г. Хабаровск |
|
25 декабря 2007 г. |
Дело N А73-14560/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2007 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Песковой Т.Д.
Судей: Меркуловой Н.В., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазонкиной Е.А.
при участии в судебном заседании:
от администрации Охотского муниципального района Хабаровского края: не явились;
от Министерства финансов Российской Федерации: не явились;
от Министерства финансов Хабаровского края: не явились;
от третьего лица - комитет социальной защиты населения администрации Охотского муниципального района: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 25 сентября 2007 года по делу N А73-14560/2006-17 Арбитражного суда Хабаровского края Дело рассматривал судья Захаренко Е. Н.
по заявлению администрации Охотского муниципального района Хабаровского края
к Министерству финансов Российской Федерации; Министерству финансов Хабаровского края
третье лицо: комитет социальной защиты населения администрации Охотского муниципального района
о взыскании 365 273,52 руб.
Муниципальное образование Охотский муниципальный район в лице администрации Охотского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов РФ; Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 365 273,52 руб. - убытков, понесенных в результате компенсации неработающим пенсионерам расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.1003 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", за период с 01.01.2003 по 31.12.2003.
Определением суда от 08.05.2007 размер исковых требований по ходатайству истца увеличен до 365 565,30 руб.
Решением суда первой инстанции от 25.09.2007 требования администрации о взыскании убытков в сумме 365 565,30 руб. с Министерства финансов Российской Федерации удовлетворены в полном объеме, в иске к Министерству финансов Хабаровского края отказано. Не согласившись с судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с его незаконностью и необоснованностью.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Министерство финансов РФ в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимало.
Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, также не принимала участия в заседании суда апелляционной инстанции, в отзыве просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения, считая его законным и обоснованным.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы третье лицо - комитет социальной защиты населения администрации Охотского муниципального района, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимало, отзыва не представило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, истец за счет средств местного бюджета выплатил гражданам компенсацию их расходов, связанных с переездом на новое место жительство, в общей сумме 365 565,30 руб. Выплаты произведены по расходным кассовым ордерам, перечислением во вклад на банковские счета гражданам, а также службой судебных приставов при принудительном взыскании в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Затраты муниципального образования, связанные с реализацией рассматриваемых государственных гарантий, не возмещены из вышестоящих бюджетов, поэтому администрация обратилась в суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя требования истца, суд обоснованно исходил из правомерности заявленных требований.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", в редакции от 10.01.2003, (далее - Закон от 19.02.1993 N 4520-1) за счет консолидированного бюджета Российской Федерации компенсируются расходы, связанные с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, работникам бюджетных учреждений, организаций, проработавшим в указанных районах и местностях не менее трех лет, пенсионерам, инвалидам, лицам, потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработных в этих районах и местностях, в размере 100 процентов произведенных затрат, а лицам, проработавшим не менее трех лет на государственных предприятиях, расположенных в указанных районах и местностях, - 50 процентов произведенных затрат, но не превышая норм, предусмотренных статьей 35 настоящего Закона.
По своей правовой природе данный вид государственной поддержки является льготой, носящей компенсационный характер.
Порядок возмещения затрат на государственные гарантии и компенсации из республиканского бюджета Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации, а из бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований - соответствующими органами этих образований.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Правительство Российской Федерации обязывалось до 1 сентября 1993 года привести свои решения в соответствие с названным Законом, разработать и принять вытекающие из него нормативные акты (пункт 5). Однако данные требования не исполнены до сих пор.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий.
Согласно пункту 2 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, установление и закрепление между бюджетами различных уровней расходных полномочий, отнесенных к сфере совместного финансирования бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, производится по согласованию органов исполнительной власти РФ и субъекта РФ и утверждается соответствующими законами.
Такое согласование между субъектами Российской Федерации и Хабаровским краем и органами государственной власти отсутствует.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что положения БК РФ о совместном финансировании расходов мер социальной защиты не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложение обязанности по их финансированию на субъект РФ за счет собственных доходов последнего.
Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей
необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Судом установлено, что в спорный период в федеральном бюджете на 2003 год денежные средства на реализацию гарантий, установленных Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1, не предусматривались. В бюджет субъекта РФ - Хабаровский край, средства не передавались (акт сверки по межбюджетным отношениям на 01.01.2004).
Наличие понесенных истцом убытков подтверждается уточненным расчетом суммы иска, справками комитета социальной защиты населения, копиями трудовых книжек, копиями авансовых отчетов, списками на оплату денежных переводов, квитанциями о приемке почтовых переводов, инкассовыми поручениями, копиями платежных поручений, проездными билетами, квитанциями об уплате обязательных сборов.
Таким образом, судом сделан правильный вывод о возмещении убытков в сумме 365 565,30 руб., понесенных муниципальным образованием Охотский муниципальный район в лице администрации Охотского муниципального района Хабаровского края в результате компенсации неработающим пенсионерам расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера.
Судом также сделан правильный вывод и об отсутствии оснований для привлечения к ответственности Министерства финансов Хабаровского края.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 АПК РФ, статьей 333.21 НК РФ в сумме 1 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы следует отнести на Министерство финансов Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25 сентября 2007 года по делу А73-14560/2006-17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14560/2006
Истец: Администрация Охотского муниципального района Хабаровского края
Ответчик: Министерство финансов РФ, Министерство финансов РФ в лице УФК по Хабаовскому краю, Министерство финансов Хабаровского края
Третье лицо: Комитет социальной защиты населения Администрации Охотского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2007 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1116/07