г. Санкт-Петербург |
|
17 декабря 2013 г. |
Дело N А56-21715/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Пономаревым П.Н.
при участии:
от заявителя: Ростков Ю.В. доверенность от 07.05.2013 г.
от заинтересованных лиц: 1) Камков А.П. доверенность от 01.10.2013 г., 2) Яковлева Н.Н. доверенность от 04.02.2013 г.
от 3-го лица: Егорова М.В. доверенность от 06.08.2013 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-25008/2013, 13АП-23334/2013) 1) ИП Орфаниди Георгия Панаетовича, 2) Администрации МО Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2013 г. по делу N А56-21715/2013 (судья Балакир М.В.), принятое
по заявлению ИП Орфаниди Георгия Панаетовича
заинтересованные лица: 1) Администрация МО Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, 2) Правительство Ленинградской области
3-е лицо: Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом
о признании незаконным бездействия
установил:
Индивидуальный предприниматель Орфаниди Георгий Панаетович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации МО Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области и Правительства Ленинградской области (далее - Правительство), выразившееся в уклонении от принятия решения о включении принадлежащих Индивидуальному предпринимателю Орфаниди Г.П. земельных участков в границы населенного пункта- деревни Грязно, МО Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, и об изменении вида разрешенного использования земельных участков на вид " для индивидуального жилищного строительства" в порядке, предусмотренном п.5 статьи 4.1. Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ; обязать Правительство Ленинградской области принять решение по вопросу о включении земельных участков с кадастровыми номерами 47:23:07-13-001:0289; 47:23:07-13-001:0278; 47:23:07-13-001:0279; 47:23:07-13-001:0280; 47:23:07-13-001:0287; 47:23:07-13-001:0277; 47:23:07-13-001:0288 в границы населенного пункта - деревни Грязно, МО Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области с изменением вида разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области решением от 09.09.2013 г. 1) признал незаконными действия Администрации МО Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, выразившиеся в уклонении от принятия решения о включении принадлежащих Индивидуальному предпринимателю Орфаниди Г.П. земельных участков в границы населенного пункта- деревни Грязно, МО "Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, и об изменении вида разрешенного использования земельных участков на вид " для индивидуального жилищного строительства" в порядке, предусмотренном п.5 статьи 4.1. Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ"; 2) обязал Администрацию МО Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу принять решение по существу обращения Орфаниди Г.П. о включении принадлежащих Индивидуальному предпринимателю Орфаниди Г.П. земельных участков в границы населенного пункта- деревни Грязно, МО "Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, и об изменении вида разрешенного использования земельных участков на вид "для индивидуального жилищного строительства" в соответствии с порядком, предусмотренным п.5 статьи 4.1. Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ"; 3) в удовлетворении заявления к Правительству Ленинградской области отказал; 4) взыскал с Администрации МО Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области в пользу Индивидуального предпринимателя Орфаниди Г.П. 2000 руб. расходов по госпошлине.
На решение суда поданы апелляционные жалобы Предпринимателем и Администрацией.
Администрация просит решение суда от 09.09.2013 г. отменить в части удовлетворения заявления Предпринимателя об обжаловании действий (бездействия) Администрации (пункты 1), 2) резолютивной части решения). По мнению подателя апелляционной жалобы, уполномоченным органом по принятию решения по заявлению Предпринимателя является не Администрация, а Совет депутатов поселения. Кроме того, даже если бы Предприниматель обратился в уполномоченный орган местного самоуправления, ему было бы отказано, поскольку разработка и утверждение Генерального плана Рождественского сельского поселения может осуществляться только в строгом соответствии со схемой территориального планирования Гатчинского муниципального района, утвержденной Решением Совета депутатов Гатчинского муниципального района N 134 от 29.12.2010 г.
Предприниматель в апелляционной жалобе просит решение от 09.09.2013 г. отменить в части отказа в удовлетворении требования об обязании Правительства Ленинградской области принять решение по вопросу включения спорных земельных участков в границы населенного пункта деревня Грязно, соглашаясь с решением суда в части пункт 1) и пункта 2) резолютивной части решения. Предприниматель полагает заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме, ссылаясь на разрешение дела со сходными обстоятельствами (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.02.2013 г. по делу N А56-7699/2012).
В судебном заседании податели апелляционных жалоб поддержали свои доводы, возражая против доводов другой стороны.
Представители Правительства и Комитета считают решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Орфаниди Георгий Панаетович является собственником земельных участков, площадью 31700 кв.м., с кадастровыми номерами 47:23:07-13-001:0287, 47:23:07-13-001:0289, 47:23:07-13-001:0288, 47:23:07-13-001:0280. 47:23:07-13-001:0279, 47:23:07-13-001:9278, 47:23:07-13-001:0277, распложенных по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, дер.Грязно, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, что подтверждается представленными свидетельствами о государственной регистрации права от 28.05.2008 г.
24.07.2012 г. Предприниматель обратился к Главе администрации Рождественского сельского поселения с заявлением, в котором просил при разработке проекта Генерального плана Рождественского сельского поселения внести принадлежащие ему на праве собственности земельные участки сельскохозяйственного назначения в границу деревни Грязно с целью жилищного строительства (вх. N 63 - л.д. 27).
Поскольку решение по заявлению Предпринимателя принято не было в порядке, установленном п.5 статьи 4.1. Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" (далее - Вводный закон), Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что о бездействии (отсутствии решения) Администрации узнал только в январе 2013 г. при посещении Администрации, заявив ходатайство о восстановлении процессуального срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В материалы дела Администрацией было представлено письмо от 10.08.2012 г. N 584 в ответ на заявление Предпринимателя (вх. N 63 от 24.07.2012 г.).
Вместе с тем поскольку Предприниматель отрицает получение (вручение ему) данного письма, притом что Администрацией не представлено доказательств направления указанного письма Предпринимателю, апелляционный суд приходит к выводу о то, что со стороны Администрации было допущено бездействие по нерассмотрению заявления Предпринимателя, поданного 24.07.2012 г. Кроме того, апелляционный суд выяснил волю заявителя на предмет рассмотрения его заявления с учетом обстоятельств, указанных в письме Администрации от 10.08.2012 г. N 584, а также в письме от 15.09.2013 г. N 104, на которых настаивает Администрация в апелляционной жалобе.
Поскольку Предприниматель возражал против рассмотрения оснований к отказу в удовлетворении его заявления, апелляционный суд рассмотрел заявленные требования без учета ответов Администрации.
При этом, как пояснил представитель Предпринимателя в судебном заседании апелляционного суда, заявление, поданное Предпринимателем в Администрацию 22.04.2013 г. (вх. N 5 - л.д. 52) представлено Предпринимателем в материалы дела для обоснования ходатайства о восстановлении срока по части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относительно оспаривания бездействия Администрации и Правительства по заявлению от 24.07.2012 г., вх. 63.
Рассмотрев ходатайство Предпринимателя о восстановлении пропущенного срока на обжалование бездействия Администрации, апелляционный суд с учетом обстоятельств дела нашел его подлежащим удовлетворению.
На момент обращения Предпринимателя с заявлением вх. 63 от 24.07.2012 г. порядок включения земельных участков в границы населенных пунктов с изменением видов разрешенного использования был определен положениями статьи 4.1 Вводного закона.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Вводного закона лицо, заинтересованное во включении земельного участка в границы населенного пункта, вправе обратиться в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, с мотивированным заявлением.
Орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление, прилагаемые к нему документы и заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, если это указано в данном заявлении (часть 13 статьи 4.1 Вводного закона) или заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта (пункт 1 части 20 статьи 4.1 Вводного закона), которое подготавливает и направляет в течение 45 дней с даты поступления указанного в части 4 статьи 4.1 заявления.
Включение земельных участков в границы населенных пунктов в соответствии со статьей 4.1 Вводного закона до 31 декабря 2012 года осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку в установленный статьей 4.1 Вводного закона срок Администрацией по заявлению Предпринимателя вх. 63 от 24.07.2012 г. не было подготовлено и направлено в исполнительный орган субъекта Российской Федерации (Ленинградской области) соответствующее заключение по вопросу включения спорных земельных участков в границы деревни Грязно, то Администрацией было допущено незаконное бездействие, в связи с чем заявление Предпринимателя о признании незаконным бездействия Администрации подлежит удовлетворению.
Между тем, поскольку на момент рассмотрения в суде заявления Предпринимателя установленный статьей 4.1 Вводного закона порядок уже не действует, то заявление Предпринимателя вх. N 63 от 24.07.2012 г. подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации - статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, в частности, если предусматривается включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Тем более, что согласно объяснениям представителя Администрации, генеральный план поселения на данный момент не утвержден в установленном порядке, не прошел необходимые согласования.
Довод представителя Администрации о том, что решение по заявлению Предпринимателя должен принимать Совет депутатов поселения, апелляционным судом не принимается, поскольку в соответствии с законом (пункт 1, пункт 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации), статьей 35 Устава МО Рождественского сельского поселения представительным органом местного самоуправления (Советом депутатов) принимается решение об утверждении генерального плана поселения, но принятие решения о подготовке проекта, разработка проекта, направление на согласование и т.п. в компетенцию представительного органа не входит.
Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований к Правительству Ленинградской области соответствует нормам материального, процессуального права и обстоятельствам дела, поскольку Правительством Ленинградской области бездействия не было допущено ввиду непоступления в Правительство соответствующих документов от Администрации поселения в порядке статьи 4.1 Вводного закона.
Аналогия с делом N А56-7699/2012, на которое ссылается в апелляционной жалобе Предприниматель, в данном случае неприменима, поскольку в настоящем деле и деле N А56-7699/2012 обстоятельства различны. В деле N А56-7699/2012 оспаривалось бездействие Правительства, к которому поступили все необходимые документы и были получены все необходимые согласования в порядке, установленном статьей 4.1 Вводного закона.
С учетом изложенного решение суда подлежит изменению в части указания на обязанность Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Апелляционные жалобы подлежат оставлению без удовлетворения.
Поскольку Индивидуальным предпринимателем Орфаниди Георгием Панаетовичем при обращении с заявлением в суд первой инстанции была уплачена госпошлина в размере 2000 руб., а при подаче апелляционной жалобы была уплачена госпошлина также в размере 2 000 руб., в то время как госпошлина за подачу заявления составляет 200 руб., апелляционной жалобы - 100 руб., то в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации Предпринимателю надлежит возвратить из бюджета Российской Федерации 3700 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе.
Администрации также надлежит возвратить из бюджета Российской Федерации 1 000 руб. государственной пошлины, в связи с тем, что Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 сентября 2013 года по делу N А56-21715/2013 изменить.
Признать незаконным бездействие Администрации МО Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в уклонении от рассмотрения заявления Индивидуального предпринимателя Орфаниди Георгия Панаетовича, полученного Администрацией 24.07.2012 г., в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 4.1. Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Обязать Администрацию МО Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области принять решение по заявлению Индивидуального предпринимателя Орфаниди Георгия Панаетовича, полученного 24.07.2012 г., в установленном порядке.
В остальной части в удовлетворении заявления Индивидуального предпринимателя Орфаниди Георгия Панаетовича отказать.
В удовлетворении заявления к Правительству Ленинградской области отказать.
Взыскать с Администрации МО Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области (место нахождения: 188356, Ленинградская Область, Гатчинский Район, Рождествено Село, Большой Проспект, 5, ОГРН: 1064705001052) в пользу Индивидуального предпринимателя Орфаниди Георгия Панаетовича 200 руб. расходов по госпошлине по заявлению.
Возвратить из бюджета Российской Федерации Индивидуальному предпринимателю Орфаниди Георгию Панаетовичу 3 700 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе.
Возвратить из бюджета Российской Федерации Администрации МО Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области (место нахождения: 188356, Ленинградская Область, Гатчинский Район, Рождествено Село, Большой Проспект, 5, ОГРН: 1064705001052) 1 000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21715/2013
Истец: ИП Орфаниди Георгий Панаетович
Ответчик: Администрация МО Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Администрация муниципального образования Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Правительство Ленинградской области
Третье лицо: ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, Ленинградский областной по управлению государственным имуществом