г. Хабаровск |
|
18 декабря 2013 г. |
Дело N А73-7794/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликом Е.С.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Хабаровская горэлектросеть": Шибко Д.Г., представителя по доверенности от 28.11.2013 N 2953; Аношиной Е.П., представителя по доверенности от 09.10.2013 N 2602;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Сидельниковой Э.В., представителя по доверенности от 07.12.2013 N 6/8947;
от открытого акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания: Дружининой Д.А., представителя по доверенности от 01.01.2013 N 279.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Хабаровская горэлектросеть" на решение от 30 сентября 2013 года по делу N А73-7794/2013 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Чаковой Т.И.
по заявлению открытого акционерного общества "Хабаровская горэлектросеть"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании недействительным решения и предписания
третье лицо: открытое акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания" в лице филиала "Хабаровские электрические сети"
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Хабаровская горэлектросеть" (далее - общество, сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС России по Хабаровскому краю) от 30.04.2013 N 8 и предписания от 30.04.2013N 3.
Оспариваемыми ненормативными актами антимонопольного органа обществу вменяется нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и включение в договоры на технологическое присоединение условий о компенсации расходов сетевой организации, связанных с осуществлением технологического присоединения сетей этой организации к сетям вышестоящей сетевой организации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне сетевой организации привлечено Открытое акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания" в лице филиала "Хабаровские электрические сети" (далее - ОАО "ДРСК", вышестоящая сетевая организация).
Решением арбитражного суда от 30 сентября 2013 года в удовлетворении требований ОАО "Хабаровская горэлектросеть" о признании недействительными оспариваемого решения и предписания отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Хабаровская горэлектросеть" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные обществом требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе представители общества оспаривают выводы суда о том, что затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению должна нести сетевая организация. Такие расходы, по мнению общества, обязаны оплатить заявители, обратившиеся в целях осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств. Тем более что договоры на технологическое присоединение содержат элементы договоров возмездного оказания услуг и подряда.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ОАО "Хабаровская горэлектросеть" настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Представитель УФАС России по Хабаровскому краю в письменном отзыве и в судебном заседании просил апелляционную жалобу отклонить, решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Представитель ОАО "ДРСК" оставил решение вопроса о законности обжалуемого судебного акта оставить на усмотрение суда.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судом норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам плановой выездной проверки УФАС России по Хабаровскому краю выявлены признаки нарушения ОАО "Хабаровская горэлектросеть" части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в возложении на заявителей, обратившихся в целях осуществления технологического присоединения принадлежащих им энергопринимающих устройств, обязанности по внесению платы за осуществление мероприятий по технологическому присоединению дважды - по факту присоединения к сетям ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" и к сетям ОАО "Хабаровская горэлектросеть".
Приказом УФАС России по Хабаровскому краю от 02.07.2012 N 488 в отношении ОАО "Хабаровская горэлектросеть" возбуждено дело N 3-1/160 о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению дела.
Решением УФАС России по Хабаровскому краю от 30.04.2013N 8 ОАО "Хабаровская горэлектросеть" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", обществу выдано предписание от 30.04.2013 N 3.
Обществу предписано с момента получения предписания не допускать действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства: не допускать включения в договоры на технологическое присоединение с заявителями, обратившимися в ОАО "Хабаровская горэлектросеть" с целью осуществления технологического присоединения принадлежащих им энергопринимающих устройств, условий об оплате указанными заявителями технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства ОАО "Хабаровская горэлектросеть" к сетям вышестоящей сетевой организации, в целях компенсации затрат ОАО "Хабаровская горэлектросеть", вызванных заключением договора технологического присоединения к сетям вышестоящей сетевой организации и применении ОАО "Хабаровская горэлектросеть" указанной платы при расчетах с заявителями.
ОАО "Хабаровская горэлектросеть", оспаривая законность решения и предписания, обратилось в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд пришел к выводу, что Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 и Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 N 365-э/5 не содержат каких-либо оснований по включению в договор между потребителями услуг и сетевой организацией положений, обязывающих их осуществлять компенсацию расходов сетевой организации, связанных с осуществлением технологического присоединения сетей этой организации к сетям вышестоящей сетевой организации. Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению должны включаться в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и, следовательно, ОАО "Хабаровская горэлектросеть" неправомерно включало в договоры с заявителями условия об оплате технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства ОАО "Хабаровская горэлектросеть" к сетям ОАО "ДРСК".
Суд апелляционной инстанции считает, что с выводами суда следует согласиться.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям; утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила присоединения).
Пунктом 2 Правил присоединения установлено, что действие этих правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединённой мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с положениями пункта 6 Правил присоединения, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц (далее - технологическое присоединение) осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом в сроки, установленные настоящими Правилами, заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Если на расстоянии менее 300 метров от границы участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту (пункт 8 Правил присоединения).
Установлено, что величина платы за присоединение дополнительной мощности, подлежащей внесению ОАО "Хабаровская горэлектросеть" по договору с ОАО "ДРСК", включается ОАО "Хабаровская горэлектросеть" в договор на технологическое присоединение, заключаемый этой организацией с заявителем, обратившимся в целях осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств. При этом за оказание услуги по технологическому присоединению с указанного заявителя также взимается плата за технологическое присоединение к сетям ОАО "Хабаровская Горэлектросеть", рассчитанная в соответствии с постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Тогда как, из анализа положений Правил присоединения при наличии технической возможности технологического присоединения сетевая организация обязана самостоятельно выполнить мероприятия по технологическому присоединению в отношении юридических лиц, обратившихся в целях присоединения энергопринимающих устройств мощностью свыше 15 кВт, к принадлежащим ей электрическим сетям.
В ходе проверки антимонопольным органом установлено, что по заявкам обратившихся в целях осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств, ОАО "Хабаровская горэлектросеть" обращалось в ОАО "ДРСК", как это предусмотрено заключенным между ними (сетевыми организациями) 11.08.2009 соглашением, после чего между ОАО "Хабаровская горэлектросеть" и ОАО "ДРСК" заключались договоры на технологическое присоединение (включающее условие оплаты за такое присоединение согласно постановлению Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, устанавливающего соответствующую плату для ОАО "ДРСК") с дальнейшим заключением договора между ОАО "Хабаровская горэлектросеть" и лицом, обратившимся за технологическим присоединением. Такой договор содержал условие о внесении заявителем платы за технологическое присоединение к сетям и ОАО "Хабаровская горэлектросеть" и ОАО "ДРСК".
Между тем, технологическое присоединение заявителей к электрическим сетям ОАО "Хабаровская горэлектросеть" осуществлялось в обычном порядке, без осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту (для индивидуального проекта предусмотрены особенности подключения и оплаты).
При отсутствии в актах соответствующей величины максимальной мощности, согласованной сетевой организацией и смежной сетевой организацией, у ОАО "Хабаровская горэлектросеть" отсутствовали основания для обращения в ОАО "ДРСК" с соответствующей заявкой на технологическое присоединение к сетям ОАО "ДРСК".
Следует согласиться с доводами антимонопольного органа о том, что наличие такого соглашения между сетевыми организациями не освобождает их от обязанности по составлению Актов, содержащих значения максимальной мощности энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети ОАО "Хабаровская горэлектросеть", предусмотренных Правилами присоединения.
В связи с этим, подлежат отклонению доводы ОАО "Хабаровская горэлектросеть", заявленные в апелляционной жалобе, о том, что Актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности максимальная мощность не согласована и такое согласование технически невозможно, так как объекты введены в эксплуатацию до вступления в законную силу Постановления N 861.
Между тем, в соответствии с пунктом 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 4 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 N 365-э/5 (действовавших в период спорных правоотношений) плата за технологическое присоединение взимается в случаях присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых устройств, присоединенная мощность которых увеличивается.
В соответствии с пунктом 5 Методических указаний размер платы за технологическое присоединение взыскивается однократно.
Размер платы за технологическое присоединение должен компенсировать плановые экономически обоснованные расходы на проведение мероприятий по технологическому присоединению объекта к электрическим сетям (пункт 8 Методических указаний).
Проанализировав Закон N 35-ФЗ, Правила присоединения, и Методические указания, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что указанные нормативные акты не предусматривают включение в договор между заявителем и сетевой организацией условия о компенсации расходов сетевой организации, связанных с осуществлением технологического присоединения сетей сетевой организации к сетям вышестоящей организации.
Следовательно, ОАО "Хабаровская горэлектросеть" неправомерно включало в договоры с заявителями условия об оплате технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства ОАО "Хабаровская горэлектросеть" к сетям ОАО "ДРСК".
Установив, что ОАО "Хабаровская горэлектросеть" неправомерно включало в договоры с заявителями условия об оплате технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства ОАО "Хабаровская горэлектросеть" к сетям ОАО "ДРСК, суд второй инстанции приходит к выводу, что решение и предписание антимонопольного органа являются законными и прав заявителя не нарушают.
Доводы ОАО "Хабаровская горэлектросеть" о том, что договоры на технологическое присоединение содержат элементы договоров возмездного оказания услуг и подряда и поэтому заключение договоров на таких условиях не противоречит действующему гражданскому законодательству, рассмотрены судом второй инстанции и отклонены.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Смешанный характер договора не может ущемлять интересы других лиц, как это предусмотрено приведенной выше нормой права.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30 сентября 2013 года по делу N А73-7794/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Хабаровская горэлектросеть" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, излишне уплаченной платежным поручением от 27.09.2013 N 2598.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7794/2013
Истец: ОАО "Хабаровская горэлектросеть"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" - "Хабаровские электрические сети"