Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2013 г. N 13АП-23046/13
г. Санкт-Петербург |
|
18 декабря 2013 г. |
Дело N А26-1739/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Семеновой А.Б., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Е.С.
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Власова О.С. - по доверенности от 15.07.2013, Богуславская С.Л. - по доверенности от 18.06.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23046/2013) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.09.2013 по делу N А26-1739/2013 (судья Гарист С.Н.), принятое
по заявлению ООО "ПАЙ", место нахождения: 185026, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Питкярантская, д. 28, офис 36, ОГРН 1091001005787,
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
о признании незаконным приказа
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Пай" (далее - заявитель, общество, ООО "Пай") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным приказа Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия" (далее - заинтересованное лицо, Министерство) от 27.12.2012 N 1955 "О досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного по лицензии ПТЗ 80064 ТР".
Решением суда от 04.09.2013 заявление Общества удовлетворено в полном объеме: признан недействительным приказ Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 27.12.2012 N 1955 "О досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного по лицензии ПТЗ 80064 ТР" как не соответствующий Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Министерство обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Пай".
В апелляционной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, просит отменить судебный акт и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что вывод суда о наличии объективных причин нарушения условий пользования недрами, связанных с неразрешимостью вопроса о предоставлении лесного участка в аренду, сделан без учета того обстоятельства, что заявитель по вопросу оформления прав на лесной участок не обращался.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество, извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя, связи с чем жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что совместным распоряжением Территориального агентства по недропользованию по Республике Карелия и Государственного комитета Республики Карелия по лесному и горнопромышленному комплексу от 15.11.2004 г. N 210-р ЗАО "БалтГАЗстройкомплект" было предоставлено право пользования участком недр "Пай-2" для геологического изучения и добычи блочного камня на срок до 30.11.2024 г. ЗАО "БалтГАЗстройкомплект" выдана лицензия ПТЗ 01197 ТР на право пользования недрами (далее - Условия).
В дальнейшем в Условия вносились изменения:
- изменения N 1 (в части изложения пункта 2 Условий в новой редакции, уточняющих местоположение участка недр, его площадь, координаты, схему высвобождения площадей в процессе геологического изучения);
- изменения и дополнения N 2 (в части изменения пункта 2 Условий, корректирующих сроки высвобождения площадей в процессе геологического изучения, п.п. 4.5, 4.7 пункта 4 Условий, устанавливающих новые сроки проведения работ по геологическому изучению и др.);
- изменения N 3 (в части изложения пункта 2 Условий в новой редакции, уточняющих местоположение участка недр, его площадь, координаты, изменения п.п. 4.5,4.7,4.8,4.11 пункта 4 Условий, устанавливающих новые сроки проведения работ по геологическому изучению и др.).
29.09.2009 ООО "Пай" и ЗАО "БалтГАЗстройкомплект" обратились с заявками в Министерство природных ресурсов РК (предшественник Министерства по природопользованию и экологии РК по вопросам в сфере регулирования отношений недропользования) с просьбой переоформить право пользования недрами, предоставленного ЗАО "БалтГАЗстройкомплект" по лицензии ПТЗ 01197 ТР, на ООО "Пай".
Приказом Министерства природных ресурсов РК от 06.11.2009 N 290 лицензия на право пользования недрами для геологического изучения и добычи блочного камня на участке недр "Пай-2" была переоформлена на ООО "Пай" посредством выдачи последнему лицензии на право пользования недрами ПТЗ 80064 ТР.
Составной частью лицензии ПТЗ 80064 ТР являются "Условия пользования недрами" (далее-Условия) (т.1 л.д. 25-28), в пункте 4 которых прописаны основные виды работ и сроки их выполнения.
В соответствии с подпунктом 4.5 пункта 4 недропользователь должен был обеспечить выполнение работ по геологическому изучению:
-поисковые и оценочные работы - до июля 2008 года,
-разведочные работы - до декабря 2011 года.
В соответствии с подпунктом 4.7 пункта 4 Условий предоставление на государственную экспертизу запасов отчета, соответствующего ГОСТу 7.63-90, содержащего технико-экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности разработки месторождения должно быть не позднее апреля 2012 года.
Согласно подпункту 4.11 пункта 4 Условий начало промышленной добычи - май 2014 года, выход на проектную мощность - май 2015 года.
Пунктом 12.1 Условий предусмотрено, что при невыполнении владельцем лицензии условий пользования недрами органы, осуществляющие государственный контроль, имеют право рекомендовать органу, предоставившему лицензию, приостановить, ограничить или досрочно прекратить действие настоящей лицензии. Досрочное прекращение права пользования недрами производится в порядке, предусмотренном статьями 21, 26 Закона о недрах.
В связи с невыполнением в установленный срок пунктов 4.5, 4.7, 6.1, 7.2 Условий пользования недрами Министерство по природопользованию и экологии РК направило в адрес Общества уведомление N 6499 от 17.08.2012 о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ПТЗ 80064 ТР (т.1 л.д.21).
В уведомлении указано на возможность принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. Уведомление получено директором Общества 22.08.2012 за вх.N 39, о чем свидетельствует отметка на уведомлении (т.1 л.д. 21).
Приказом N 1955 от 27.12.2012 Министерством по природопользованию и экологии РК досрочно прекращено право пользования недрами, предоставленное ООО "Пай" 09 ноября 2009 года по лицензии ПТЗ 80064 ТР сроком действия до 30 ноября 2024 года для геологического изучения и добычи блочного камня на участке недр "Пай-2" (т.1 л.д. 18)..
Полагая незаконным данный приказ, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявление Общества, суд, установив невыполнение Обществом условий пользования недрами и соблюдение Министерством предусмотренной Законом о недрах процедуры досрочного прекращения права пользования недрами, исходил из того, что нарушение условий пользования недрами обусловлено причинами объективного характера, связанного с неразрешимостью вопроса о предоставлении лесного участка в аренду.
Выслушав представителей Министерства, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в силу следующего.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах и пункте 8 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утверждённого постановлением N 3314-1 от 15.07.1992 Верховного Совета Российской Федерации (далее - Положение о лицензировании).
Законом о недрах и Положением о лицензировании на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией.
Порядок досрочного прекращения права пользования недрами предусмотрен статьей 21 Закона о недрах и различается исходя из квалификации события, являющегося основанием для прекращения права.
В статье 20 Закона о недрах перечислены основания прекращения права пользования недрами, приостановления или ограничения органами, предоставившими лицензию, к которым, в частности отнесены нарушение пользователем недр существенных условий лицензии; систематическое нарушение пользователем недр установленных правил пользования недрами; если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункты 2, 3, 5 части второй).
Из Условий следует, что Общество должно было обеспечить в соответствии: с подпунктом 4.5 пункта 4 Условий выполнение работ по геологическому изучению: поисковые и оценочные работы - до июля 2008 года, разведочные работы - до декабря 2001 года; с подпунктом 4.7 пункта 4 Условий предоставление на государственную экспертизу запасов отчета, соответствующего ГОСТу 7.63-90, содержащего технико-экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности разработки месторождения должно быть не позднее апреля 2012 года.
Судом установлено, что геологические работы с целью поисков и оценки месторождения полезных ископаемых проведены предыдущим пользователем недр (ЗАО "БалтГАЗстройкомплект"). Запасы блочного камня на месторождении "Кашканы" утверждены приказом Министерства природных ресурсов Республики Карелия от 20.07.2009 N 199 по категории С2 и прогнозные ресурсы по категории Р1. Кроме того, прежним пользователем недр в 2006 году выполнен проект на геологоразведочные работы (проект на разработку опытно-промышленного карьера по добыче блоков кварцитопесчаника на участке недр "Пай-2"). Проект прошел экспертизу промышленной безопасности.
Разведочные работы на месторождении на день вынесения оспариваемого приказа не осуществлены, опытно-промышленный карьер не пройден, отчет по результатам геологоразведочных работ на государственную экспертизу запасов не представлен. Недропользователь не уточнил предварительные границы горного отвода, что должно осуществляться после государственной экспертизы запасов (пункт 2 Условий), а также не оплатил разовые платежи при наступлении определенного события: "государственная экспертиза запасов полезных ископаемых" (п/п.6.1 пункта 6 Условий).
Таким образом, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается факт нарушения условий лицензии, что в соответствии со статьей 20 Закона о недрах явилось основанием для направления в адрес ООО "Пай" уведомления о возможном досрочном прекращении права пользования недрами от 17.08.2012.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
В целях обеспечения защиты прав и интересов недропользователя в статье 21 Закона о недрах установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 20 данного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Поскольку по истечении трех месяцев со дня получения уведомления нарушения, указанные в нем, Обществом не были устранены, Министерство правомерно вынесло оспариваемый приказ от 27.12.2012 N 1955 о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного по лицензии ПТЗ 80064 ТР. Нарушение Обществом пунктов 2, 3, 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах подтверждается материалами дела и не оспорено заявителем.
Суд пришел к правильному выводу о нарушении заявителем Условий пользования недрами и соблюдению Министерством установленной процедуры досрочного прекращения права пользования недрами.
Однако судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отсутствии у Министерства достаточных оснований для досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии, поскольку вопреки выводам суда первой инстанции не усматривает наличия объективных, не зависящих от общества и находящихся вне сферы его контроля причин, препятствующих исполнению лицензионных обязательств в силу следующего.
В силу статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским, земельным, лесным, водным законодательством и названным Законом.
Согласно абзацу второму названной статьи Закона о недрах земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно абзацу третьему статьи 25.1 Закона образование земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется на основе документов, предусмотренных законодательством о государственном кадастре недвижимости и законодательством Российской Федерации о недрах.
Необходимым условием предоставления земельного участка для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является наличие у пользователя недр лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Пунктом 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что договоры аренды лесных участков в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых заключаются без проведения аукциона.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319 утверждены Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка (далее по тексту - Порядок N 319).
В пункте 10 названного Порядка предусмотрено, что в случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 настоящего Порядка.
Действовавшие до утверждения вышеуказанного Порядка N 319 Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности (пункт 13) (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324), Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (пункт 20) (утв. приказом Минсельхоза РФ от 12.02.2010 N 48) также предусматривали обращение в государственные органы с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка с приложением установленных документов.
Из материалов дела следует, договор аренды лесного участка N 14 от 17.10.2007, предоставленного ЗАО "БалтГАЗстройкомплект" в аренду в целях добычи блоков кварцитопесчанника на участке недр "Пай-2", после переоформления лицензии ПТЗ 01197 ТР был расторгнут соглашением от 25.02.2010.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что после получения заявителем лицензии ПТЗ 80064 ТР на право пользования недрами, ООО "Пай" в Министерство лесного комплекса РК с заявлением о предоставлении лесного участка в аренду не обращалось, необходимых документов не предоставляло.
ООО "Пай" в 2010 году обращалось в адрес Министерства лесного комплекса РК только с заявлением об утверждении актов выбора лесных участков (на участок месторождения и подъездную дорогу к нему, причал). После устранения заявителем недостатков в представленных документах были изданы приказы от 20.09.2010 N N 1133 и 1134 об утверждении актов выбора лесных участков.
Доказательств обращения ООО "Пай" после 20.09.2010 в Министерство лесного комплекса Республики Карелия и (или) в Министерство по природопользованию Республики Карелия по вопросу оформления прав на лесной участок заявителем не представлено, как и доказательств чинения ему препятствий со стороны кого-либо в целях исполнения Условий пользования недрами.
Данные обстоятельства не были приняты судом во внимание, суд также не учел, что после утверждения Министерством 20.09.2010 года актов выбора земельного участка Общество не приняло мер по исполнению лицензионных обязательств - фактически бездействовало.
Вопреки выводу суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает наличия объективных, не зависящих от общества и находящихся вне сферы его контроля причин, препятствующих исполнению лицензионных обязательств.
По мнению апелляционной инстанции, подобными действиями, выразившимися в грубом нарушении предусмотренных законодательством порядка и условий пользования недрами, Общество нарушает баланс публичных интересов в свою пользу вне всяких объективных оснований. Именно эти обстоятельства, подтвержденные совокупностью представленных доказательств, позволило сделать Министерству законный вывод о наличии в действиях ООО "Пай" объективной стороны нарушения как основания для прекращения права пользования недрами.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что у Министерства имелись правовые основания для издания указанного приказа, так как неисполнение лицензиатом в течение длительного времени условий лицензионного соглашения, которое является неотъемлемой частью лицензии на пользование недрами, является в соответствии со ст. 20 Закона о недрах основанием для досрочного прекращения права пользования лицензиатом недрами.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования Общества о признании недействительным оспариваемого приказа Министерства о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного по лицензии ПТЗ 80064 ТР.
На основании изложенного, апелляционная жалоба Министерства подлежит удовлетворению, а принятое решение суда - отмене с вынесением нового судебного акта об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04 сентября 2013 года по делу N А26-1739/2013 отменить.
Отказать Обществу с ограниченной ответственностью "Пай" (185026, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Питкярантская, д. 28, офис 36, ОГРН 1091001005787) в удовлетворении заявления о признании незаконным приказа Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 27.12.2012 N 11955 "О досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного по лицензии ПТЗ 80064 ТР".
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
А. Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.