Счетная палата встала на тропу войны с коррупцией
Антикоррупционный закон всегда вызывал много разногласий. И даже сейчас, когда его одобрили во втором чтении, еще остались сомневающиеся в необходимости нововведения. К примеру, накануне Счетная палата выступила против принятия этого документа и высказала ряд других предложений, которые, на ее взгляд, смогут урезонить нечистых на руку.
Россия не входит в круг держав, которые определяют долгосрочную стратегию по международной координации усилий в борьбе с коррупцией, поэтому стране нужно ратифицировать уже принятые на международном уровне документы и таким образом присоединиться к уже созданным конвенциям
Сотрудничество - лучший выход
Недавно в Совете Федерации состоялся круглый стол, на котором обсуждались методы борьбы с коррупцией. По словам председателя Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Сергея Иванова, сегодня можно смело говорить о том, что государство поставило вопрос борьбы с коррупцией в число национальных приоритетов:
- Выступая на расширенном заседании Государственного совета стратегии развития России до 2012 года, действующий президент Владимир Путин охарактеризовал сегодняшний госаппарат как катастрофически коррумпированную систему. Для динамического развития страны нужно разработать стратегию противодействия коррупции.
Существует мнение, что разобраться с чиновничьим беспределом по силам только закону о противодействии коррупции, который на данный момент прошел второе чтение. Хотя законопроект планируют принять уже в эту сессию, до сих пор не утихают споры о его необходимости. Так, председатель Счетной палаты Сергей Степашин полагает, что нужды в этой мере попросту нет:
- Сначала необходимо понять, что даст закон о борьбе с коррупцией. У нас есть Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, которые и так наказывают должностных лиц, нечистых на руку. Все вопросы, связанные с ответственностью, должны регулироваться именно этими сводами законов, а не популистскими антикоррупционными документами, которые кроме лозунгов ничего не дадут. Необходимые определения есть, между прочим, и в международном праве. Нам стоит использовать их, так как наличие своих понятий может повлечь за собой расхождения с общепринятыми нормами, а это грозит России выходом из международного правового поля.
Счетная палата старается, чтобы этого не произошло, ведь внешняя экономика носит глобальный характер. Для профилактики глобализации контролирующее ведомство уделяет большое внимание международному сотрудничеству. Так, Счетная палата совместно с Управлением государственного аудита Великобритании специально исследовала возможности увеличения своего вклада в борьбе с коррупцией, после чего ведомства сделали итоговый совместный антикоррупционный доклад о реализации стратегии нашего государства в данном направлении. Но при всей видимой положительности, по словам Сергея Степашина, международное сотрудничество в этой сфере является палкой о двух концах:
- Несмотря на очевидную пользу рекомендаций международных структур, они являются своеобразными технологиями двойного значения, которые при неосторожном использовании могут нанести ущерб как интересам, так и репутации России. В мировой истории существуют прецеденты, когда материалы о фактах коррупции использовались для дискредитации реноме. К тому же Россия не входит в круг держав, которые определяют долгосрочную стратегию по международной координации усилий в борьбе с коррупцией, поэтому стране нужно ратифицировать уже принятые на международном уровне документы и таким образом присоединиться к уже созданным конвенциям. Также необходимо разработать собственную комплексную государственную политику в антикоррупционной сфере, которая позволит превратить участие нашей страны в международной борьбе с этим злом в эффективный внешнеполитический инструмент.
"Крушение" системы госаппаратов
О разработке антикоррупционной политики говорит не только Сергей Степашин, но и первый заместитель председателя Комиссии по взаимодействию со Счетной Палатой Константин Сурков, отмечая, что для эффективной борьбы с коррупцией прежде всего необходимо разработать соответствующую программу. Также во властных структурах обсуждается вопрос создания специального органа по борьбе с коррупцией. Тем не менее председатель подкомиссии по противодействию коррупции в сфере финансовых отношений Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Владимир Спицнадель считает, что существующих органов власти вполне достаточно. Оппонента поддерживает и Сергей Степашин, со своей стороны полагая, что появление такой госструктуры необоснованно, так как уже существуют конституционные органы власти и управления:
- Если они не справляются со своей работой, надо менять чиновничий аппарат. По моему мнению, необходимо организовать финансовый контроль над проверяющими органами. Нужно снизить административное давление на экономику со стороны самих контрольных аппаратов.
Дело в том, что, по самым минимальным оценкам, в России существует 28 структур, имеющих право осуществлять проверку компаний. По словам Сергея Степашина, в связи с этим на состоявшемся в конце прошлого года совещании контрольных органов под председательством Дмитрия Медведева, проходившем в Кремле, было одобрено решение о переходе к новой модели организации контролирующего процесса в стране. Ее суть заключается в формировании единого для всех подобных ведомств ежегодного свода кремлевских указов. Данное предложение было поддержано Владимиром Путиным, и в настоящее время контроль по управлению делами президента проводит работу по его практической реализации.
Коррупция под прицелом
Может быть, такие меры действительно поспособствуют уменьшению размахов коррупции, которая все сильнее набирает обороты. К примеру, не так давно за превышение должностных полномочий тюремному заключению подверглась практически вся Тверская областная дума. И это не единственные провинившиеся чиновники. По ту сторону закона оказался также губернатор Амурской области. Если же говорить на языке цифр, то, по данным Счетной палаты, в прошлом году по результатам проверок было заведено 40 коррупционных уголовных дел.
Но Счетная палата не забывает, что и за ней числятся подобные грехи. По словам Сергея Степашина, в самом ведомстве бескомпромиссно относятся к коррупционерам:
- К сожалению, в минувшем году были такие прецеденты, благодаря чему мы впервые в истории нашей работы стали осуществлять свой собственный внутренний контроль. То есть в нашем ведомстве была основана специальная структура по организации и контролю за подготовкой и проведением ревизий. Хотелось бы, чтобы в каждом госоргане следили за своими сотрудниками так же пристально.
Для этого Сергей Степашин предлагает ввести определенную норму, по которой чиновник будет нести ответственность за нерациональное использование государственных денег. Но пока до подобных нововведений далеко, усиленными темпами продвигается лишь антикоррупционный закон. По словам советника председателя Конституционного Суда Владимира Овчинского, на сегодняшний день уже существует проект закона, имеются два пакета документов, которые вносят поправки в действующее законодательство, в том числе в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.
Чиновники строят дальновидные планы на будущее антикоррупционного закона, уже через год после его принятия Владимир Спицнадель предлагает собраться и проанализировать, что изменилось с нововведением, а также, если будет необходимо, внести в закон изменения или дополнения. Присутствующие поддержали инициативу чиновника, и теперь обывателям остается лишь надеяться, что такое положение дел изменит ситуацию с коррумпированностью госструктур в лучшую сторону.
Е. Бутенко
Россия - в лидерах
По данным, обнародованным международной антикоррупционной организацией Transparency International, практика подкупа чиновников наблюдается в 21 стране мира. Чаще всего взятки дают китайские, тайские и российские бизнесмены. Предприниматели из США также не брезгуют воспользоваться финансовым давлением во имя развития своего дела.
При этом наши соотечественники выделяются тем, что, выходя на иностранные рынки, они с большей готовностью платят представителям власти, чем бизнесмены других стран. Самыми же "чистенькими" считаются австралийцы и шведы.
"Московский бухгалтер", N 7, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007