г. Хабаровск |
|
23 августа 2007 г. |
Дело N А37-3166/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.08.2007.
В полном объеме постановление изготовлено 23.08.2007.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Головниной Е.Н.
судей Кустовой Т.С., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ложкиной Л.В.
при участии в судебном заседании:
представители лиц, участвующих в деле, не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 15 мая 2007 года по делу N А37-3166/06-12 Арбитражного суда Магаданской области принятое судьей Сторчак Н.В.
по иску Муниципального унитарного предприятия города Магадана "Соколовское ЖКХ"
к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту финансов администрации Магаданской области, Комитету по финансам мэрии города Магадана
третьи лица: муниципальное учреждение "Центр социальных выплат" города Магадана, Управление Федерального казначейства по Магаданской области
о взыскании 544 293 руб. 81 коп.
Муниципальное унитарное предприятие города Магадана "Соколовское ЖКХ" (далее - МУП "Соколовское ЖКХ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту финансов администрации Магаданской области, Комитету по финансам мэрии города Магадана с иском о взыскании в соответствии со ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ 544 293 руб. 81 коп. (с учетом уточнения, определение от 14.02.2007) расходов, связанных с предоставлением льготной категории граждан субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в 2004 году.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное учреждение "Центр социальных выплат" г. Магадана (определение от 18.01.2007), Управление федерального казначейства по Магаданской области (определение 14.02.2007).
Решением от 15.05.2007 исковые требования удовлетворены в сумме 544 202 руб. 64 коп. за счет казны Российской Федерации.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Магаданской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 15.05.2007 как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и содержащее выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. По мнению заявителя, в сумму задолженности неправомерно включен НДС, так как согласно ст. 146, п.2 ст. 154 НК РФ компенсация расходов, полученная от уполномоченного к ее выплате государственного органа, объектом налогообложения не является. Заявитель жалобы, ссылаясь на Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N 4218-1 и Положение о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2004 N 444), считает финансирование субсидий расходным обязательством органов местного самоуправления. Полагает не соблюденными требования ст. ст. 15, 16 ГК РФ, поскольку истцом не представлено доказательств фактического оказания услуг по ремонту и содержанию жилья в 2004 году.
В заседании суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не присутствовали, при этом о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Рассмотрев дело по апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение не подлежащим отмене в связи с нижеследующим.
Как следует из материалов дела, МУП "Соколовское ЖКХ" в 2004 году предоставило субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим на это права в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Законом РФ от 24.12.1992 N 4128 "Об основах федеральной жилищной политики".
Факт предоставления МУП "Соколовское ЖКХ" льгот гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг, а также размер понесенных им в связи с этим расходов (2 564 503 руб.) подтверждаются представленными документами - актами сверок с Муниципальным учреждением "Центр социальных выплат г. Магадана", постановлениями мэра г. Магадана, списками жильцов для предоставления субсидий.
Истцу, с целью покрытия понесенных им расходов, перечислялись денежные средства за счет бюджетов различных уровней. Между тем выделенные средства не компенсировали в полном объеме понесенные истцом расходы - невозмещенная истцу сумма на покрытие расходов по предоставлению субсидий составила 544 202, 64 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим требованием.
Согласно ст. 15.4 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции от 06.05.2003) субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг по федеральному закону, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг", субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги.
Поскольку Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по выплате субсидий населению, то передача соответствующих полномочий на другой уровень власти должна сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам, что закреплено в п.4 ст.130, ст. ст. 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), разделе 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584.
Федеральным законом N 186-ФЗ от 23.12.2003 "О федеральном бюджете на 2004 год" установлены размеры дотаций, выделяемых из фонда софинансирования социальных расходов и направляемых на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе Магаданской области, на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг из федерального бюджета.
Как видно из представленных документов, соответствующие денежные средства поступили из федерального бюджета в запланированном объеме в бюджет субъекта РФ - Магаданскую область и в полном объеме распределены между муниципальными образованиями области.
Указанные средства не покрыли в полном объеме расходы организаций, предоставивших установленные законом льготы населению, при этом доказательств нецелевого использования субъектом РФ и муниципальным образованием средств на компенсацию льгот в деле не представлено.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23, в ситуации, когда установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требования истца о возмещении понесенных им убытков за счет казны Российской Федерации со ссылкой на ст. 16, 1069 ГК РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о неправомерном включении в сумму задолженности налога на добавленную стоимость судом апелляционной инстанции не принимаются, так как согласно п. 6 ст. 168 НК РФ в тариф на услугу, оказываемую населению, включается соответствующая сумма НДС, которая является понесенными истцом расходами и в порядке статьи 1069 ГК РФ подлежит возмещению.
Мнение заявителя жалобы о том, что финансирование субсидий является расходным обязательством органов местного самоуправления следует признать несостоятельным, поскольку, как указывалось выше, Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" органам местного самоуправления переданы отдельные государственные полномочия, что влечет обязательное финансовое обеспечение исполнения соответствующих полномочий со стороны государства.
Доводы, касающиеся непредставления доказательств фактического оказания услуг по ремонту и содержанию жилья в 2004 году отклоняются как не относящиеся к существу рассматриваемого спора. В рамках настоящего дела установлению подлежали факт предоставления льгот, сумма понесенных в этой связи предприятием расходов и размер возмещения, а не обстоятельства, связанные с исполнением обязанностей по технической эксплуатации жилищного фонда.
При изложенном основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15 мая 2007 года по делу N А37-3166/2006-12 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е.Н.Головнина |
Судьи |
Т.С.Кустова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-3166/2006
Истец: МУП г.Магадана "Соколовское ЖКХ"
Ответчик: Департамент финансов администрации Магаданской области, Департамента финансов администрации Магаданской области, Комитет по финансам мэрии г. Магадана, Комитет по финансам мэрии города Магадана, Министерство финансов РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ, Управление Федерального казначейства по Магаданской области
Третье лицо: МУ "Центр социальных выплат г. Магадан", Муниципальное учреждение "Центр социальных выплат г. Магадана", Управление Федерального казначейства по Магаданской области, УФК по Магаданской обл.
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2007 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-47/07