г. Хабаровск |
|
25 октября 2007 г. |
Дело N А73-6211/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2007 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Карасева В.Ф.,
Судей: Меркуловой Н.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дроздовой В.Г.
при участии в судебном заседании:
от администрации г. Хабаровска: Безлепкина С.В., представитель по доверенности то 19.12.2005 N 1.33-235;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю: не явился;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Хабаровска на решение от 17.08.2007 по делу N А73-6211/2007-21 Арбитражного суда Хабаровского края дело рассматривал судья Сумин Д.Ю.
по заявлению администрации г. Хабаровска
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю
о признании незаконным распоряжения от 26.03.2007 N 454
Решением арбитражного суда Хабаровского края отказано в удовлетворении заявления администрации г. Хабаровска (далее - заявитель) о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (далее - ТУФАУФИ по Хабаровскому краю) от 26.03.2007 N 454.
Администрация г. Хабаровска не согласна с решением суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе просит отменить оспариваемый судебный акт и принять по делу новый, которым удовлетворить требования администрации г. Хабаровска.
По мнению представителя администрации г. Хабаровска, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права.
В судебном заседании представитель администрации г. Хабаровска огласил содержание апелляционной жалобы и настаивает на ее удовлетворении.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом.
Заслушав представителя администрации г. Хабаровска, исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд установил следующее.
26 марта 2007 года ТУФАУФИ по Хабаровскому краю принято распоряжение N 454 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" Хабаровского края (л.д. 6-8).
Согласно названному распоряжению в муниципальную собственность передается имущество (жилые дома, инженерные трассы), которое находится в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия "Дальавиа" (далее - ФГУП "Дальавиа").
Администрация г. Хабаровска обратилась в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения ТУФАУФИ по Хабаровскому краю от 26 марта 2007 N 454.
В обоснование заявленного требования заявитель указал, что спорное распоряжение принято в нарушение статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 199-ФЗ от 31.12.2005 года) (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), которым определен порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную.
Заявитель утверждает, что передача имущества из федеральной собственности в муниципальную осуществляется на основании предложения органа местного самоуправления.
Кроме того, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю включило в перечень имущество, которое не принадлежит Российской Федерации, поскольку на него отсутствуют правоустанавливающие документы.
Также, по мнению заявителя, передача имущества в одностороннем порядке возлагает на муниципальное образование незаконную обязанность по содержанию спорного имущества.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствовался статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающей, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация строительства и содержания муниципального жилого фонда, в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Кроме того, согласно приложению N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилой фонд и объекты инженерной инфраструктуры отнесены к муниципальной собственности.
Также в судебном заседании суд первой инстанции установил, что на спорное имущество имеются необходимые документы. Решением Хабаровской городской Думы от 17.02.2004 N 458 утвержден перечень объектов жилищного и нежилого фондов, находящихся в ведении ФГУП "Дальавиа", являющихся государственной собственностью Российской Федерации, предлагаемых к передаче в муниципальную собственность г.Хабаровска. Все объекты, переданные в муниципальную собственность распоряжением ТУФАУФИ по Хабаровскому краю 26.03.2007 N 454, включены в перечень, утвержденный Хабаровской городской Думой.
Возражая против решения суда первой инстанции, администрация г. Хабаровска указала на следующее.
Распоряжение от 26.03.2007 N 454 принято без учета пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 13 июня 2006 года N 374), устанавливающими перечень документов необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Так, в нарушение установленного вышеназванными нормативными актами перечня документов, заявителю не переданы правоустанавливающие документы на передаваемые объекты недвижимости, также не переданы права на земельные участки, на которых размещена спорная недвижимость.
Кроме того, считает заявитель, поскольку согласно распоряжению от 26.03.2007 N 454 передаются жилые дома, учет многоквартирного дома, помещения в котором принадлежат двум и более различным собственникам, в реестре муниципального (государственного) имущества следует считать неправомерным.
Кроме того, поскольку акт передачи имущества муниципальному образованию подписан в одностороннем порядке, на муниципальное образование возлагается незаконная обязанность по содержанию спорного имущества.
Апелляционный суд доводы апелляционной жалобы отклоняет как несостоятельные, в связи со следующим.
Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрено право граждан, организаций и других лиц, на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности.
С 1 января 2005 года отношения по передаче объектов из федеральной собственности в муниципальную собственность регулируются нормами Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Во исполнение названного Федерального закона 14 июля 2006 года Правительство Российской Федерации издало Постановление N 437, которым отменен ряд нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, регулировавших передачу объектов из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, в том числе Постановление от 07.03.1995 N 235 и Распоряжение от 17.10.2002 N 1453-р.
Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче муниципальному образованию, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается.
Жилой фонд и объекты инженерной инфраструктуры отнесены к муниципальной собственности Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Следовательно, органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании решений о передаче в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, обязанность принятия имущества, передаваемого из федеральной собственности в собственность муниципального образования, предусмотрена действующим законодательством, распоряжением органа, уполномоченного издавать соответствующие распоряжения.
Доводы администрации г. Хабаровска о том, что не получено согласие муниципального образования на передачу федерального имущества в муниципальную собственность, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку статья 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, регламентирующая порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, не предусмотрено получение согласия на это от муниципального образования.
Как основание к признанию недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 09.04. 2007 года N 568 также не может быть принято во внимание и то обстоятельство, что названный ненормативный акт противоречит Постановлению Правительства РФ от 13 июня 2006 года N 374, поскольку спорное имущество передано без доказательств его принадлежности к имуществу федеральной собственности, а также и то обстоятельство, что не решена судьба земельных участков, на которых размещено спорное имущество.
Копия распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 26 марта 2007 года N 454 имеется в деле (л.д. 6-8), однако оно не содержит сведения о том, что спорное распоряжение предполагает возможность передачи имущества в федеральную собственность без соблюдения требований, изложенных в Постановлении Правительства РФ от 13 июня 2006 года N 374, в том числе передачи этого имущества без правоустанавливающих документов или без решения вопроса о судьбе земельных участков, на которых эта недвижимость находится.
Довод заявителя о том, что учет в реестре муниципального (государственного) имущества многоквартирного дома, помещения в котором принадлежат двум и более различным собственникам, следует считать неправомерным, также отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку ему была дана надлежащая оценка судом первой инстанции при рассмотрения дела. Распоряжением ТУФАУФИ по Хабаровскому краю от 01.08.2007 N 1224 "О внесении изменений в приложение к распоряжению N 454 от 26.03.2007 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" формулировка наименований передаваемых объектов недвижимости скорректирована, и определяет, что в муниципальную собственность передаются жилые дома, за исключением площадей помещений и другого имущества дома, принадлежащих другим лицам на праве частной собственности.
Следовательно, названные заявителем основания к признанию недействительным распоряжения от 26 марта 2007 года N 454 не могут служить основанием к признанию недействительным оспариваемого ненормативного акта.
Согласно статье 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в случае, когда передаточный акт не подписан, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Проверив законность оспариваемого судебного акта, апелляционный суд оснований к его изменению или отмене, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установил.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17 августа 2007 года по делу N А73-6211/2007-21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Ф. Карасев |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6211/2007
Истец: Администрация г. Хабаровска
Ответчик: Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю, ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю