г. Хабаровск |
|
22 ноября 2007 г. |
Дело N А73-7418/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2007 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Карасева В.Ф.,
Судей: Меркуловой Н.В., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дроздовой В.Г.
при участии в судебном заседании:
от муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Службы заказчика по жилищно-коммунальным услугам": Гретченко В.А., представитель по доверенности от 09.01.2007 N 1;
от инспектора государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края Мартыненко К.Ф.: не явился;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Службы заказчика по жилищно-коммунальным услугам" на решение от 25.09.2007 по делу N А73-7418/2007-19 Арбитражного суда Хабаровского края дело рассматривал судья Кравченко Л.П.
по заявлению муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Службы заказчика по жилищно-коммунальным услугам"
о признании недействительными пунктов 1 и 2 предписания инспектора государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края Мартыненко К.Ф. от 29.06.2007 N 22/76
Решением Арбитражного суда Хабаровского края отказано в удовлетворении требований муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" (далее - МУП г. Хабаровска "СЗ по ЖКУ", предприятие, заявитель) о признании недействительными пунктов 1 и 2 предписания инспектора государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края Мартыненко К.Ф. (далее - инспектор жилищной инспекции) от 29.06.2007 N 22/76.
Предприятие не согласно с решением суда первой инстанции, в апелляционной жалобе просит отменить оспариваемый судебный акт и вынести новый, которым удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель заявителя огласил апелляционную жалобу и настаивает на ее удовлетворении.
В судебном заседании присутствовал представитель государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края, не имевший надлежащим образом оформленной доверенности для представления интересов инспектора государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края Мартыненко К.Ф., извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, но не явившегося в судебное заседание.
Заслушав представителя заявителя, исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд установил следующее.
23.03.2007 в результате проведения государственного контроля соблюдения действующих нормативно-технических правил в жилом доме по адресу г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 15 инспектором государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края Мартыненко К.Ф., в присутствии инспектора МТУ Ростехнадзора, энергетика МУП г. Хабаровска "СЗ по ЖКУ" установлено, что в указанном доме организацией, привлеченной МУП г. Хабаровска "СЗ по ЖКУ", проведены работы по монтажу электрических внутридомовых сетей. При этом установлено, что в нарушение проекта дома, которым предусмотрена прокладка электрических сетей в каналах-шахтах стен квартир за электрическими счетчиками скрытым способом, прокладка электрического кабеля осуществлена открытым способом по стенам подъезда без технических условий и проектной документации.
Об обнаруженных нарушениях требований правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, составлен акт от 23.03.2007 N 22/11, МУП г. Хабаровска "СЗ по ЖКУ" выдано предписание от 23.03.2007 N 22/11 об устранении обнаруженных нарушений.
При повторной проверке, проведенной 29.06.2007 инспектором государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края Мартыненко К.Ф. выдано МУП г. Хабаровска "СЗ по ЖКУ" предписание от 29.06.2007 N 22/76, пунктом 1 которого на предприятие вновь возложена обязанность, выполнить проект реконструкции внутридомовых электроустановок с заменой старых магистральных кабелей, выполненных в однофазном двухпроводном исполнении алюминиевым проводом типа АП-4 сечением 4 квадратных миллиметра, на новые медные типа ВВГ-5х6 квадратных миллиметров в пятипроводном исполнении сечением 6 квадратных миллиметра. Пунктом 2 предписания на предприятие возложена обязанность выполнить реконструкцию электроустановок с заменой магистральных кабелей дома.
МУП г. Хабаровска "СЗ по ЖКУ" обжаловало предписание инспектора государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 29.06.2007 N 22/76 в части пунктов 1 и 2 в Арбитражный суд Хабаровского края.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции руководствовался Методическими рекомендациями по ликвидации нарушений в содержании жилищного фонда и придомовых территорий МДС 13-17.2000, утвержденных приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства Российской Федерации от 29.03.1995 N 8, согласно которым основной задачей Государственной жилищной инспекции является осуществление контроля за использованием, содержанием, ремонтом жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения независимо от его принадлежности и форм собственности, в части обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и государства. При инспектировании состояния зданий выполняются проверки инженерного оборудования, исправность системы внутридомового электроснабжения в целом.
Кроме того, суд первой инстанции обосновал свою позицию ссылкой на Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), согласно которым общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в состоянии, обеспечивающем, в частности, соблюдение характеристик надежности и безопасности для жизни и здоровья граждан, самого многоквартирного дома, постоянную готовность инженерных сетей к предоставлению коммунальных услуг.
Возражая против решения суда первой инстанции, МУП г. Хабаровска "СЗ по ЖКУ" указало, что оно не является собственником многоквартирного дома, в то время как согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда собственник жилищного фонда обязан осуществлять модернизацию и
реконструкцию электрооборудования жилых домов с целью обеспечения возможности населения пользоваться бытовыми электроприборами мощностью до 4 кВт в каждой квартире с установкой защитного отключения.
Собственники помещений дома N 15 по ул. Ленинградской в г. Хабаровске решение о проведении реконструкции, указанной в предписании инспектора государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края, не принимали, не оплатили указанные в предписании работы, не утвердили перечень работ и услуг, условий их оказания и выполнения, размера их финансирования, предоставив заявителю право самостоятельно определить вид необходимых работ в объеме поступивших денежных средств.
Кроме того, заявитель указал в апелляционной жалобе, что инспектор государственной жилищной инспекции превысил свои полномочия, поскольку Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей от 13.01.2003 государственный контроль за соблюдением требований данных правил осуществляется органами государственного энергетического надзора.
Апелляционный суд доводы апелляционной жалобы отклоняет по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в частности таким способом данная норма материального права определяет осуществление управления домом управляющей организацией. Статья 162 ЖК РФ устанавливает, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В материалах дела имеется копия договора управления многоквартирным домом от 20.12.2006 N 2/142-У (далее - договор), заключенного собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 15 и МУП г. Хабаровска "СЗ по ЖКУ" с приложениями (л.д. 11-18). Пунктом 2.1.2 пункта 2 раздела 2 "Обязанности и права сторон" данного договора установлено, что управляющая организация обязуется самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, а в случае необходимости - сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы, организовать предоставление услуг (холодная вода, канализация), проведение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством согласно приложению N 3. В пункте 13 раздела "Перечень работ, относящихся к текущему ремонту" Приложения N 3 к договору установлено, что к текущему ремонту электротехнических устройств относится замена устройств электроснабжения здания.
Таким образом, собственники помещений многоквартирного дома, заключив договор управления многоквартирным домом, передали полномочия по управлению домом управляющей организации, МУП г. Хабаровска "СЗ по ЖКУ", в том числе и вопросы замены электротехнических устройств.
Пунктом 2.1.3 договора установлено, что управляющая организация обязана представлять интересы собственников помещений многоквартирного дома по предмету договора, в том числе по заключению договоров, во всех организациях, предприятиях и учреждениях любых организационно-правовых форм и уровней.
Следовательно, в отношениях с представителем органа государственного контроля за содержанием общего имущества в многоквартирном доме, государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края, управляющая организация представляет интересы собственников жилых помещений.
Далее, в разделе 3 "Цена и порядок расчетов" договора указано, что собственники помещений многоквартирного дома производят оплату в рамках договора коммунальных услуг, а также за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, в том числе и за управление многоквартирным домом. В случае же возникновения задолженности собственников помещений дома по платежам по договору, управляющая организация вправе взыскивать с них в установленном порядке указанную задолженность.
Следовательно, является несостоятельным довод заявителя о том, что в случае исполнения предписания инспектора государственной жилищной инспекции, МУП г. Хабаровска "СЗ по ЖКУ" лишается права возместить свои затраты - механизм такого возмещения указан в договоре управления многоквартирным домом.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что предписание инспектора государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края Мартыненко К.Ф. должно было быть адресовано собственникам помещений дома, поскольку на собственников жилых помещений многоквартирного дома возложено право принимать решения о проведении, в том числе, реконструкции электрооборудования. Действительно, указанное право установлено статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, однако оно предметом спора не является.
Как указывалось выше, предписание инспектора жилищной инспекции выдано в связи с обнаружением в ходе государственного контроля за соблюдением в многоквартирном доме норм и правил технической эксплуатации электроустановок нарушений указанных норм и правил.
Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации, выполнить проектную документацию, согласовать ее с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора.
Данные требования призваны обеспечить безопасность проводимых работ и устанавливаемого электрооборудования.
Вместе с тем, поскольку управляющей организацией дома N 15 по ул. Ленинградской в г. Хабаровске является МУП г. Хабаровска "СЗ по ЖКУ", оно должно было до осуществления работ по монтажу электрических внутридомовых сетей выполнить поименованные требования Правил самостоятельно, либо поручить это подрядной организации.
Пунктом 42 Правил установлено, что управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором, в связи с чем предписание инспектора государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края правомерно было выдано МУП г. Хабаровска "СЗ по ЖКУ".
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на пункт 2.3.16 договора, устанавливающий, что в случае необходимости проведения управляющей организацией не установленных договором работ и услуг, указанные работы проводятся за счет собственников помещений многоквартирного дома, а не за счет собственных средств управляющей организации.
Между тем, предписание (л.д. 32) не возлагает на управляющую организацию обязанность выполнять его за счет собственных средств. Приведенными выше нормами договора управления многоквартирным домом установлен механизм оплаты собственниками помещений услуг по проведению ремонтных работ, а также права управляющей организации в случае нарушения собственниками помещений своих обязанностей.
Не может служить основанием для изменения или отмены решения суда первой
инстанции довод апелляционной жалобы о том, что инспектор государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края Мартыненко К.Ф. превысил свои полномочия, выдав предписание, касающееся реконструкции электроустановок.
Положением "О государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края", утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 07.02.2005 N 8-пр (далее - Положение) установлено, что в задачи Инспекции входит, в том числе, контроль за сохранностью и бесперебойным функционированием объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории Хабаровского края (подпункт 2.1.4 пункта 2.1 Положения). В соответствии с указанной задачей государственная жилищная инспекция Правительства Хабаровского края осуществляет контроль за техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами.
Основания к отмене или изменению судебного акта изложены в статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, оснований для его изменения или отмены не установил.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25 сентября 2007 года по делу N А73-7418/2007-19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Ф. Карасев |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7418/2007
Истец: МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам"
Ответчик: Инспектор Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края К. Ф. Мартыненко
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2007 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1138/07