г. Хабаровск |
|
05 октября 2007 г. |
Дело N А37-1433/2007 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03 октября 2007 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 октября 2007 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Михайловой А.И., Песковой Т.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Луньковой Н.А.
при участии в судебном заседании:
от налогового органа: не явились;
учреждения: не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области на определение Арбитражного суда Магаданской области от 06 августа 2007 года по делу N А37-1433/2007-5, принятое судьей Адаркиной Е.А.,
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области к муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад п. Дукат" о взыскании 19 166 руб. 36 коп.
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области (далее - заявитель, налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад п. Дукат" (далее - дошкольное учреждение, налогоплательщик) о взыскании недоимки по единому социальному налогу за 1 квартал 2007 года и пени за несвоевременную уплату страховых взносов на общую сумму 19 166 руб. 36 коп.
Право на обращение с соответствующим заявлением налоговый орган обосновал неполной уплатой налогоплательщиком единого социального налога по сроку уплаты авансовых платежей за 1 квартал 2007 года: 15.02.2007, 15.03.2007, 16.04.2007. Кроме того, заявитель сослался на положения статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), предусматривающие особый порядок обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - только на основании судебных актов.
Определением Арбитражного суда Магаданской области от 06 августа 2007 года производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Арбитражный суд пришел к выводу о том, что Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" предусмотрен иной порядок взыскания взносов, пеней и штрафов - по решению территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации без обращения в арбитражный суд. Кроме того, суд указал, что положения статьей 239, 242.1, 242.3-242.5 БК РФ, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений по решению суда, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила определение от 06 августа 2007 года по делу N А37-1433/2007-5 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования налогового органа в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы инспекция сослалась на неполное установление обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
В заседание апелляционной инстанции представители сторон не явились о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы дела, апелляционная инстанция выяснила следующее.
19.04.2007 муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад п. Дукат" представило в Межрайонную ИФНС России N 2 по Магаданской области расчет авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам.
По результатам проведенной налоговым органом камеральной проверки, инспекцией вынесено:
- требование от 14.05.2007 N 2094 об уплате пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в размере 1 392 руб. 86 коп. по сроку уплаты 10.05.2007, задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в размере 11 177 руб., 11 137 руб., 10 985 руб. по срокам уплаты 15.02.2007, 15.03.2007, 16.04.2007;
- требование от 14.05.2007 N 2095 об уплате пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 369 руб. 95 коп. по сроку уплаты 10.05.2007, задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 3 390 руб. 15 коп., 452 руб. 10 коп., 2 042 руб., 2 014 руб. по срокам уплаты 15.02.2007, 15.03.2007, 16.04.2007, пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 204 руб. 30 коп. по сроку уплаты 10.05.2007.
В связи с неисполнением дошкольным образовательным учреждением в срок до 24.05.2007 требований налогового органа N 2094, N 2095 в добровольном порядке, инспекция на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статьи 239, 242.2 БК РФ обратилась в арбитражный суд соответствующим заявлением.
Оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы процессуального права, в связи с чем, определение подлежит отмене с направлением вопроса на рассмотрение в первую инстанцию.
Как следует из материалов дела муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад п. Дукат" является бюджетной организацией и в силу статьи 235 НК РФ плательщиком единого социального налога.
В этой связи применение арбитражным судом первой инстанции к рассматриваемым правоотношениям порядка взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени и штрафа, установленного статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не может быть признано правомерным.
Кроме того, признавая данный спор не подведомственным арбитражному суду в связи с установлением для данной категории дел внесудебного порядка взыскания, установленного Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" арбитражный суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 29 и части 1 статьи 213 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела о взыскании сумм обязательных платежей и санкций с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
Вместе с тем, подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога с организации, которой открыт лицевой счет (счет, открытый в органах Федерального казначейства иных органах, осуществляющих открытие или ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством) производится в судебном порядке.
На судебный порядок осуществления взыскания с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, ввиду исключения подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ возможности применения к данным организациям установленной статьями 46 и 47 НК РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа указано и в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба налогового органа подлежит удовлетворению, а вопрос, на основании пункта 2 части 4 статьи 272 АПК РФ, направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. Рассмотреть вопрос по существу в соответствии с полномочиями, установленными пунктом 3 части 4 статьи 272 АПК РФ, апелляционной инстанции не представилось возможным в связи с отсутствием сведений о фактической сумме задолженности по единому социальному налогу на момент рассмотрения дела в апелляционной инстанции, а также в связи с отсутствием расчета сумм пени.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Магаданской области от 06 августа 2007 года по делу А37-1433/2007-5 отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию через Арбитражный суд Магаданской области.
Председательствующий |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1433/2007
Истец: Межрайонная ИФНС России N2 по Магаданской области, МИФНС России N 2 по Магаданской обл.
Ответчик: МДОУ "Детский сад п. Дукат"
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2007 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-529/07