г. Хабаровск |
|
17 декабря 2013 г. |
А73-5178/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликом Е.С.
при участии в заседании:
от Акционерного коммерческого банка "РОСБАНК" (открытое акционерное общество): Вариченко М.А., представителя по доверенности от 04.06.2013 N 133;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Административной комиссии N 1 городского округа "Город Хабаровск"
на решение от 16.07.2013
по делу N А73-5178/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А. В.
по заявлению Акционерного коммерческого банка "РОСБАНК" (открытое акционерное общество)
к Административной комиссии N 1 городского округа "Город Хабаровск"
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Акционерный коммерческий банк "РОСБАНК" (открытое акционерное общество) (далее - банк) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии N 1 городского округа "Город Хабаровск" (далее - комиссия) от 27.03.2013 N01/541 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее - КоАП Хабаровского края).
Указанное дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 227, части 5 статьи 228 АПК РФ без вызова сторон на основании представленных документов.
Решением суда от 16 июля 2013 года требование ОАО АКБ "РОСБАНК" удовлетворено, постановление от 27.03.2013 N 01/541 признано незаконным и полностью отменено.
Не согласившись с судебным актом, административная комиссия N 1 городского округа "Город Хабаровск" обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований заявителю отказать.
В апелляционной жалобе административный орган оспаривает выводы суда о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности в связи с тем, что на момент рассмотрения дела у комиссии отсутствовала информация о надлежащем извещении банка о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Банк в письменном отзыве просит судебный акт оставить без изменения.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 рассмотрение апелляционной жалобы приостанавливалось до официального опубликования на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления Президиума ВАС РФ по делу N А73-15103/2012.
Определением от 26.11.2013 производство по апелляционной жалобе административной комиссии N 1 возобновлено.
После возобновления производства по апелляционной жалобе представитель банка продолжал настаивать на своей позиции и просил оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Комиссия, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 АПК РФ с учетом положений статьи 272.1 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях - нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, является административным правонарушением.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки Комитетом по управлению Центральным округом Администрации г. Хабаровска 28.02.2013 выявлен факт нарушения ОАО АКБ "РОСБАНК" Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск", а именно по адресу: г. Хабаровск, ул. Петра Комарова, 7 - ул. Ким Ю Чена, 22 прилегающая территория (тротуар, автопарковочный карман) к занимаемому помещению, со стороны ул. Ким Ю Чена, не очищена от снега и снежного наката до твердого покрытия на всю ширину в полном объеме, снег складирован и не вывезен с территории автопарковочного кармана.
Нарушения зафиксированы актом осмотра территории от 28.02.2013 N 001с, составленным в присутствии двух понятых, в ходе осмотра применялась фотосъемка.
О времени (28.02.2013) и месте проведения проверки, составлении акта осмотра территории, а также о составлении протокола об административном правонарушении 27.02.2013 банк извещен (уведомление от 13.02.2013) по юридическому адресу: г. Москва, ул. Маши Порываевой, 34.
По признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края главным специалистом Комитета по управлению Центральным округом Администрации г. Хабаровска в отсутствии законного представителя общества 28.02.2013 составлен протокол N 0007333с, ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении банк не заявлял.
О времени (27.03.2013) рассмотрения дела об административном правонарушении банк извещен посредством почтовой связи по вышеуказанному юридическому адресу; протокол об административном правонарушении направлен в адрес банка.
На рассмотрение дела об административном правонарушении явился представитель общества по общей доверенности, в присутствии которого административной комиссией N 1 городского округа "Город Хабаровск" 27.03.2013 вынесено постановление от 27.02.2013 N 01/541.
ОАО АКБ "РОСБАНК" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях за нарушение Правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Оспаривая законность привлечения к административной ответственности, банк обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении Пленума от 02.06.2004 N 10, при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Удовлетворяя заявленные банком требования, суд первой инстанции установил нарушение административным органом процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Суд пришел к выводу о том, что административный орган на момент вынесения постановления от 27.02.2013 N 01/541 не располагал сведениями об извещении банка о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Почтовое уведомление, подтверждающее факт получения соответствующей информации, в адрес административной комиссии не поступило, сведения с сайта ФГУП "Почта России" судом во внимание не приняты, поскольку невозможно установить, по какому адресу получено почтовое отправление и кем.
Шестой арбитражный апелляционный суд, принимая во внимание разъяснения высшей арбитражной судебной инстанции, изложенные в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.10.2013 N 3563/13 по делу N А73-15103/2012, до официального опубликования которого приостанавливалось производство по апелляционной жалобе, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции следует отменить.
Сформировавшаяся судебная практика указывает на то, что само по себе отсутствие в материалах дела на дату вынесения постановления о назначении административного наказания данных о вручении обществу заказного письма при наличии у административного органа иных сведений, в частности, информации, размещенной на официальном сайте предприятия "Почта России", а также документов, позволяющих установить, что имеющийся на сайте почтовый идентификатор присвоен почтовому отправлению, в котором направлялось извещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, не является нарушением законодательства, влекущим отмену данного постановления.
Из обстоятельств дела следует, что на дату рассмотрения дела почтовое уведомление от юридического лица в административный орган действительно не поступило.
Вместе с тем, ОАО АКБ "РОСБАНК" надлежащим образом было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по месту регистрации юридического лица. Протокол с уведомлением о том, что рассмотрение дела назначено на 27.03.2013, был направлен по тому же адресу.
На рассмотрение дела об административном правонарушении явился представитель банка по общей доверенности. Основания не допускать представителя к рассмотрению дела у административного органа отсутствовали.
В подтверждение направления заказного письма в адрес банка с уведомлением о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом представлена выписка из реестра почтовых отправлений, квитанция предприятия "Почта России" об отправке почтовой корреспонденции; копия страницы с официального сайта предприятия "Почта России" о вручении почтовой корреспонденции адресату.
При этом установлено, что почтовый идентификатор с сайта соответствует номеру почтового идентификатора в реестре почтовых отправлений.
При таких фактических обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, поскольку о времени составления протокола банк был извещен, представитель участвовал в рассмотрении дела, при этом информация с сайта почты позволяет идентифицировать вручение почтового уведомления, нет оснований полагать, что административным органом нарушена процедура привлечения правонарушителя к административной ответственности.
Административной комиссией были приняты необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обеспечена возможность воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Таком образом, ОАО АКБ "РОСБАНК" признается извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов административного дела. В связи с этим суд первой инстанции необоснованно признал оспариваемое постановление о привлечении банка к административной ответственности незаконным ввиду нарушения процедуры привлечения к ответственности.
Решая вопрос о наличии в действиях банка состава вменяемого административного правонарушения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Установлено, что на момент проверки по адресу: г. Хабаровск, ул. Петра Комарова, 7 -ул. Ким Ю Чена, 22 прилегающая территория (тротуар, автопарковочный карман) к занимаемому помещению, со стороны ул. Ким Ю Чена, не очищена от снега и снежного наката до твердого покрытия на всю ширину в полном объеме, снег складирован и не вывезен с территории автопарковочного кармана.
При этом банк занимает нежилые функциональные помещения общей площадью 686,1 кв.м., расположенные в здании по адресу: г. Хабаровск, ул. Ким Ю Чена22, пом.(1-42), кадастровый (условный) номер 27:23:112:22/1366:II (1-14) (16-40) (42-58), на основании договора аренды от 24.08.2011 N 0471.
Здание по адресу: г.Хабаровск, ул.Ким Ю Чена, 22 является угловым и имеет двойную нумерацию - также ул. Петра Комарова, 7 в г.Хабаровске. Центральный вход в помещение, занимаемое обществом, находится со стороны ул. Петра Комарова, 7. Банком регулярно осуществлялась уборка прилегающей территории, включая автопарковачного кармана, со стороны ул. Петра Комарова, со стороны центрального входа.
Прилегающая территория (автопарковочный карман) со стороны ул. Ким Ю Чена, за неочистку которой банк привлечен к административной ответственности, непосредственно примыкает к границе здания по ул. Ким Ю Чена, 22 в г.Хабаровске.
Пункт 7 Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск", утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721, устанавливает, что физические и юридические лица обязаны убирать, содержать в чистоте и порядке, отвечающем строительным, эстетическим, экологическим, санитарным требованиям и требованиям настоящих Правил, прилегающие и закрепленные территории к объектам, находящимся в их собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или по договору на обслуживание.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 6 Правил, прилегающая территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, строения, сооружения, ограждения, строительной площадки, к объектам торговли и иным объектам, находящимся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или по договору на обслуживание юридических и физических лиц.
Содержание территории подразумевает под собой комплекс работ, включающий, в том числе, текущий и капитальный ремонт, регулярную уборку от мусора, снега, льда, подсыпку песком или разрешенными противогололедными материалами проезжей части улиц, тротуаров, остановочных и посадочных площадок в местах остановок общественного транспорта при образовании гололеда (подпункт 17 пункта 6 Правил).
В соответствии с пунктом 9 Правил благоустройства, прилегающая территория подлежит уборке, содержанию в чистоте и порядке, включая тротуары, зеленые насаждения, прибордюрную зону, а также находящиеся на ней малые архитектурные формы и другие сооружения в установленных данной нормой границах.
Согласно пункту 10 Правил, уборка территории в осенне-зимний период предусматривает одновременную уборку и вывоз снега, льда, мусора. Территории с твердым покрытием должны очищаться от снега, льда и снежного наката до твердого покрытия на всю ширину. Применение хлорсодержащих веществ на тротуарах запрещается. При гололеде в первую очередь очищаются и посыпаются песком или разрешенными противогололедными материалами спуски, подъемы (в том числе лестницы), перекрестки, остановочные и посадочные площадки в местах остановок общественного транспорта, пешеходные переходы, тротуары.
Очистку от снега дорог, площадей, тротуаров, дорожек необходимо начинать немедленно с началом снегопада. При снегопадах значительной интенсивности и снегопереносах очистка тротуаров и пешеходных дорожек от снега должна производиться в течение всего снегопада с расчетом обеспечения безопасности движения автотранспорта и пешеходов.
В соответствии с пунктом 26 Правил содержание парковок (парковочных мест) и подъездных путей к ним осуществляют лица, к которым прибывает автотранспорт.
Таким образом, банк обязан своевременно и в полном объеме исполнять требования нормативного правового акта органа местного самоуправления.
Факт совершенного банком правонарушения подтверждается актом осмотра территории от 28.02.2013 N 001С, составленном в присутствии двух понятых, фотоматериалами, договором долевого участия в эксплуатационных расходах, протоколом об административном правонарушении от 28.02.2013 N 000733С.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о нарушении ОАО АКБ "РОСБАНК" подпунктов 14, 17 пункта 6, пунктов 7, 9, 10, 26 Правил благоустройства, что свидетельствует о наличии в бездействии общества признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края.
С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ суд считает доказанной вину общества в совершении административного правонарушения, поскольку у банка имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих выполнению им обязанности по соблюдению Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск", банком не представлено.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений срока привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Апелляционная жалоба административной комиссии N 1 городского округа "Город Хабаровск" заявлена обоснованно, обжалуемое решение суда первой инстанции следует отменить, судебный акт принять в пользу административного органа.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16 июля 2013 года по делу N А73-5178/2013 отменить.
В удовлетворении требования ОАО АКБ "Росбанк" о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии N 1 городского округа "Город Хабаровск" N01/541 от 27.03.2013 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5178/2013
Истец: ОАО Акционерный коммерческий банк "Росбанк"
Ответчик: Административная комиссия N 1 городского округа "Город Хабаровск"