Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2013 г. N 14АП-10323/13
г. Вологда |
|
17 декабря 2013 г. |
Дело N А44-2334/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 декабря 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Алферьевой М.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Тандер" Смирновой Е.В. по доверенности от 28.11.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 сентября 2013 года по делу N А44-2334/2013 (судья Куропова Л.А.),
установил:
закрытое акционерное общество "Тандер" (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475, город Краснодар, улица Имени Леваневского, дом 185; далее - общество; ЗАО "Тандер") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области (далее - управление) о признании недействительным предписания от 21.02.2013 N 14/ГО по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 25 сентября 2013 года заявленные обществом требования удовлетворены.
Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на неправильное применение судом норм материального права.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 28.01.2013 N 24/ГО в отношении ЗАО "Тандер" проведена выездная плановая проверка по вопросам выполнения обществом требований в области гражданской обороны.
По результатам проверки составлен акт от 21.02.2013 N 27/ГО и вынесено предписание от 21.02.2013 N 14/ГО по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт.
Таким образом, в данном случае именно управление обязано доказать законность и обоснованность вынесения предписания от 21.02.2013 N 14/ГО по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны.
Пунктами 1 и 2 оспариваемого предписания на общество возложена обязанность на основании пункта 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 (далее - Положение N 804), пунктов 5 и 6 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 N 687 (далее - Положение N 687), Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.02.2012 N 70 дсп (далее - Порядок N 70 дсп) в структурном подразделении заявителя - филиале ЗАО "Тандер" в Великом Новгороде (далее - Новгородский филиал) разработать план гражданской обороны; а также на основании пункта 3, абзаца второго пункта 4 Положения N 687 разработать план основных мероприятий по гражданской обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций указанного филиала на текущий год.
Согласно пункту 5 Положения N 804 ведение гражданской обороны осуществляется: в Российской Федерации - на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации; в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Пунктами 5 и 6 Положения N 687 также установлено, что ведение гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и осуществляется на основании планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований и планов гражданской обороны организаций. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом согласно пункту 116 Порядка N 70 дсп организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.1998 N 1115 "О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне" отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат важнейшие действующие, реконструируемые, технически перевооружаемые, строящиеся и проектируемые организации, имеющие мобилизационное задание (заказ) или представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время или являющиеся уникальными культурными ценностями.
Доказательства того, что общество или его структурные подразделения, в частности Новгородский филиал, относятся к категориям по гражданской обороне, в материалах дела отсутствуют, подателем апелляционной жалобы не представлены.
Ссылка управления на пункт 115 Порядка N 70 дсп апелляционным судом не принимается.
Согласно пункту 115 Порядка N 70 дсп организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные в зонах возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), разрабатывают планы гражданской обороны в соответствии с типовым планом согласно приложению N 12 к указанному Порядку.
Вместе с тем доказательств того, что Новгородский филиал расположен в зонах возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), управлением в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого предписания в части пунктов 1 и 2.
Пунктами 3, 15, 25 предписания от 21.02.2013 N 14/ГО заявителю вменено в обязанность обеспечить всех работников Новгородского филиала, обособленного структурного подразделения ЗАО "Тандер" - гипермаркета "Магнит", расположенного по адресу: Великий Новгород, улица Державина, дом 19 (далее - гипермаркет "Магнит") и обособленного структурного подразделения ЗАО "Тандер" - распределительного центра (далее - РЦ) средствами индивидуальной защиты.
Пунктами 4, 16, 26 оспариваемого ненормативного акта предписано в вышеприведенных структурных подразделениях ЗАО "Тандер" создать пяти процентный запас противогазов от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
На основании пунктов 5, 17, 27 вышеназванного предписания на заявителя возложена обязанность в Новгородском филиале, гипермаркете "Магнит" и РЦ обеспечить наличие дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета 40 % от их общей численности.
Также в соответствии с пунктами 6, 18, 28 предписания от 21.02.2013 N 14/ГО обществу необходимо разработать план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам Новгородского филиала, гипермаркета "Магнит" и РЦ в установленные сроки.
Согласно пункту 2 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.12.2005 N 993 (далее - Положение N 993) предоставление населению средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 4 Положения N 993 установлено, что обеспечение населения СИЗ осуществляется: федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений; организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
При этом в пункте 8 вышеприведенного Положения предусмотрено, что накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения
Из пунктов 6 и 7 Положения N 993 следует, что обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по гражданской обороне; на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения). Обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
В рассматриваемом случае управлением доказательств необходимости функционирования спорных структурных подразделений общества в военное время не представлено, также отсутствуют доказательства того, что Новгородский филиал, гипермаркет "Магнит" и РЦ находятся в пределах границ территорий, указанных в пункте 7 Положения N 993.
В отсутствие обязанности общества по обеспечению работников СИЗ не возникает обязанности по разработке планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки согласно пункту 16.4 Положения N 687.
При этом, как правильно отмечено судом первой инстанции, сроки разработки планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты указанным пунктом 16.4 Положением N 687 не установлены.
В соответствии с пунктами 7-8, 19-20, 29-30 оспариваемого предписания руководителям и должностным лицам, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, структурных подразделений ЗАО "Тандер" необходимо пройти обучение в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841, (далее - Положение N 841) определяет основные задачи обучения населения в области гражданской обороны, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы обучения.
Подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения N 841 установлено, что лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы: руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций; должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, преподаватели курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений общего и профессионального образования.
На основании абзаца второго пункта 4 вышеуказанного Положения повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны, а также преподавателей курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений общего и профессионального образования проводится не реже 1 раза в 5 лет. Для данной категории лиц, впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы являются обязательными.
С учетом вышеприведенных норм для определения необходимости прохождения обучения руководителями и должностными лицами, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, структурных подразделений ЗАО "Тандер" в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям важно установить, какой именно работник определенного структурного подразделения общества уполномочен на решение задач в области гражданской обороны, когда именно конкретный работник принят на ту или иную должность, пройдено ли работником первоначальное обучение, если да, то когда именно.
В рассматриваемом случае управлением данные вопросы не исследованы, ни в акте от 21.02.2013 N 27/ГО, ни в предписании от 21.02.2013 N 14/ГО указанные обстоятельства не отражены.
В связи с этим не представляется возможным установить необходимость прохождения спорными работниками заявителя обучения в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Если работники являются вновь назначенными, то необходимо выяснить истек ли год с даты их назначения, установленный абзацем вторым пункта 4 Положения N 841, для впервые назначенных на должность, либо, если работник проходил обучение, то истек ли пятилетний срок повышения квалификации.
Управление в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ доказательств законности оспариваемого предписания в рассмотренной части не представило.
Согласно пунктам 9, 10, 31 предписания от 21.02.2013 N 14/ГО заявителю необходимо организовать обучение работников Новгородского филиала и РЦ в области гражданской обороны, а также в Новгородском филиале разработать рабочую программу обучения работников в области гражданской обороны.
Подпунктом "г" пункта 3 Положения N 841 установлено, что к лицам, подлежащим обучению, также относится работающее население.
Обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием форм согласно приложению. Обучение является обязательным и проводится в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, в иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, по месту работы, учебы и месту жительства граждан (пункт 4 Положения N 841).
Вышеприведенным пунктом также определено, что обучение населения в области гражданской обороны в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учебно-методических центрах или иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, а также на курсах гражданской обороны и в организациях по месту работы граждан осуществляется по программам, разрабатываемым образовательными учреждениями и организациями на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Положения N 841 в целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны организации: разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области гражданской обороны; осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу.
Пунктом 16.1 Положения N 687 установлены аналогичные обязанности организаций, которые в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по обучению населения в области гражданской обороны: разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, соответственно, рабочих программ обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ обучения работников организаций в области гражданской обороны; осуществление обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны; пропаганда знаний в области гражданской обороны.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что организации проводят мероприятия по обучению населения в области гражданской обороны и разрабатывают программы обучения работников в области гражданской обороны на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В данном случае из материалов дела не следует, что Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждены и доведены до сведения общества соответствующие примерные программы.
Подпунктом "д" пункта 5 Положения N 841 именно на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возложены обязанности по осуществлению организационно-методического руководства функционированием и развитием единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; разработке и утверждению примерных программ обучения для групп, указанных в пункте 3 настоящего Положения (за исключением обучающихся и неработающего населения), а также определению перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях министерства, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны; определению периодичности и продолжительности проведения учений и тренировок по гражданской обороне.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в отсутствие соответствующих примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, у заявителя не имеется возможности исполнить обязанности, установленные вышеприведенными нормативными актами. При этом из распоряжения от 28.01.2013 N 24/ГО следует, что документы, подтверждающие организацию обучения управлением не запрашивались, акт проверки также не содержит данные о том, каким образом выявлено неисполнение вмененной обязанности.
Согласно пунктам 11, 21, 32 оспариваемого предписания обществу необходимо в своих структурных подразделениях спланировать мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. В соответствии с пунктами 12, 22, 33, 14, 24 и 35 предписания на заявителя также возложена обязанность разработать и согласовать план размещения работников Новгородского филиала, гипермаркета "Магнит" и РЦ и членов их семей в загородной зоне и получить ордера на занятие жилых и нежилых зданий (помещений) в загородной зоне.
Пунктами 13, 23, 34 предписания от 21.02.2013 N 14/ГО на заявителя возложена обязанность осуществить подготовку личного состава эвакуационного органа.
Вместе с тем в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения.
Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, в том числе, проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы (пункт 2 статьи 8 Закона N 28-ФЗ).
Следовательно, планирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы и проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Пунктом 16.3 Положения N 687 предусмотрено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, к которым относятся организация планирования, подготовки и проведения эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы организаций, прекращающих в военное время производственную деятельность в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное время производственную деятельность в указанных населенных пунктах; разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в загородной зоне, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений).
Однако, с учетом положений пунктов 1 и 2 статьи 8 Закона N 28-ФЗ, именно органы местного самоуправления в данном случае выступают в качестве ответственного лица по планированию мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы и проведению мероприятий по подготовке к эвакуации населения.
Кроме того, в пункте 116 Порядка N 70 дсп установлено, что организации, прекращающие свою деятельность в военное время, собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.
Поскольку создание и организация эвакуационных органов связаны с осуществлением мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, следовательно, с учетом вышеприведенных выводов, такие органы не должны создаваться обществом, являющимся организацией, прекращающей свою деятельность в военное время.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого предписания, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы управления не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 сентября 2013 года по делу N А44-2334/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.