г. Красноярск |
|
18 декабря 2013 г. |
Дело N А33-6972/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "17" декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" декабря 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "АПЕКС-К"): Вовненко С.Л., представителя по доверенности от 05.05.2013, паспорт;
от ответчика (Департамента градостроительства администрации города Красноярска):
Андреевой А.А., представителя по доверенности от 18.02.2013 N 04/947-дг, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Департамента градостроительства администрации города Красноярска (ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "26" сентября 2013 года по делу N А33-6972/2013, принятое судьей Ермаковой И.И.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АПЕКС-К" (ИНН 2466132101, ОГРН 1052466130529; далее - заявитель, общество, ООО "АПЕКС-К") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании отказа Департамента градостроительства администрации города Красноярска (ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476; далее - ответчик, Департамент) N 16/3608дг от 18.04.2013 в подготовке документов о продлении срока распоряжения администрации г. Красноярска N 299-ж от 17.03.2010 "О предоставлении ООО "АПЕКС-К" земельного участка" незаконным; обязании Департамента градостроительства администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "АПЕКС-К" путем издания соответствующего ненормативного правового акта о продлении распоряжения администрации г. Красноярска N 299-ж от 17.03.2010 "О предоставлении ООО "АПЕКС-К" земельного участка", для строительства базы строительных материалов и инженерного обеспечения сроком на три года.
Определением от 24.05.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация города Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "26" сентября 2013 года заявленные требования удовлетворены, суд признал несоответствующим Земельному кодексу Российской Федерации отказ Департамента градостроительства администрации города Красноярска N 16/3608дг от 18.04.2013 в подготовке документов о продлении срока распоряжения администрации г. Красноярска N 299-ж от 17.03.2010 "О предоставлении ООО "АПЕКС-К" земельного участка"; обязал Департамент градостроительства администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "АПЕКС-К" путем издания соответствующего ненормативного правового акта о продлении распоряжения администрации г. Красноярска N 299-ж от 17.03.2010 "О предоставлении ООО "АПЕКС-К" земельного участка", для строительства базы строительных материалов и инженерного обеспечения сроком на три года.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает, что согласование вопроса о продлении распоряжения администрации города Красноярска N 299-ж от 17.03.2010 "О предоставлении ООО "Апекс-К" земельного участка" не представляется возможным, поскольку:
- актами обследования от 18.01.2013, от 18.03.2013 было установлено, что на земельном участке расположена временная заправочная станция, автомобильная техника, объектов незавершенного строительства на земельном участке не обнаружено;
- актом обследования земельного участка 11.04.2013 ООО "Апекс-К" наличие объектов незавершенного строительства на обследуемом земельном участке не установлено,
- обществу выдавалось разрешение на строительство складского здания в составе базы строительных материалов за N 01/3710-дг от 09.02.2012 сроком действия до 31.12.2012, то есть на момент последнего обследования земельного участка 11.04.2013 ООО "Апекс-К" не имело правомочий на осуществление строительства на земельном участке;
- пункт 5 постановления администрации города Красноярска об утверждении положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска N 55 от 09.02.2010 запрещает выдачу новых разрешений на размещение временных автозаправочных станций;
- ссылку общества на пункт 4 статьи 6 Правил землепользования и застройки города Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского совета депутатов от 29.05.2007 N В-306, Департамент считает несостоятельной, поскольку данным правовым актом регламентируется размещение объектов капитального строительства.
Третьи лица в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на портале сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации www.kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. Дело рассматривается в отсутствие третьих лиц на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала исследования доказательств представитель ответчика заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно: распечатки с интернет сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (запрос и справочная информации по объектам недвижимости от 17.12.2013) на 3 листах.
Представитель заявителя возразил против приобщения к материалам дела указанных документов.
Суд, руководствуясь статьями 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вынес протокольное определение об отказе в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела указанных дополнительных документов, в связи с отсутствием обоснования невозможности представления указанных документов в суд первой инстанции; вышеуказанные документы возвращены представителю ответчика в судебном заседании.
Представитель ответчика изложил доводы апелляционной жалобы. Просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя изложил возражения на апелляционную жалобу. Просит суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства администрации города Красноярска - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением администрации г.Красноярска N 299-ж от 17 марта 2010 года ООО "АПЕКС-К" предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0400051:125, общей площадью 4 164,0 кв.м., расположенный по адресу: г.Красноярск, Советский район, ул. Полигонная, для строительства базы строительных материалов и инженерного обеспечения.
26.05.2010 между ООО "АПЕКС-К" (арендатор) и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска (арендодатель) подписан договор аренды земельного участка N 831, согласно пункту 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0400051:125, находящийся по адресу: г.Красноярск, Советский район, ул. Полигонная, для строительства базы строительных материалов и инженерного обеспечения в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, который прилагается к договору и является его неотъемлемой частью, общей площадью 4 164,0 кв.м. (приложение 1).
Срок аренды участка устанавливается с 17.03.2010 по 16.03.2013 (три года) (пункт 2.1 договора).
30 августа 2011 года ООО "АПЕКС-К" выдано Администрацией города Красноярска разрешение на строительство складского здания в составе базы строительных материалов по адресу: г.Красноярск, Советский район, ул. Полигонная, сроком действия разрешения до 26.02.2012.
09 февраля 2012 года ООО "АПЕКС-К" выдано Администрацией города Красноярска разрешение на строительство складского здания в составе базы строительных материалов по адресу: г.Красноярск, Советский район ул. Полигонная, сроком действия разрешения до 31.12.2012.
21 мая 2012 года ООО "АПЕКС-К" зарегистрировало право собственности на объект незавершенного строительства, назначение не определено, площадь застройки 311,3 кв.м., степень готовности 15%, инв.N 04:401:002:001669080:0001, лит.В, расположенное по адресу Красноярский край, г. Красноярск, ул. Полигонная, 13а. (свидетельство о государственной регистрации права серии 24ЕК N 589107 от 21 мая 2012 года, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю).
14 декабря 2012 года ООО "АПЕКС-К" обратилось в Департамент градостроительства администрации г.Красноярска с заявлением о продлении распоряжения N 299-ж от 17.03.2010 "О предоставлении ООО "АПЕКС-К" земельного участка".
30 января 2013 года ООО "АПЕКС-К" получено письмо Департамента градостроительства администрации г. Красноярска N 16/7102-дг от 26 декабря 2012 года, из которого следовало, что обращение ООО "АПЕКС-К" о продлении распоряжения N 299-ж от 17 марта 2010 года "О предоставлении ООО "АПЕКС-К" земельного участка" было рассмотрено на заседании градостроительной комиссии департамента градостроительства 21 декабря 2012 года (протокол N 47) и согласовано, документы переданы на подготовку проекта распоряжения о продлении срока действия распоряжения N 299-ж от 17 марта 2010 года.
15 марта 2013 года ООО "АПЕКС-К" получено письмо Департамента градостроительства администрации г.Красноярска N 16/2298-дг от 11 марта 2013 года, из которого следовало, что при согласовании проекта распоряжения "О продлении срока предоставления земельного участка, установленного распоряжением администрации города от 17 марта 2010 года N 299-ж, внесении изменений в распоряжение администрации города от 19 июля 2007 года N 2113-арх", юридическим управлением администрации города Красноярска были вынесены замечания по вопросу размещения на земельном участке с кадастровым N 24:50:0400051:125, предоставленном распоряжением администрации города от 17 марта 2010 года N 299-ж, объекта незавершенного строительства. В указанном письме также сообщалось о том, что Департаментом градостроительства администрации города Красноярска ведутся работы по устранению указанных замечаний.
22 марта 2013 года ООО "АПЕКС-К" повторно обратилось в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о продлении срока распоряжения N 299-ж от 17 марта 2010 года "О предоставлении ООО "АПЕКС-К" земельного участка".
Департамент градостроительства администрации г. Красноярска на обращение ООО "Апекс-К" от 14.12.2012 N 13794-ек о продлении срока распоряжения администрации г.Красноярска N 299-ж от 17.03.2010 "О предоставлении ООО "Апекс-К" земельного участка", расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Полигонная, в письме N 16/3608дг от 18.04.2013 сообщил, что согласно пункту 16 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по продлению срока предоставления земельного участка для строительства, утвержденного распоряжением администрации города от 04.12.2012 N 249-р, неиспользование земельного участка для строительства является основанием для отказа в продлении срока предоставления земельного участка для строительства.
Также в письме N 16/3608дг от 18.04.2013 сообщалось, что распоряжение администрации города Красноярска N 299-ж от 17.03.2010 "О предоставлении ООО "Апекс-К" земельного участка" выдавалось на три года, срок аренды участка, согласно договору аренды земельного участка от 26.10.2010 N 831, устанавливался с 17.03.2010 по 16.03.2013, таким образом, в течение срока действия вышеуказанного распоряжения и договора аренды, и сразу после окончания срока действия, согласно актам обследования от 18.01.2013, 18.03.2013, было установлено, что на земельном участке расположена временная заправочная станция, автомобильная техника. На основании вышеизложенного согласование вопроса о продлении распоряжения администрации города Красноярска N 299-ж от 17.03.2010 "О предоставлении ООО "Апекс-К" земельного участка" не представляется возможным.
Полагая, что отказ Департамента градостроительства администрации города Красноярска N 16/3608дг от 18.04.2013 в подготовке документов о продлении срока распоряжения администрации г. Красноярска N 299-ж от 17.03.2010 "О предоставлении ООО "АПЕКС-К" земельного участка" не соответствует действующему законодательству, нарушает права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что обществом совершены необходимые действия, направленные на освоение земельного участка в соответствии с целью его предоставления в аренду. При этом, истечение срока действия договора аренды земельного участка N 831 от 26.05.2010, не имеет правового значения. Следовательно, основания для вынесения оспариваемого отказа отсутствовали, оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества "АПЕКС-К".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что обществом оспаривается отказ Департамента N 16/3608дг от 18.04.2013 в подготовке документов о продлении срока распоряжения администрации г.Красноярска N 299-ж от 17.03.2010 "О предоставлении ООО "АПЕКС-К" земельного участка".
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 44 Устава города Красноярска, принятого решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62, предусмотрено, что администрация города Красноярска является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления; в состав администрации города входят Глава города, первый заместитель и заместители Главы города, органы администрации города; администрация города обладает правами юридического лица; порядок организации деятельности администрации города определяется Регламентом администрации города.
Согласно статье 45 Устава города Красноярска администрация города в установленном настоящим Уставом и другими правовыми актами города порядке, в том числе распоряжается и управляет имуществом, находящимся в городской собственности. Реализуя указанные в пункте 1 настоящей статьи полномочия, администрация города осуществляет нормотворческую, распорядительную и исполнительную деятельность.
В силу пункта 3.7 Положения о департаменте градостроительства администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 17.08.2010 N 114-р, Департамент градостроительства администрации города Красноярска осуществляет подготовку и согласование проектов правовых актов города в области архитектурной и градостроительной деятельности, в том числе о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении и изъятии земельных участков на территории города для целей, связанных со строительством, а также об отмене, изменении, дополнении, продлении сроков, признании утратившими силу, приостановлении действия постановлений и распоряжений по указанным вопросам.
В силу изложенных выше норм, в соответствии с пунктами 1.1, 5.4.2 Положения о департаменте градостроительства администрации города, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 17.08.2010 N 114-р, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемый отказ, изложенный в письме N 16/3608дг от 18.04.2013, подписан руководителем Департамента градостроительства администрации города Красноярска в пределах предоставленных полномочий.
Письмом N 16/3608дг от 18.04.2013 Департамент градостроительства администрации г.Красноярска сообщил ООО "Апекс-К", что неиспользование земельного участка для строительства является основанием для отказа в продлении срока предоставления земельного участка для строительства согласно п. 16 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по продлению срока предоставления земельного участка для строительства, утвержденного распоряжением администрации города от 04.12.2012 N 249-р. Согласно актам обследования от 18.01.2013, 18.03.2013, на земельном участке расположена временная заправочная станция, автомобильная техника. Согласование вопроса о продлении распоряжения администрации города Красноярска N 299-ж от 17.03.2010 "О предоставлении ООО "Апекс-К" земельного участка", не представляется возможным.
Из оспариваемого письма департамента N 16/3608дг от 18.04.2013 следует, что основанием отказа в продлении распоряжения о предоставлении земельного участка для строительства явилось нарушение заявителем требования статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации в части неиспользования земельного участка в течение трех лет.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа на основании следующего.
Согласно статье 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе, предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Распоряжением администрации города Красноярска от 04.12.2012 N 249-р утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче решений о продлении срока предоставления земельного участка для строительства (далее - действующий Административный регламент).
Согласно пункту 2 Административного регламента муниципальная услуга по продлению срока предоставления земельного участка для строительства (далее - муниципальная услуга) предоставляется Департаментом по письменным заявлениям физических и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 8 Административного регламента правом на получение муниципальной услуги обладают физические и юридические лица, в отношении которых принято решение о предоставлении земельного участка для строительства, правообладатели земельных участков.
Как следует из материалов дела, распоряжением администрации г.Красноярска N 299-ж от 17 марта 2010 года ООО "АПЕКС-К" предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0400051:125, общей площадью 4 164,0 кв.м., расположенный по адресу: г.Красноярск, Советский район, ул.Полигонная, для строительства базы строительных материалов и инженерного обеспечения.
26.05.2010 между ООО "АПЕКС-К" (арендатор) и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска (арендодатель) подписан договор аренды земельного участка N 831, согласно пункту 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0400051:125, находящийся по адресу: г.Красноярск, Советский район, ул. Полигонная, для строительства базы строительных материалов и инженерного обеспечения в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, который прилагается к договору и является его неотъемлемой частью, общей площадью 4 164,0 кв.м. (приложение 1).
Срок аренды участка устанавливается с 17.03.2010 по 16.03.2013 (три года) (пункт 2.1 договора).
30 августа 2011 года ООО "АПЕКС-К" выдано Администрацией города Красноярска разрешение на строительство складского здания в составе базы строительных материалов по адресу: г.Красноярск, Советский район, ул. Полигонная, сроком действия разрешения до 26.02.2012.
09 февраля 2012 года ООО "АПЕКС-К" выдано Администрацией города Красноярска разрешение на строительство складского здания в составе базы строительных материалов по адресу: г.Красноярск, Советский район ул. Полигонная, сроком действия разрешения до 31.12.2012.
Таким образом, ООО "АПЕКС-К" 14.12.2012, то есть заблаговременно до истечения срока предоставления спорного земельного участка в аренду и при наличии действующего разрешения на строительство, обратилось в Департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением о продлении распоряжения N 299-ж от 17.03.2010 "О предоставлении ООО "АПЕКС-К" земельного участка".
В соответствии с пунктом 10 Административного регламента органом, предоставляющим муниципальную услугу, является Департамент.
Пунктом 11 Административного регламента предусмотрено, что результатом предоставления муниципальной услуги является распоряжение администрации города о продлении срока предоставления земельного участка для строительства объекта либо отказ в продлении срока предоставления земельного участка для строительства.
Подпунктом 2 пункта 16 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче решений о продлении срока предоставления земельного участка для строительства объекта является, в том числе неиспользование земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого отказа) аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
В силу подпункта 4 пункта 2 указанной статьи кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи случаев аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в том числе в случае неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Из положений статьи 35 ЗК РФ, проанализированных в совокупности со статьями 42, 46 ЗК РФ, пунктом 16 Административного регламента, следует, что не допускается необоснованный отказ в предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства или в продлении договора аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка.
Как следует из материалов дела, 21 мая 2012 года ООО "АПЕКС-К" зарегистрировало право собственности на объект незавершенного строительства, назначение не определено, площадь застройки 311,3 кв.м., степенью готовности 15%, инв.N 04:401:002:001669080:0001, лит.В, расположенное по адресу: Красноярский край, г.Красноярск, ул.Полигонная, 13а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 24ЕК N 589107 от 21 мая 2012 года, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
По запросу суда первой инстанции Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в материалы дела предоставлены документы, на основании которых осуществлялась регистрация права собственности на объект незавершенного строительства, площадью застройки 311,3 кв.м., степень готовности 15%, инв. N 04:401:002:001669080:0001, лит. В, адрес объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул.Полигонная, 13 "а", кадастровый номер: 24:50:0400051:745, а именно:
- разрешение на строительство от 09 февраля 2012 года, выданное Администрацией города Красноярска ООО "АПЕКС-К", на складское здание в составе базы строительных материалов, общей площадью 278,40 кв.м., строительный объем 1605,55 кв.м., количество этажей-1 этаж, площадь застройки 307,52 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, Советский район ул.Полигонная, сроком действия разрешения до 31.12.2012;
- пояснительная записка, шифр 285-11-пЗ, подготовленная ООО "МАКСИМУМ", на складское здание, база строительных материалов и инженерного обеспечения по адресу: г.Красноярск, Советский район ул. Полигонная;
- проектная документация, шифр 285-11, подготовленная ООО "МАКСИМУМ", на складское здание, база строительных материалов и инженерного обеспечения по адресу: г.Красноярск, Советский район ул. Полигонная;
- проектная документация, архитектурно-строительные решения, шифр 285-11-АС, подготовленные ООО "МАКСИМУМ", на складское здание, база строительных материалов и инженерного обеспечения по адресу: г. Красноярск, Советский район ул. Полигонная.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что материалами дела подтверждается ведение обществом на участке строительных работ складского здания в составе базы строительных материалов, совершение обществом необходимых действий, направленных на освоение земельного участка в соответствии с целью его предоставления в аренду.
Следовательно, предусмотренное подпунктом 4 пункта 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктом 2 пункта 16 Административного регламента основание для отказа в продлении срока предоставления земельного участка для строительства отсутствует.
Поскольку департаментом не доказано наличие правовых оснований для отказа заявителю в удовлетворении заявления о продлении срока распоряжения администрации г. Красноярска N 299-ж от 17.03.2010 "О предоставлении ООО "АПЕКС-К" земельного участка", суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого отказа департамента незаконным.
Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку Департамента об истечении срок действия договора аренды земельного участка, на основании следующего.
Во-первых, как указывалось выше, на момент обращения общества с заявлением о продлении распоряжения N 299-ж от 17.03.2010 "О предоставлении ООО "АПЕКС-К" земельного участка" срок действия указанного договора не истек.
Во-вторых, договор аренды земельного участка заключен между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и ООО "АПЕКС-К" 26.05.2010 на основании распоряжения администрации города Красноярска N 299-ж от 17.03.2010 "О предоставлении ООО "АПЕКС-К" земельного участка".
Общество обратилось с заявлением о продлении срока действия распоряжения (а не договора аренды), срок действия которого на момент обращения с соответствующим заявлением не истек.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что основанием для отказа в продлении распоряжения администрации города Красноярска N 299-ж от 17.03.2010 "О предоставлении ООО "АПЕКС-К" земельного участка" не может являться истечение срока действия договора аренды земельного участка от 26.05.2010, заключенного после и на основании указанного распоряжения.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Департамента о том, что актами обследования от 18.01.2013, от 18.03.2013 было установлено, что на земельном участке расположена временная заправочная станция, автомобильная техника, объектов незавершенного строительства на земельном участке не обнаружено; актом обследования земельного участка 11.04.2013 ООО "Апекс-К" наличие объектов незавершенного строительства на обследуемом земельном участке не установлено, на основании следующего.
Указанными выше документами (свидетельством о государственной регистрации права серии 24ЕК N 589107 от 21 мая 2012 года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю; разрешением на строительство от 09 февраля 2012 года, выданным Администрацией города Красноярска ООО "АПЕКС-К", на складское здание в составе базы строительных материалов, общей площадью 278,40 кв.м., строительный объем 1605,55 кв.м., количество этажей-1 этаж, площадь застройки 307,52 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, Советский район ул.Полигонная, сроком действия разрешения до 31.12.2012; пояснительной запиской, шифр 285-11-пЗ, подготовленной ООО "МАКСИМУМ", на складское здание, база строительных материалов и инженерного обеспечения по адресу: г.Красноярск, Советский район ул. Полигонная; проектной документацией, шифр 285-11, подготовленной ООО "МАКСИМУМ", на складское здание, база строительных материалов и инженерного обеспечения по адресу: г.Красноярск, Советский район ул. Полигонная; проектной документацией, архитектурно-строительными решениями, шифр 285-11-АС, подготовленными ООО "МАКСИМУМ", на складское здание, база строительных материалов и инженерного обеспечения по адресу: г. Красноярск, Советский район ул. Полигонная) подтверждается возведение и наличие на предоставленном обществу земельном участке принадлежащего обществу на праве собственности объекта незавершенного строительства (назначение не определено, площадь застройки 311,3 кв.м., степенью готовности 15%, инв.N 04:401:002:001669080:0001, лит.В, расположенное по адресу: Красноярский край, г.Красноярск, ул.Полигонная, 13а).
Кроме того, в акте обследования земельного участка 11.04.2013 ООО "Апекс-К" зафиксировано наличие на земельном участке опалубки площадью около 180 кв.м, залитой бетонным раствором. Из пояснений представителя общества и представленных документов, указанных выше следует, что указанный объект и был зарегистрирован как объект незавершенного строительства, принадлежащий обществу на праве собственности.
Размещение на земельном участке, предоставленном для строительства, также временного сооружения - автозаправочной станции, само по себе не свидетельствует о неиспользовании земельного участка, предназначенного для строительства, в указанных целях, и не предусмотрено приведенными выше нормами действующего законодательства в качестве основания для отказа в продлении срока предоставления земельного участка для строительства объекта.
Довод Департамента о том, что обществу выдавалось разрешение на строительство складского здания в составе базы строительных материалов за N 01/3710-дг от 09.02.2012 сроком действия до 31.12.2012, то есть на момент последнего обследования земельного участка 11.04.2013 ООО "Апекс-К" не имело правомочий на осуществление строительства на земельном участке, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку из материалов дела однозначно не следует, что объект незавершенного строительства был возведен после истечения срока действия указанного разрешения.
Довод Департамента о том, что пункт 5 постановления администрации города Красноярска об утверждении положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска N 55 от 09.02.2010 запрещает выдачу новых разрешений на размещение временных автозаправочных станций, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку общество с заявлением о выдаче разрешения на размещение временной автозаправочной станции не обращалось.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ Департамента не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, а также нарушает права и законные интересы ООО "АПЕКС-К" в сфере предпринимательской деятельности.
Поскольку Департаментом градостроительства администрации города Красноярска не доказано наличие надлежащих правовых оснований для отказа в продлении обществу распоряжения администрации г. Красноярска N 299-ж от 17.03.2010 "О предоставлении ООО "АПЕКС-К" земельного участка", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования общества подлежат удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно обязал Департамент градостроительства администрации г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "АПЕКС-К" путем издания соответствующего ненормативного правового акта о продлении распоряжения администрации г.Красноярска N 299-ж от 17.03.2010 "О предоставлении ООО "АПЕКС-К" земельного участка", для строительства базы строительных материалов и инженерного обеспечения сроком на три года.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент градостроительства администрации города Красноярска освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "26" сентября 2013 года по делу N А33-6972/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-6972/2013
Истец: ООО "АПЕКС-К"
Ответчик: Департамент градостроительства администрации города Красноярска
Третье лицо: Администрация города Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельный отношений администрации г. Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю