на первый взгляд: так как начисление оплаты коммунальных услуг производится по утвержденным нормативам, то на практике будет списываться не себестоимость фактически потребленной энергии, а только та часть себестоимости, которая покрывается поступлениями от квартиросъемщиков и собственников квартир. Правда, суммы субсидий (если таковые выделяются) должны направляться на погашение убытка от деятельности котельной или иного подразделения, обеспечивающего жилой фонд тепловой энергией;
- по водоснабжению и канализации - стоимость израсходованной воды по счетам водоснабжающей организации согласно показаниям водомеров.
Однако в ряде случаев на балансе учреждения (или во вспомогательных производствах) могут быть собственные водоснабжающие подразделения. В этом случае уместны те же рассуждения, что автор привел в отношении снабжения тепловой энергией. Письмо Минфина РФ N 118 в отношении стоимости израсходованной воды предусматривает порядок распределения:
- с квартиросъемщиков - исходя из норм, утвержденных местными органами власти;
- с арендаторов нежилых помещений - в пределах сумм, предусмотренных сметами (поливка улиц, расход воды на общественные туалеты, на центральное отопление и т.п.).
При этом оговаривается, что нераспределенная сумма составляет недобор и подлежит по решению местных органов власти списанию в убыток (если установлена утечка) либо довзысканию с квартиросъемщиков и арендаторов;
- по электроэнергии - расчеты с квартиросъемщиками и арендаторами, пользующимися в отдельных случаях электроэнергией на основании показаний счетчиков жилищно-эксплуатационной организации. В этих случаях стоимость потребленной электроэнергии отдельными квартиросъемщиками и арендаторами определяется по мощности установленных у них токоприемников или по показаниям контрольных счетчиков.
Здесь также не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Могут иметь место случаи, когда расчеты по электроэнергии с поставщиком ведет не учреждение, а непосредственно жилищно-коммунальное хозяйство (с отдельно открытого счета в банке). Как правило, если это и происходит, то такие расчеты ведутся только по электроэнергии, потребленной комплексом зданий и сооружений, находящихся на балансе ЖКХ. То есть показания о стоимости потребленной электроэнергии снимаются с отдельного фидера. Но при этом электроснабжающая организация пользуется ставками платы, учитывающей не только тариф за 1 Квтчас, но и некоторые другие надбавки и доплаты. Если размер тарифа, по которому осуществляются расчеты с арендаторами, превышает суммы платы за единицу потребленной электроэнергии, уплаченной жилищно-коммунальным хозяйством поставщикам, то суммы разницы составят прибыль ЖКХ, которая должна подлежать налогообложению;
- по газу - расчеты с квартиросъемщиками за пользование газом аналогично учету расчетов за воду и электроэнергию. Здесь также следует учитывать то обстоятельство, что расчеты с квартиросъемщиками производятся по тарифам, установленным местными органами представительной власти, и тарифы эти отнюдь не всегда совпадают с ценами, установленными газоснабжающей организацией. То есть при расчетах с квартиросъемщиками весьма вероятны дополнительные убытки (или недоборы). Поэтому при установлении отношений с арендаторами этот факт следует учитывать. Кроме того, учреждение может иметь на своем балансе газораспределительные станции, расходы по обслуживанию которых также относятся на счет ЖКХ;
- по горячему водоснабжению (подогреву воды) - расчеты с квартиросъемщиками и арендаторами по снабжению горячей водой согласно смете или установленному расчету на каждого проживающего. О порядке разработки этих смет более подробно будет сказано чуть ниже;
- по статье "прочие" - расчеты по прочим коммунальным услугам, покрываемым целевыми сборами.
Суммы превышения целевых сборов над расходами (переборы) и суммы превышения расходов над сборами (недоборы) засчитываются или добираются в последующие отчетные периоды.
Кроме того, при организации и ведении учета доходов и расходов подразделений ЖКХ и расчетов по коммунальным услугам могут возникнуть вопросы:
- за счет чего возмещать потери в инженерных сетях, находящихся на балансе учреждения?
- куда относить суммы оплаты коммунальных услуг арендаторами в части, превышающей покупную стоимость той или иной услуги?
Ответ на первый можно найти в упоминавшейся выше Методике, в соответствии с которой потери носителя (тепловой энергии, электроэнергии, воды) в сетях относятся на себестоимость оказываемой услуги. В то же время в соответствии с п. 7.3.2. Методики потери тепловой и электрической энергии на стадии планирования определяются по нормативу, согласованному с регулирующим органом или со службой заказчика, в зависимости от состояния основных средств, в том числе сетей. Потери сверх установленного норматива отражаются в фактической себестоимости услуг и ухудшают финансовые результаты деятельности организации. Таким образом, уровень норматива, а следовательно, и суммы стоимости коммунальных услуг, подлежащих возмещению за счет бюджета, должны устанавливаться органом местного самоуправления в зависимости от соответствующего федерального стандарта и состояния объектов основных средств.
Суммы сверхнормативных потерь должны учитываться отдельно. Поэтому надо организовать учет общих объемов потерь, потерь в пределах норматива и сверхнормативных потерь.
Что же касается второго вопроса, то увеличение тарифов, по которым услуги отпускаются арендаторам, по сравнению с тарифами, применяемыми при расчетах с населением, представляется вполне очевидным. При этом предполагается, что на арендатора должна возлагаться обязанность по оплате части расходов ЖКХ по содержанию инженерных сетей, а также части общехозяйственных расходов.
Оказание платных услуг
Операции по оказанию платных услуг населению и сторонним организациям относятся к деятельности, приносящей доход. Поскольку расходы, связанные с их оказанием, должны быть полностью возмещены за счет потребителей, никакое возмещение за счет бюджетных средств в данном случае не предусмотрено. Кроме того, по данным видам деятельности льготное налогообложение не предусмотрено. Поэтому необходимость и целесообразность ведения раздельного учета таких операций очевидны. Расходы, которые могут быть непосредственно учтены в составе себестоимости оказываемых платных услуг (стоимость материально-производственных запасов, заработная плата производственных рабочих и начисления на нее, стоимость использованных услуг сторонних организаций и т.п.) относятся на соответствующий (специально открываемый для учета платных услуг) субсчет счета 2 10604 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)".
Расходы же общего характера (общезаводские и общепроизводственные - в частности, заработная плата административно-управленческого персонала ЖКХ, стоимость содержания административных зданий и транспорта общего назначения и т.п.) в данном случае целесообразно учитывать обособленно, с последующим распределением между основной деятельностью (расходы по которой возмещаются за счет платы за жилье) и оказанием платных услуг со списанием на себестоимость (счет 2 10604 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)") или реализацию (счет 2 40101 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг") в зависимости от метода, закрепленного в учетной политике учреждения или ином внутреннем нормативном акте учреждения.
В.Р. Захарьин,
кандидат экономических наук
"Ваш бюджетный учет", N 3, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Ваш бюджетный учет"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ ФС77-19596 от 14 марта 2005 г. Выдано Федеральной службой по надзору законодательства в сфере коммуникаций и охране культурного наследия
Учредитель: ООО "НИКОС"
Адрес редакции: 109428 г. Москва, 1-й Вязовский проезд, дом 5 строение 1
Тел.: (495) 920-99-70; Факс.: (495) 983-34-68
E-mail: mail@vbu.ru
Internet: www.vbu.ru
Индексы по каталогам:
1 полугодие 2007 г
Роспечать - 20146
Пресса России - 12938
подписка на 2007 г.
Роспечать - 36020
Пресса России - 20998