г. Челябинск |
|
16 декабря 2013 г. |
Дело N А07-14291/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09 декабря 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2013 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Ивановой Н.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21 октября 2013 года по делу N А07-14291/2013 (судья Азаматов А.Д.),
УСТАНОВИЛ:
15.08.2013 общество с ограниченной ответственностью "ВИТА" (далее - заявитель, общество, ООО "ВИТА") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - учреждение, Фонд) о признании недействительным решения N 505 от 30.07.2013 о привлечении к ответственности по ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - закон N 212-ФЗ) и начисления штрафов - 4502, 04 руб., страховых взносов - 22 510, 20 руб.
Основанием для доначисления страховых взносов и применения штрафных санкций послужил вывод фонда о неправомерном применении пониженного тарифа в отношении выплат и иных вознаграждений, производимых в пользу всех сотрудников аптечной организации.
Решение незаконно, поскольку пониженный тариф страховых взносов установленный для аптечных организаций, которой является ООО "ВИТА", распространяется на всех сотрудников аптеки. Фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование, участвуют и иные работники аптечной организации (т. 1 л.д. 30-32).
В судебном заседании фонд требования общества не признал, сослался на результаты проведенной и проверки и выводы решения по ее результатам.
Решением суда от 21.10.2013 заявленные требования удовлетворены.
Суд пришел к выводу, что по смыслу части 1 статьи Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) аптечная деятельность осуществляется аптечной организацией, и она имеет право применять единые тарифы страховых взносов в отношении всех своих работников (л.д.205-209).
05.11.2013 от Фонда поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения, в связи с неправильным применением закона.
По мнению фонда, пониженный тариф страховых взносов применяется только в отношении категории работников имеющих право на занятие фармацевтической деятельностью. Сделаны ссылки на письма Минздравсоцразвития России от 26.03.2012 N 842-19, от 07.03.2012 N 618-19 (т.2, л.д.3-6).
Общество возражает против апелляционной жалобы, ссылается на выводы судебного решения.
Лица, участвующие в деле, извещены о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии не явившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) - в пределах оснований указанных в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.
ООО "ВИТА" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 29.01.2004, состоит на учете в региональном отделении фонда социального страхования, является плательщиком страховых взносов (т. 1, л.д. 7-20).
Фондом проведена камеральная проверка правильности расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 15.04.2013 по 31.03.2013, о чем составлен акт камеральной проверки от 19.06.2013 N 505 (т. 1, л.д. 36-38).
По результатам рассмотрения материалов проверки принято решение N 505 от 30.07.2013, где обществу предложено уплатить в бюджет недоимку по страховым взносам в сумме 22 510, 20 руб. и штраф по ст. 47 в сумме 4 502, 04 руб. (т.1, л.д.34-35).
Установлено необоснованное применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат работникам, не имеющим в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) и пунктов 2, 3 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской федерации от 22.12.2011 N 1081 права на занятие фармацевтической деятельностью.
По мнению подателя апелляционной жалобы - фонда, общество необоснованно применяло пониженные страховые тарифы в отношении всех работников общества.
Суд пришел к выводу, что общество имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех работников, участвующих в деятельности аптеки.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В ст. 58 указанного закона установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество является фармацевтической организацией, осуществляет деятельность на основании соответствующей лицензии (т.1, л.д.43-44,55-60).
Из пункта 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ следует, что аптечные организации отнесены к категории плательщиков страховых взносов, для которых установлены пониженные тарифы.
Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов.
Из пункта 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе аптечными организациями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" следует, что фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Поскольку общество является аптечной организацией, действующей на основании лицензии, то право применять пониженные тарифы страховых взносов ему предоставлено пунктом 10 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
В силу части 1 статьи 52 Закона N 61-ФЗ фармацевтическую деятельность осуществляет именно общество, а не лица, состоящие с ним в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста.
Кроме того, согласно приведенному выше определению, фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование и лицензию, участвуют и иные работники аптечной организации.
Следовательно, общество имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех работников.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ определено, что право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста, а также лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
Следует отметить, что п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ содержит отсылочные нормы на положения Закона N 61-ФЗ в части признания организаций аптечными, но не указывает на необходимость соответствия физического лица, трудоустроенного в аптечной организации, в пользу которого осуществляются выплаты и вознаграждения применительно к называемым критериям: имеющих соответствующее образование и сертификат специалиста. Отсылочные нормы на положение Закона N 323-ФЗ, п. 10 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, не содержат.
Приведенная норма п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ определяет понятие аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Законом N 61-ФЗ, но не содержит какого-либо ограничения применительно к физическим лицам, к заработной плате или к иному доходу которых подлежит применению понижающий тариф страховых взносов.
Ссылка учреждения на подзаконные акты - письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, несостоятельна, поскольку данные документы не может применяться в качестве нормативных правовых актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного решения отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в ч. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21 октября 2013 года по делу N А07-14291/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-14291/2013
Истец: ООО "ВИТА"
Ответчик: ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан, ГУ РО ФСС РФ по РБ Белорецкий филиал N 6