"Строим вечное, сеем доброе..."
(интервью с А. Поперно, заместителем председателя правления,
финансовым директором MIRAX GROUP)
Строительство в последние годы приобретает немыслимый размах. Высокий спрос как на жилые, так и на офисные помещения не дает спуску строительным компаниям, которые под воздействием этого вынуждены строить быстрее, выше, сильнее... Среди предприятий, которые активно застраивают просторы нашей страны, нельзя не выделить компанию MIRAX GROUR заместитель председателя правления и финансовый директор которой Александр Поперно рассказал нам про налоговую специфику строительной отрасли и поделился премудростями в области оптимизации работы компании.
- Александр Леонидович, расскажите, пожалуйста, об особенностях работы Вашей компании.
- Компания MIRAX GROUP является многопрофильной структурой. Можно сказать, что организация выступает в качестве заказчика, застройщика, инвестора и даже занимается эксплуатацией своих зданий. Такой подход к работе с имуществом дает возможность более четко и качественно обслуживать людей, которые им пользуются. Ведь мы очень близко знакомы со всеми нюансами, касающимися построенного объекта, - например, знаем, как разведены сети в здании и почему именно так, какие материалы использовались при работе над проектом. Очевидно, что компании, которая "вела" объект от начала до конца, впоследствии проще, быстрее и дешевле осуществлять его поддержку, нежели сторонней организации.
- Компания, очевидно, имеет на балансе очень много различных активов. Как Вам удается при этом оптимизировать налог на имущество?
- У нас не так уж много имущества, как может показаться. Дело в том, что мы стараемся его продавать. Ни для кого не секрет, что торговля инвестиционными правами сегодня весьма популярный инструмент, поскольку при его использовании не возникает налоговых обязательств. Как правило, активы реализуются еще до того момента, как обретут свидетельство на собственность и, соответственно, станут имуществом. В то же время те помещения, которые компания оставляет "за собой", облагаются налогом на имущество в соответствии с требованиями законодательства. Компенсировать фискальные издержки удается за счет того, что эти суммы потом включаются в платежи, которые взимаются с арендаторов.
- Вы говорите о недвижимом имуществе - а как обстоят дела с техническим оснащением строительных работ? Вероятно, берете оборудование в аренду? Если нет, то как у Вас начисляется амортизация?
- Для "хранения" на балансе всего оборудования, необходимого для строительной деятельности, у нас была создана специальная фирма. Подобная практика не является нашим ноу-хау, данный подход уже давно используется в бизнесе, в частности строительном. Начиная с советских времен так называемая "колонна механизации" присутствовала во всех строительных организациях. Дело в том, что данное направление в принципе отличается от общестроительного цикла, поэтому желательно разделять эксплуатацию оборудования и строительство. Специальная фирма, которая владеет всей техникой, предоставляет ее вместе с обслуживанием строительным компаниям группы.
Компании ранее приходилось прибегать к механизму лизинга в отношении оборудования. Однако мы довольно быстро отказались от его использования, поскольку, на наш взгляд, это довольно дорогой кредит. Ведь, помимо собственно самих затрат на аренду оборудования, в стоимость актива, как правило, заложено еще и вознаграждение лизинговых компаний. Механизм лизинга может иметь некую целесообразность в отдельных случаях, однако мы ее для себя не выявили.
В том, что касается начисления амортизации, однозначно ответить не могу, поскольку единого метода расчета нет. В состав холдинга входят порядка 60 организаций, и каждая из них по-своему амортизирует имущество в зависимости от стадии строительства и других обстоятельств.
Налоговые рамки для научных работ
Налоговый кодекс гласит, что расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство. В пункте 2 статьи 262 НК РФ сказано, что расходы компании на НИОКР, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции, в частности расходы на изобретательство, осуществленные самостоятельно или совместно с другими организациями, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки.
Указанные расходы равномерно включаются в состав прочих расходов в течение одного года при условии использования исследований и разработок в производстве с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований).
Расходы на НИОКР, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение одного года.
Стоит подчеркнуть то обстоятельство, что в любом случае расходы на НИОКР признаются для целей налогообложения в пределах 1,5 процента доходов (валовой выручки) компании.
- А как у Вас складываются отношения с самым сложным налогом - НДС?
- На самом деле моя позиция по НДС известна довольно широкому кругу общественности. Помимо должности финансового директора в компании MIRAX GROUP я также занимаю пост вице-президента по налогам, учету и фискальной политике Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "Опора России". Поэтому последние четыре года мы довольно плотно обсуждаем тему НДС с Сергеем Дмитриевичем Шаталовым. На мой взгляд, ситуация с НДС в строительстве в принципе очень сложная. Законодательно возвратность данного налога предусмотрена, но на практике все не так просто. Возврат НДС сопряжен с многочисленными проверками и судебными тяжбами. Поэтому зачастую этот процесс затягивается на годы.
Таблица 1. Экономические показатели MIRAX GROUP
Показатели | 2004 | 2005 | 2006 |
Выручка, тыс. руб. | 105 549 | 174 533 | 518413 |
Growth, % | 67 | 197 | |
EBITDA, тыс. руб. | 32 930 | 55 471 | 220 901 |
EBITDA, % | 32 | 43 | |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 15 710 | 38 724 | 149 848 |
Net margin, % | 22 | 29 |
Таблица 2. Прогноз независимых экспертов на 2007-2009 гг.
Показатели | 2007 | 2008 | 2009 |
Выручка, тыс. руб. | 1 250 000 | 2 700 000 | 5 000 000 |
Growth, % | 146 | 112 | 85 |
EBITDA, тыс. руб. | 500 000 | 1200 000 | 2 400 000 |
EBITDA, % | 70 | 140 | 100 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 350 000 | 790 000 | 1400 000 |
Net margin, % | 133 | 125 | 77 |
- Ведет ли компания научно-исследовательские разработки для собственных нужд? Если да, то как при этом учитываются затраты на НИР?
- У компании MIRAX GROUP нет собственных научно-исследовательских институтов. По моему мнению, если наука начинает отрываться от производства, то она становится очень интересной и может приобрести статус приоритетного направления. На данном этапе нам удобнее доплачивать людям за интересные идеи и сразу тестировать их на практике. Специалисты компании довольно часто совершают поездки в разные страны, знакомятся с идеями и подходами, существующими в иностранных государствах. Не секрет, что в области строительства на Западе и Востоке есть очень много интересных технологий. Мы изучаем чужие готовые решения, а затем здесь, в России, аккумулируем полученные знания. Эксперты компании синтезируют свои идеи с чужими, а потом экспериментируют, применяя полученные результаты на практике.
- Возникают ли в компании сложности при работе с документацией, и если да, то связано ли данное обстоятельство со спецификой Вашей деятельности?
- Полагаю, что это одна из самых злободневных проблем строительной компании, особенно крупной. Большое количество объектов умножается на количество документов, которые сопровождают каждый проект. Основная сложность заключается в следующем. Если, предположим, торговая компания отгружает товар, то покупатель оплачивает, подтверждает получение товара и стороны обмениваются соответствующими документами. На стройке, к сожалению все не так просто. Стандартные документы в строительстве - это отчеты по формам КС (акты выполненных работ), которые проверяются бесчисленными инстанциями (ПТО, техзаказчиками) на предмет того, насколько результаты соответствуют заявленным требованиям и т.д. Процесс подготовки и согласования таких документов занимает продолжительное время. И это при том, что для строительной отрасли нет отдельных сроков для сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности. Поэтому у бухгалтерии явно существуют периоды пиковой нагрузки.
Сейчас компания рассматривает новую систему работы, которая предусматривает сбор указанных документов не один раз в месяц, а два-три раза. Однако пока это только проект. И хотя все подрядчики крайне заинтересованы в том, чтобы предоставить документы компании, на практике ускорить процесс получения бумаг довольно сложно, ведь количество подрядчиков очень велико.
В ходе работы предприятию приходилось сталкиваться с такими ситуациями, когда необходимо подводить итоги месяца, а первичные документы предоставлены не в полном объеме. Однако это были, как правило, единичные случаи. Предположим, конкретный прораб просто забыл передать необходимые бумаги, и они пролежали у него какое-то время в столе. Со временем компании MIRAX GROUP удалось устранить такие "бумажные" сбои, и в этом направлении ей удалось продвинуться довольно далеко. Сейчас в компании налажена весьма эффективная система контроля. Менеджеры проектов и все остальные участники строительного процесса четко осведомлены о том, что непредставление документов в бухгалтерию ведет к потерям для компании. Ведь даже пересдача налоговой и бухгалтерской отчетности влечет за собой уплату штрафов, а уж о влиянии на налоговую базу и говорить не нужно. Соответственно каждый задействованный в производственном процессе сотрудник понимает: если он потерял документ, то те издержки, которые понесет вследствие этого компания, отразятся и на его собственном доходе.
- Используется ли в компании специальное программное обеспечение, которое бы контролировало своевременность поступления документов?
- Безусловно, в компании MIRAX GROUP есть внутренняя система, которая была разработана собственными специалистами специально для индивидуального использования. Поначалу мы даже продавали ее сторонним организациям, однако впоследствии было принято решение отказаться от данного направления, поскольку оно стало экономически нецелесообразным. Для того чтобы развивать этот бизнес, потребовалось бы существенно увеличить количество людей, организовать дальнейшую поддержку проданного ПО. И это при том, что доходность от данного направления существенно меньше, чем от строительства...
С точки зрения автоматизации строительная отрасль в принципе проблемная. Дело в том, что сам технологический процесс весьма сложный, "рваный". Свою роль при этом играет многопроцессная структура производства. Предположим, один процесс начался и еще не закончился, а параллельно с ним начался второй. При этом необходимо отслеживать связи между процессами и т.д. Пока компании удается справляться с текущими объемами за счет того, что действующее на данный момент ПО дописывается, дополняется, корректируется. Однако она развивается, количество строящихся объектов растет и не исключено, что впоследствии вопросы автоматизации еще будут вставать перед предприятием.
- Ваша компания привлекает заемные средства для строительства?
- Для строительства уже практически не привлекает. За время своей работы компании удалось добиться высоких результатов. Так что сегодня при открытии новой строи тельной площадки у нас практически сразу начинают скупать активы, которые только будут построены. Это позволяет организации осуществлять все необходимые действия за счет собственных средств.
На развитие организации, на покупку проектов используется, в том числе, и заемное финансирование. Капитал привлекается путем банковского кредитования, выпуска облигаций, CLN и при помощи других финансовых инструментов, которые предлагает сегодня рынок. Единственное, к чему компания еще не прибегала и не стремится, - это сотрудничество с инвестиционными фондами. Нам пока не импонирует схема, по которой они работают. Инвестфонды входят в проект, а после его готовности получают свою долю прибыли. В расчете на эффективную ставку привлечения это дорого. Возможно, со временем, когда ситуация поменяется, мы тоже пересмотрим свою позицию.
- Скажите, пожалуйста, какие затраты компании с учетом Вашей специфики бывает проблематично списать, доказать их экономическую обоснованность?
- Я бы сказал, что наиболее проблемными являются те расходы, которые связаны с нормативами. Ведь на практике встречается брак, бывают неудачные сливы бетона, сложный раскрой арматуры, связанный с нестандартной конфигурацией зданий, и т.д. Башня "Федерация", которую строит компания MIRAX GROUP, - вообще уникальный объект, которого в стране никогда не было и в ближайшее время не будет. А вот нормы списания материалов фиксированные и для всех одинаковые. Это вызывает определенные сложности в ходе работы.
Кроме того, на практике серьезные трудности доставляют общестроительные расходы. С одной стороны, четко известно, в какую сумму обойдется генподряд. С другой - каждые полгода ужесточаются требования к содержанию строительных площадок, что влечет за собой непредвиденные расходы на содержание объектов в чистоте. Ведь услуги компаний, которые осуществляют клининг, мойку колес транспорта и т.д., стоят денег Проблема в том, что четко просчитать подобные расходы невозможно. Так, никогда заранее не известно, сколько раз придется убрать строительный мусор с площадки и в каком объеме, как часто нужно будет мыть грузовики... Все зависит от того, в какой упаковке и какой материал привезли, какая погода на улице. Мы же не можем заявить, что на улице прошел дождь, и поэтому затраты увеличились, а если лето сухое, то издержки сократились! Таким образом, общестроительные затраты от месяца к месяцу серьезно разнятся. В итоге компании нередко приходится непредвиденные расходы подобного рода осуществлять за счет собственных денег. Радует то, что пока прибыльность предприятия позволяет справляться с описанными сложностями.
- А что Вы можете сказать об учете доходов в строительной отрасли?
- Самый ключевой момент с точки зрения отрасли - это существенное распределение расходов и доходов во времени. Доход признается на момент сдачи здания, а до этого у компании копится расход. Поэтому, если брать любую компанию-застройщика, то она пять-семь лет будет считаться убыточной, а потом в течение буквально одного месяца становиться сверхприбыльной. Именно поэтому, принимая решение готовить международную отчетность, мы остановили свой выбор на GAAP. В МСФО предусмотрен тот же механизм учета, что и в РСБУ, т.е. признание финансовых результатов по готовности всего объекта. В GAAP же учтена наша специфика. Так, например, в соответствии с данными стандартами финансовой отчетности, компания вправе признавать доходы согласно строительной готовности. То есть если построена половина здания, то половину полученной выручки уже можно признать. Подобный подход, безусловно, ведет к образованию резервов, и моменты учета доходов и расходов в целях налогообложения не совпадают, но он дает адекватное представление о том, что происходит в компании. И последнее обстоятельство очень важно для внутреннего и публичного учета.
- Насколько, на Ваш взгляд, эффективно выстроено законодательное регулирование строительства в России? На все ли вопросы можно найти ответы, заглянув в нормативные документы?
- Конечно, не на все. Существует масса вопросов, на которые в разных актах содержатся противоположные по смыслу ответы.
Основная проблема, которая нуждается в срочном решении, - это НДС. Данный налог, на мой взгляд, следует упразднить и заменить на налог с продаж. Безусловно, у последнего тоже есть свои недостатки. Однако НДС является самым коррупционным налогом страны и его наличие "толкает" экономику не вверх, а вниз. Несмотря на то что НДС образует достаточно приличную долю бюджета, проблемы, которые возникают при его использовании, с лихвой перекрывают весь положительный эффект.
Нельзя сказать, что власти не предпринимают в данном направлении никаких шагов. Они осознают, что НДС - это проблема, и постепенно корректируют законодательство. Предположим, с 2008 года появилась возможность перейти с ежемесячного на ежеквартальное исчисление налога. Благодаря этому ситуация по сравнению с предыдущим годом улучшилась и авралы теперь ожидаются не 12 раз в год, а всего четыре.
Так что положительная динамика наблюдается. Если сравнивать российскую законодательную базу с германской, то можно заметить, что германский налоговый кодекс, в отличие от нашего НК, по объему занимает примерно книжную полку Вот это действительно универсальный документ, который предусматривает все, что в принципе может произойти в бизнесе. Вместе с тем иностранное налоговое законодательство формировалось с XVI-XVII века, когда в государствах начали появляться зачатки капитализма. А российская налоговая система создавалась последние 15 лет. Так что я полагаю, что у отечественного законодательства есть потенциал для развития.
Беседовала Е. Тихомирова,
ведущий эксперт "Консультанта"
"Консультант", N 5, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.