город Омск |
|
17 декабря 2013 г. |
Дело N А46-8599/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9237/2013) Государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 30.08.2013 по делу N А46-8599/2013 (судья Захарцева С.Г.),
принятое по заявлению закрытого акционерного общества "ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ "ОША" (ИНН 5528011313, ОГРН 1025501857864)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области (ИНН 5503060830, ОГРН 1025501168076) о признании незаконным решения от 19.06.2013 N 42
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от закрытого акционерного общества "ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ "ОША" - Курсевич Анастасия Ивановна (паспорт, по доверенности б/н от 11.01.2011 сроком действия на три года).
установил:
Закрытое акционерное общество "ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ "ОША" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Омском районе Омской области о признании незаконным решения от 19.06.2013 N 42 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением от 30.08.2013 по делу N А46-8599/2013 требования заявителя были удовлетворены. Суд первой инстанции, признавая решение Управления недействительным, исходил из того, что пенсионный фонд не учел обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии в действиях Общества вины в совершении правонарушения.
В апелляционной жалобе Управление ПФР, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы указал, что в данном случае применение пункта 34 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" невозможно, поскольку основанием для привлечения заявителя к ответственности в рассматриваемом случае послужила неполнота представленных сведений, а именно ; сведения представленные заявителем 14.02.2013 не содержали полный перечень документов, поименованный в п.п. 1-8 п.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ, а именно : не были представлены сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователем в пользу физических лиц за прошедший календарный год по формам СЗВ-6-3 и АДВ-6-4. В доказательство наличия указанных обстоятельств и обоснованности вынесенного решения ПФ ссылается на отрицательный протокол проверки и уведомление о выявленных ошибках, направленный заявителю по каналам электронной связи 15.02.2013 г.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу УПФР Общество выразило свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя Государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
Закрытое акционерное общество "ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ "ОША" в силу статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" является плательщиком страховых взносов.
Специалистами ГУ - УПФ РФ в Омском районе Омской области была проведена проверка полноты представления заинтересованным лицом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, в ходе которой установлено, что страхователем 14.02.2013 были представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2012 года с электронно-цифровой подписью по каналам связи. Однако представленные заявителем сведения не содержали полный перечень, установленный подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, а именно: в нарушение пп. 6 п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ. не представлены сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу физических лиц за прошедший календарный год по формам СЗВ-6-3 и АДВ-6-4. Кроме того, сведения, представленные 14.02.2013, содержали ошибки, перечень которых содержался в уведомлении о выявленных ошибках.
15.02.2013 плательщику страховых взносов Управлением направлены в электронном виде по каналам связи отрицательный протокол проверки и уведомление о выявленных ошибках, а также об отсутствии файла при приеме документов о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщикам страховых взносов в пользу физического лица.
Представленные страхователем 19.02.2013 сведения, переданные с электронно-цифровой подписью по каналам связи, содержали сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу физических лиц, что подтверждается отрицательным протоколом проверки и уведомлением о выявленных ошибках, отправленным в электронном виде по каналам связи 20.02.2013.
По результатам проверки составлен акт от 07.05.2013 N 42 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
На основании материалов проверки начальником ГУ - УПФ РФ в Омском районе Омской области вынесено решение от 19.06.2013 N 42 о привлечении заинтересованного лица к ответственности, предусмотренной статьёй 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2012 год в виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ в виде штрафа, что составило 139 196 руб. 70 коп.
Выявленные нарушения послужили основанием для вынесения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации решения от 19.07.2013 N 42, которым страхователь привлечен к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах в виде штрафа в размере 139 196 руб. 70 коп.
Не согласившись с вынесенным решением, ссылаясь, что ошибки, выявленные сотрудниками Пенсионного фонда, были устранены обществом в двухнедельных срок, при этом при привлечении общества к ответственности территориальный орган Пенсионного фонда допустил формальный подход к наложению штрафа, ЗАО "ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ "ОША" обратилось в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.
Решением от 30.08.2013 по делу N А46-8599/2013 требования заявителя были удовлетворены.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
Учреждение в соответствии с абзацем 4 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" является страхователем, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, должно исполнять все возложенные на него действующим законодательством обязанности.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) названный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В преамбуле Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ определено, что данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же правовым актом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
Согласно частям 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего учета о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации также имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Согласно статье 19 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
В соответствии с пунктом 40 Инструкции, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями, путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными на-логовых органов и органов Федерального казначейства. По запросу территориального органа страхователь представляет дополнительные сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
Согласно пункта 34 Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пункт 41 этой Инструкции устанавливает, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Как было установлено судом в ходе рассмотрения дела, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 4 квартал 2012 года Обществом были направлены 14 февраля 2013 года в электронном виде через ПО "Астрал-отчет".
Согласно отрицательному протоколу входного контроля Управления от 15 февраля 2013 года отчет не был принят по причине выявления ошибок.
Протоколом проверки РСВ-1 N 065 008 13 PC 0790016 от 15.02.2013 года Пенсионным Фондом зафиксированы допущенные Обществом ошибки.
В уведомлении о выявленных ошибках при приеме документов, содержащих индивидуальные сведения о страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, заинтересованное лицо отсутствие файла сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов в пользу физического лицо, определило как ошибку.
В данном уведомлении Пенсионный Фонд установил срок для устранения выявленных ошибок до 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В указанный срок все ошибки, выявленные Пенсионным Фондом, были Обществом устранены.
Поскольку из указанных документов следует, что представление неполного комплекта файлов было расценено заинтересованным лицом как ошибка с соответствующим уведомлением страхователя о возможности исправления указанной ошибки в определенный срок, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о возможности применения к рассматриваемым правоотношениям положений п. 34 вышеназванной Инструкции.
В решении от 19.07.2013 N 42 УПФР указало, что страхователем представлены возражения относительно штрафа, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, со ссылкой на то обстоятельство, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 4 квартал 2012 года были представлены своевременно (14.02.2013). В представленных сведениях выявленные ошибки страхователем были устранены в двухнедельный срок, а также представлены сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу физических лиц по форме СЗВ-6-3, которые первоначально представлены не были.
Следовательно, установленные по делу обстоятельства не позволяют сделать вывод о том, что в отношении застрахованных лиц плательщиком страховых взносов с учётом корректирующих сведений представлены неполные сведения.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, равно как и доказательств виновности страхователя в представлении некорректных сведений персонифицированного учета заявителем при рассмотрении апелляционной жалобы не представлено.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что при определении состава правонарушения и виновности страхователя изложенные выше обстоятельства не получили со стороны Управления надлежащего внимания и оценки, что безусловным образом влияет на оценку законности оспариваемого решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что Управлением в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 30.08.2013 по делу N А46-8599/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8599/2013
Истец: ООО "Продовольственная корпорация "ОША"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области