г. Владимир |
|
17 декабря 2013 г. |
Дело N А43-9592/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.12.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.12.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода,
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.09.2013 по делу N А43-9592/2013, принятое судьей Беляниной Е.В.,
по заявлению муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода от 20.02.2013 N 16117, 1848.
В судебном заседании приняли участие представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода - Гребенькова О.А. по доверенности от 24.09.2013 N 12-18/026841 сроком действия до 24.09.2014, Абрамова Н.Б. по доверенности от 10.12.2013 N 12-18/034202;
от муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт" - Гаранин О.С. по доверенности от 21.11.2013 N 07-06/1750 сроком действия до 31.12.2013, Хэферл М.А. по доверенности от 22.11.2013 N 07-06/1754 сроком действия до 31.12.2013.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода (далее по тексту - Инспекция) проведена камеральная проверка представленной муниципальным предприятием города Нижнего Новгорода "Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт" (далее по тексту - Предприятие) налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2012 года.
По результатам проверки составлен акт от 24.12.2012 N 17281 и принято решение от 20.02.2013 N 16117 о привлечении Предприятия к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 10 000 рублей. Данным решением Предприятию доначислен налог на добавленную стоимость за 2 квартал 2012 года в сумме 4 766 147 рублей и пени по налогу в сумме 238 632 рублей 61 копейки.
Одновременно Инспекцией было принято решение от 20.02.2013 N 1848 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в размере 1 123 851 рубля.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 11.04.2013 N 09-12/07751@ жалоба Предприятия оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решениями Инспекции, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 19.09.2013 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, поскольку считает, что выводы суда не основаны на норме права и сделаны на неверном толковании действующего законодательства.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из решения Инспекции усматривается, что основанием к доначислению налога на добавленную стоимость послужил вывод налогового органа о необоснованном заявлении налогового вычета в сумме 5 889 997 рублей 56 копеек по счетам-фактурам общества с ограниченной ответственностью "Городской центр экспертиз".
Как следует из материалов дела, в обоснование указанной суммы налоговых вычетов Предприятием в налоговый орган представлены договор с обществом с ограниченной ответственностью "Городской центр экспертиз" от 24.06.2009 на оказание услуг, акты выполненных работ от 12.04.2012, от 05.05.2012 и счетов-фактур от 12.04.2012 N 6, от 05.05.2012 N 8.
В ходе камеральной налоговой проверки Инспекцией установлено, что Предприятие осуществляет деятельность в сфере городских (в черте города) и пригородных (удаленность до 50 км) перевозок пассажиров автомобильным транспортом, в том числе льготных категорий граждан, от перевозки которых Предприятием за 2006-2008 годы были получены убытки ввиду недофинансирования из федерального бюджета.
Предприятие в 2009 году обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исками к Российской Федерации о взыскании убытков, понесенных им в 2006-2008 годах в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, включенных в федеральный регистр льготников, на основании единых социальных проездных билетов.
В этих целях Предприятием заключён договор с обществом с ограниченной ответственностью "Городской центр экспертиз" от 24.06.2009, согласно которому последнее обязалось оказать данные услуги по подготовке документации, необходимой для взыскания задолженности в досудебном и судебном порядках; представлению интересов Предприятия в арбитражном суде; юридическому обеспечению принудительного исполнения судебных актов и поступления взысканных сумм на расчетный счет Предприятия.
Согласно пунктам 3.1, 3.4 договора от 24.06.2009 вознаграждение исполнителя составляет 17% от суммы задолженности, подлежащей взысканию (в т.ч. налог на добавленную стоимость), и выплачивается не позднее 5 банковских дней с момента поступления взысканной суммы задолженности на расчетный счет Предприятия.
На основании актов выполненных работ от 12.04.2012, от 05.05.2012 и счетов-фактур от 12.04.2012 N 6, от 05.05.2012 N 8 Предприятием на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью "Городской центр экспертиз" было перечислено 38 612 206 рублей 19 копеек (в т.ч. налог на добавленную стоимость - 5 889 997 рублей 56 копеек) (платежные поручения от 18.04.2012 N 2588, от 11.05.2012 N 3089).
Указанная сумма налога включена Предприятием в состав налоговых вычетов.
Посчитав, что оплата услуг по взысканию кредиторской задолженности связана с деятельностью Предприятия по реализации услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации в силу подпункта 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган отказал Предприятию в вычете налога, уплаченного в составе платежей, за услуги, оказанные обществом с ограниченной ответственностью "Городской центр экспертиз".
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации:
- услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного), к которым относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;
- услуг по перевозке пассажиров морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций (пункт 4 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено в ходе камеральной налоговой проверки и не оспаривается сторонами, Предприятием осуществляются как операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) (подпункт 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации), так и операции, подлежащие налогообложению (заказные и грузовые перевозки, прочая деятельность); при этом заявителем ведется раздельный учет таких операций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в случае приобретения товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
В соответствии с пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
- учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации - по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
- принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации - по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Согласно разделу 4 учетной политики Предприятия на 2012 год, утвержденной приказом от 30.12.2011 N 170 (далее - учетная политика), доходами от обычных видов деятельности предприятия признаются: выручка от реализации услуг пассажирского автомобильного транспорта, автовокзалов и автостанций, транспортно-складского комплекса, обслуживающих производств и хозяйств, выручка от реализации покупных товаров; внереализационными доходами предприятия признаются, в частности, дотации на покрытие убытков от работы пассажирского автомобильного транспорта.
Согласно пункту 5.4 учетной политики к расходам аппарата управления относятся расходы по управлению предприятием, расходы на юридические, аудиторские и т.п. услуги.
Разделом 9 учетной политики установлено, что учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость ведется аппаратом управления; данный учет осуществляется следующим образом: каждый филиал и аппарат управления производят расчет налога на добавленную стоимость самостоятельно, исходя из требований главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации; филиалы представляют свои данные в аппарат управления; аппарат управления составляет и предоставляет в налоговый орган сводную налоговую декларацию.
Инспекцией данные положения учетной политики Предприятия не оспариваются.
Поскольку судебное взыскание убытков, понесенных Предприятием в 2006-2008 годах в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, включенных в федеральный регистр льготников, на основании единых социальных проездных билетов (фактически - задолженности федерального бюджета по выплате соответствующих субсидий), необходимо для обеспечения прибыльности деятельности Предприятия в целом, как в части необлагаемой налогом на добавленную стоимость, так и в части облагаемой налогом на добавленную стоимость, юридические услуги, оплаченные Предприятием с учетом налога на добавленную стоимость, относятся к деятельности Предприятия в целом; соответственно, применение им налогового вычета в сумме 5 889 997 рублей 56 копеек является правомерным.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.09.2013 по делу N А43-9592/2013 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-9592/2013
Истец: Волгунова Наталья Юрьевна, Государственное предприятие Нижегородской области "Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт", Муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода "Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода
Третье лицо: ИФНС по Нижегородскому району, г. Н. Новгород