Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2013 г. N 11АП-20719/13
г. Самара |
|
18 декабря 2013 г. |
Дело N А65-16437/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Липкинд Е.Я.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан - извещен, не явился;
от Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - извещен, не явился;
от Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - извещен, не явился;
от Государственного казенного учреждения "Елабужское лесничество" - извещен, не явился;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан - извещен, не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан - извещен, не явился;
от гр. Глухова В.А. - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 октября 2013 года по делу N А65-16437/2013 (судья Назырова Н.Б.),
по заявлению Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, (ОГРН 1091690054763, ИНН 1655183653), г.Казань,
к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г.Набережные Челны ( ОГРН 1061682000016, ИНН 1639031830),
третьи лица:
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань,
Государственное казенное учреждение "Елабужское лесничество"
Федеральное государственное бюджетное учреждения "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан, г. Казань,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан, г. Казань,
гр. Глухов В.А.
о признании недействительными постановления N 1979 от 28.06.2012 г.,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г.Казань, (заявитель), обратилось с заявлением к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г.Набережные Челны (ответчик), Совету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г.Набережные Челны, о признании недействительными постановлений Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан N 5718 от 20.12.2010; N 5719 от 20.12.2010; N 5019 2010 года; N 5021 2010 года; N 5022 2010 года; без номера и года "О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:39:102201:150"; N2 от 11.01.2011; N1979 от 28.06.2012; N2879 от 03.09.2012; о признании недействительными Постановлений Главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан N1 от 11.01.2009; N 929 от 20.06.2007.
Определением от 29.07.2013 г. суд выделил требование о признании недействительным постановления N 1979 от 28.06.2012 г в отдельное производство.
К участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан (третье лицо-1); Государственное казенное учреждение "Елабужское лесничество" (третье лицо-2); Федеральное государственное бюджетное учреждения "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан (третье лицо-3); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ (третье лицо-4); гр. Глухов В.А. (третье лицо-5).
Определением от 11.09.2013 г. суд прекратил производство по делу в части требований к Совету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в связи с отказом в этой части от иска в порядке ст. 49 и ст. 150 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2013 года заявленные требования удовлетворены.
Суд решил признать недействительным постановление Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан N 1979 от 28 июня 2012 года, о предоставлении земельного участка в аренду.
Не согласившись с выводами суда, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что земельный участок с кадастровым N 16:39:102201:223 поставлен на кадастровый учет с категорией земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства перевод данного земельного участка в категорию "земли населенных пунктов" не осуществлялся.
Податель жалобы считает неверным то, что участок полностью входит в состав земельного участка лесного фонда с кадастровым N 16:39:000000:1459, в квартал 118 ч. выдел 11.9 и 16:39:000000:1458, в квартал 119, ч выдела 1,2 находящегося в собственности Российской Федерации.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
28.06.2012 года руководитель Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района принял постановление N 1979 "предоставить гр.Глухову В.А. земельный участок площадью 4419 кв.м. (кадастровый номер 16:39:102201:223) из категории земель населенных пунктов Малошильнинского сельского поселения, с.Большая Шильна, в аренду сроком на 49 лет для ведения личного подсобного хозяйства".
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.01.2013 (л.д. 14-18) на указанный земельный участок зарегистрировано ограничение в виде аренды в пользу Глухова В.А на основании договора аренды земельного участка от 24.07.2012 N 609/12-н.
О наличии оспариваемого постановления, нарушающего права Российской Федерации, заявителю, как он указывает, стало известно из письма Руководителя ГКУ "Елабужское лесничество" 19.03.2013 г.
При обращении в суд заявитель ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, указав, что о наличии оспариваемых постановлений ему стало известно лишь после получения письма из письма Руководителя ГКУ "Елабужское лесничество" 19.03.2013 г.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Оспариваемый ненормативный акт принят 28.06.2012 г., а заявитель с заявлением в суд о признании их недействительным обратился 11.06.2013 г., то есть за пределами трехмесячного срока со дня их принятия.
Судом установлено, что заявителю о наличии оспариваемого акта и о нарушении прав собственности РФ этим актом стало известно только 19.03.2013 г. из письма Руководителя ГКУ "Елабужское лесничество" 19.03.2013 г. Данное обстоятельство ответчик не опроверг, доказательства обратного не представил.
На основании изложенного, суд правомерно удовлетворил ходатайство заявителя о восстановлении срока для обращения в суд.
При принятии решения об удовлетворении заявленных Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан требований о признании указанного постановления недействительным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 19 ЛК РФ 1997 года, лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 8 ЛК РФ 2006 года лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании статьи 3 Федерального закона N 01-ФЗ от 04.12.2006 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что на землях лесного фонда проводится лесоустройство.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377 утверждены правила проведения лесоустройства. Лесоустройство включает в себя:
а) проектирование лесничеств и лесопарков;
б) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
в) проектирование лесных участков;
г) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов и лесных участков;
д) таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов);
е) проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
В соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства ГКУ "Елабужское лесничество" от 1971, 1981, 1991, 2001-х годов земельный участок с кадастровым номером 16:39:102201:223, входит в состав земельных участков лесного фонда с кадастровыми номерами 16:39:000000:1459 и 16:39:000000:1458, квартал 118, выделы 11 и 9, квартал 119 выделы 1 и 2, которые являются землями лесного фонда и собственностью Российской Федерации, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права серии 16-АЕ N 402380 от 14.03.2012 г и серии 16-АЕ N 402381 от 14.03.2012 г (л.д.114,116).
В соответствии с лесохозяйственным регламентом ГКУ "Елабужское лесничество", утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2009 N 151, земли лесного фонда, находящиеся на территории ГКУ "Елабужское лесничество", кварталов 114-119, по целевому назначению являются защитными, категория защищенности - лесопарковые части зеленых зон.
Статьями 102-107 ЛК РФ предусматривается усиленный правовой режим охранных лесов, расположенных на землях лесного фонда.
Государственная регистрация права федеральной собственности на спорный земельный участок подтверждается свидетельствами серии 16-АЕ N 402380 от 14.03.2012 г и 16-АЕ N 402381 от 14.03.2012 (л.д. 114,116).
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 16:39:102201:223 (входящий в состав земельных участков лесного фонда с кадастровыми номерами 16:39:000000:1459 и 16:39:000000:1458), отнесен к землям сельскохозяйственного назначения (л.д. 21-22).
Руководителем исполнительного комитета Тукаевского муниципального района 28.06.2012 вынесено постановление N 1979 "О предоставлении Глухову В.А. земельного участка с кадастровым номером 16:39:102201:223, из категории земель населенных пунктов, сроком на 49 лет для ведения ЛПХ" (л.д. 13) (далее - Постановление).
Впоследствии, между Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района и гражданином Глуховым В.А. заключен договор аренды земельного участка, сроком на сорок девять лет, на основании которого в едином государственном реестре зарегистрировано ограничение в виде аренды.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 16:39:102201:223, входит в состав земельных участков лесного фонда с кадастровыми номерами 16:39:000000:1459 и 16:39:000000:1458, квартал 118, выделы 11 и 9, кварталы 119 выделы 1 и 2, находящихся в собственности РФ.
Согласно межевому плану, составленному кадастровым инженером Р.Я. Юсуповым (Казанский филиал ФГУП "Рослесинфорг"), в результате кадастровых работ было уточнено местоположение, границы и площадь земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:1459, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Местоположение уточненных границ земельного участка определено на основании материалов лесоустройства 2003 года.
Площадь земельного участка в результате уточнения границ составила 285633 кв.м., что на 34367 кв.м. меньше площади по данным ГКН. Уменьшение площади связано с наложением границы г. Набережные Челны и земельных участков с кадастровыми номерами (в том числе) 16:39:102201:223, (с категорией "земли сельхозназначения") на земли государственного лесного фонда.
Судом правильно указано на то, что изложенные обстоятельства подтверждают наложение земельного участка с кадастровым номером 16:39:102201:223, на земли лесного фонда, находящиеся в федеральной собственности.
Судом правильно учтено, что ответчик не представил доказательств перевода спорных земельных участков из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов.
Довод заявителя о том, что в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", спорный земельный участок был предоставлен из земель не разграниченной государственной собственности, не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Как подтверждается материалами дела, спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда, право собственности на которые закреплено за Российской Федерацией. Принадлежность спорного участка к составу земель лесного фонда Российской Федерации подтверждается данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства ГКУ "Елабужское лесничество" от 1971, 1981, 1991, 2001-х годов. Кроме того, право собственности Российской Федерации на общие лесные участки, куда входит спорный земельный участок, было зарегистрировано в установленном порядке до принятия ответчиком оспариваемого постановления, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права.
С учетом изложенного судом правильно указано на то, что у ответчика отсутствовали основания для распоряжения земельными участком, право собственности на который закреплено за Российской Федерацией.
Судом верно отмечено в решении, что то обстоятельство, что спорный земельный участок по инициативе ответчика был сформирован и поставлен на кадастровый учет, оформлены кадастровые планы, внесены записи об отнесении их к землям населенных пунктов и присвоены кадастровые номера, не наделяет ответчика правом распоряжения и отчуждения земельных участков в пользу третьих лиц, и что осуществленное без соблюдения предусмотренной законом процедуры, отнесение спорного участка к землям населенных пунктов, при осуществлении кадастрового учета, правообразующего значения не имеет.
Действующее законодательство, включая Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации, Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", не предоставляют органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.
Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района, в силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, не уполномочен распоряжаться федеральной собственностью и передавать права пользования третьим лицам.
С учетом изложенного, а также положений ст. 201 АПК РФ суд пришел к правильному выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению, а постановление Исполнительного комитета Муниципального образования Тукаевского муниципального N 1979 от 28.06.2012 года, о предоставлении земельного участка в аренду - признанию недействительным, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 октября 2013 года по делу N А65-16437/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.